Быть постронним

Олег Калинка
Спектакль Юлии Паниной «Посторонний».
 Спектакль «Посторонний» это одна из редких возможность увидеть сценическое воплощение сценическое воплощение художественного наследия Альбер Камю, сюжет его произведения поставлен в виде фантасмагория, это история его соотечественника француза живущего в провинции, в дали от Франции в колониальном Алжире. Его жизнь довольно размерена и обыденна, жалование от работы в компании позволяет ему скромно существовать, а его усердие позволяет ему надеется на повышение. Спектакль воссоздаёт атмосферу унылого обывательской жизни, где редко что-либо нарушает течение однообразной жизни, здесь Камю изображает консервативное общество, в котором мораль и общественные нормы поведения главенствуют над всеми аспектами его жизни. Этот прессинг общественной морали и её понимания диктует, что и как делать, общественно «принятое» понимание, что есть хорошо и что есть плохо. Это ярко-выраженное доминирование нависает на него во всех сторонах жизни, он чувствует, что чего индивидуальность и собственное мнение не интересует никого и это вторично для общества. Весть о смерти матери в доме престарелых, меняет ситуацию в его жизни и его окружении. Это глубоко личная драма, он болезненно переживает эту утрату, одновременно это событие становиться точкой перелома его монотонного существования в провинциальном Алжире. В этой его глубоко личной трагедии он переживает и страдает, его охватывает чувство утраты и вины перед матерью за то, что не уделял достаточно внимание ей последние годы и в этой драме он испытывает на себе прессинг общественной морали. В этой драме ярко проявляется философия Совести Альбера Камю, его отношения с матерью до смерти оказываются в фокусе общественного порицания, циничная мораль общества активно вторгается в его мир, это вторжение и диктат подводит его к конфликтной точке. В этом конфликте персонаж абсолютно беззащитен перед агрессивным давлением общества, он подобен маленькому ребенку, чей голос не слышен, общество не воспринимает его как личность. Экзистенциализм Альбера Камю раскрывается в полном объёме в «Постороннем» в показе конфликта мировоззрений, в попытке героя отстоять право на индивидуальность, в его нежелание вписываться шаблоны общественного понимания. Этот конфликт маленького человека и общества приводит к дальнейшему разобщению, его подозревают в убийстве одного местного торговца и суд выносит ему смертного приговор. В этой точке конфликт достигает своей высшей точки смертную казнь можно избежать, подав на помилование, но у него нет желания жить в тисках морального прессинга и он не видит смысла в дальнейшем смысле существования. Вопреки всем различиям во времени и географией «Посторонний» c философией экзистенциализма Альбера Камю невероятно актуален в наше время, так как попытки агрессивного вторжения общества в индивидуальное пространство каждого существуют во все времена, спектакль даёт возможность соотнести историю маленького человека в агрессивной среде морализма к себе и окружающему миру и стать чуть внимательнее и добрее таким образом мы все сможем не чувствовать себя «Посторонним» в пустыне эгоизма и черствости.