Через призму внутреннего мира

Олег Калинка
 Спектакль Алексея Образцова«Os/Театр Особняк.
Спектакль «Os/Ось» - это уникальный сценический проект Алексея Образцова Театр Особняк и Театра SNG Novo Gorica (Словения), он предлагает зрителю полностью абстрагироваться от реальности и совершить метафизический путь познания собственного внутреннего мира и реальности вокруг нас. В основе спектакля лежат произведения всемирно известного сербского писателя и философа Милорада Павича, но это не попытка воплощения сюжетов великого классика в сценическом пространстве. В «Os/Ось» эти сюжеты выступают в качестве отправной, источником вдохновения для здесь выступает философия великого писателя, в спектакле она играет первую скрипку. Философское понимание мира выступает в качестве фундамента этого сценического проекта или его осью вокруг, которого создается всё сценическое действо. Его образ в спектакле в сценическом пространстве материализуется через строки его произведений, они открывают спектакль. Эти строки озвучивает образ, за которым угадывается персонаж (Андрей Жуков), повествующий историю в произведениях Павича. Голосовая палитра спектакля «Os/Ось» невероятно выразительна богатством оттенков и тонов, она совместно с визуальными образами даёт возможность погружения в видения созданные Павичем. Богатство этой колосовой палитры придаёт этому повествованию особое звучание, оно звучит абстрагированной наративоной манере, с сильным влиянием экзистенциального видения. Через этот приём осуществляется незримое присутствие самого автора в сценическом пространстве, через этот силуэт зритель начинает свой путь познание визуальных образов философской мысли Милорада Павича. Сценическое воплощение его философской мысли Павича раскрывает зрителю в понятие «оси», вокруг которой строится всё мироздание, это понятие здесь практически безгранично. Сценическое пространство, созданное Алексеем Образцовым в «Os/Ось» визуализирует это понятие и здесь зритель познаёт понятие оси, в спектакле - это стержень и центровая компонента, объединяющая автора с его творениями, мыслями и миром в котором он живет. Это единство неразрушимо и не подвластно времени и пространству, оно трансформируется или видоизменяется, но его суть-замысел продолжает существовать по смерти автора-создателя. В спектакле «Os/Ось» этот сложный образ, который продолжает существовать вечно, через это понятие него зритель продолжает познавать мир Павича и этот путь познания пролегает через пространство, наполненное сложными, многомерными образами философии Милорада Павича. Эти образы возникают из неоткуда, подобно образам в нашем мозгу, они не ассоциируются с реальными персонажами произведений автора. Эти образы невероятно символичны и пластичны в их сценическом воплощении. Образцов в спектакле особенно ярко воплощает видение Павича о неразрывности времени, в нём граница между прошлым и будущем иллюзорна и одно перетекает в другое. Проект «Os/Ось» раскрывает зрителю многомерный философский мир Павича через различные его взгляды и один из них через экспрессию слова и языка. В спектакле она опирается на безграничность понимания, существующее над языковыми и географическими барьерами. Образцов воплощает это видение через билингвуализм (двуязычие), через слияние двух языков: русского (Кристина Скварек) и словенского диалекта сербского языка (Maja Nemec). В «Os/Ось» достигается эффект перетекания одного языка в другой, это слияние языков в передаче смысла и значения понятия времени создаёт визуальный образ понимания вне языковых барьеров и границ. Зритель, погружаясь в пространство «Os/Ось» получает возможность посмотреть через метафизическую призму философии Милорада Павича на свой собственный внутренний мир и попробовать переосмыслить своё собственное видение мироздания.