Азбука Ахматовой - Грин, Гроссман

Юрий Прокуратов
Азбука Ахматовой - Александр Грин, Василий Гроссман
* * *
Грин Александр

ГРИН АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ (ГРИНЕВСКИЙ) (1880, Вятская  губ. - 1932, Старый  Крым), писатель. Родился  в  семье  ссыльного  поляка.

9 декабря 1962. Девица уже кончила читать стихи и выслушала советы Анны Андреевны. Я из-за ширмы слышала два стихотворения, оба плохие, но одно из них все же получше: “Золушка”. В другом упоминаются герои Грина.
- Вы любите Грина? - спросила Анна Андреевна.
- Да.
- Ну, ничего, с годами это пройдет.
(Я возгордилась: с юности Грина терпеть не могу. Все какие-то дешевые красоты дешевого романтизма, а язык не русский: то ли перевод, то ли эсперанто.

В письме от Тамары Владимировны Ивановой (ноябрь 1993) рассказывается: “Однажды кто-то (при мне) спросил у Анны Андреевны, почему она не любит Грина (“Алые паруса”). Анна Андреевна задумчиво ответила: “я сама долго не могла понять и с трудом догадалась - я не понимаю, с какого языка он переводит”.

                Л. Чуковская. Записки об  Ахматовой

* * *
ГРОССМАН ВАСИЛИЙ (ИОСИФ СОЛОМОНОВИЧ) (1888, Бердичев - Киевская  губ. - 1965, Москва), писатель. Автор  романа  “Жизнь  и   судьба”. По данным журнала “Лехаим”, родился в Одессе.
- Я, между  прочим, - перебил  меня,  понизив  почему-то  голос,  Василий  Семенович, - тоже  химик  по  образованию.  Правда  не  слишком  крупный.
                В. Некрасов

“В то время когда печатался в “Новом мире” идейно порочный роман Василия Гроссмана, в Ленинграде среди писателей воскурился фимиам и слышались восхищенные отзывы по поводу этого произведения. Крестного хода, как это было в Москве, у нас не было, но хоругви носили и в Ленинграде. (Смех) Шли сравнения с “Войной и миром” и так далее - в общем, то же самое, что я слышал, сидя в течении двух дней здесь в Москве”
                А. Прокофьев “толстожопый”(кличка)

5 сентября 1946. По поводу пьесы Гроссмана, разруганной в “Правде”, Леонов говорит; “Гроссман очень неопытен - он должен был свои заветные мысли вложить в уста какому-нибудь идиоту...
                К. Чуковский

26 июня 61. Мы заговорили о Гроссмане. Слухи ходят об изъятии его романа. Не знаем, правда ли или вранье? Если правда, то ведь это настоящее злодеяние, книго-человеко-убивство.