Азбука Ахматовой - Вознесенский, Волошин, Гамсун

Юрий Прокуратов
Азбука Ахматовой - Андрей Вознесенский, Максимилиан Волошин, Кнут Гамсун

* * *
Вознесенский Андрей

ВОЗНЕСЕНСКИЙ АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ (1933, Москва - 2010, Москва), советский  поэт.

1 июля 61. Я спросила, читала ли она в «Литературной газете» статью Сарнова о Евтушенко и Вознесенском. Она статьи не читала, а о Евтушенко и Вознесенском отозвалась неблагосклонно и как о личностях и как о поэтах.
Я спорить не собиралась: ни Вознесенского, ни Евтушенко вообще никогда и в глаза не видывала. Стихи Вознесенского не воспринимаю, а в Евтушенко – «в этом теплится что-то». Писать стихи он не умеет, но что-то живое есть… Впрочем, я не вчитывалась.
- Начальство их недолюбливает, - сказала я.
- Вздор!..

28 мая 65. Возник обычный общий разговор о Евтушенко, Вознесенском и Ахмадулиной. О Евтушенко и Ахмадулиной говорили по-разному, о Вознесенском всегда с неприятием.
-«Мальчик Андрюшечка», как называли его у Пастернаков, сказала Анна Андреевна. – Вчера он мне позвонил. «Я лечу в Лондон… огорчительно, что у нас с вами разные маршруты… Я хотел бы присутствовать на церемонии в Оксфорде». Вовсе незачем ответила я. На этой церемонии должен присутствовать один-единственный человек: я. Свиданий ему не назначила: ни у Большого Бена, ни у Анти-Бена…
- Надо признать, - сказала Анна Андреевна, - что все трое – виртуозные эстрадники. Мы судим их мерками поэзии. Между тем, эстрадничество тоже искусство, но другое, к поэзии прямого отношения не имеющее…Меня принудили прочесть «Озу» Вознесенского, какое это кощунство, какие выкрутасы…

Л. Чуковская. Записки об Анне Ахматовой

А Вознесенский после скандала с “Метрополем”пять улетел в Америку. Говорят, Союз писателей был против и товарищ Верченко лично в ярости топал личными своими ногами, но Вознесенский все равно улетел. Потому что сенатор Кеннеди его личный друг. И Артур Миллер тоже его личный друг. Но ни сенатор Кеннеди, ни Артур Миллер не могут приказать товарищу Верченко, чтобы он не топал ногами. Значит у Вознесенского и в Москве есть какой-то влиятельный друг, который поважнеее, а може, и пострашнее товарищв Верченко.
                Владимир Войнович


* * *
Волошин Максимилиан

ВОЛОШИН (КИРИЕНКО) МАКСИМИЛИАН АЛЕКСАНД-РОВИЧ (1877, Киев - 1932, Коктебель), поэт  и  художник. “...Стихи  вскрывают  его  презрение  к  народу,  “прогалдевшему,  пропившему  Россию”, “Спасал в свое доме красных  от  белых  и  белых  от  красных” - БСЭ, 1971

8 февраля 40. В Москве ко мне как-то зашла одна девица. Из породы «архивных девушек» — слышали этот термин? Это я его ввела... Она с восторгом, захлебываясь, рассказывала мне о Максе: «Он был в Москве... мы все собрались... и он говорил...» — «Он говорил одной, — перебила ее я: „Вы — Муза этого места“, другой: „Вы — Сафо“...» — «Откуда вы знаете?» — закричала девица, ошеломленная моей догадливостью... «Я это сейчас придумала», — ответила я. Дело в том, что Макс, как и Вячеслав, обожал обольщать людей. Это была его вторая профессия. Приезжала в Коктебель какая-нибудь девица, он ходил с нею по вечерам гулять по берегу. «Вы слышите шум волн? Это они вам поют». И девица потом всем рассказывала, что Макс объяснил ей ее самое. Она поклонялась ему всю жизнь, потому что ни до, ни после с ней никто так не говорил по той весьма уважительной причине, что она глупа, бездарна, некрасива и пр.

26 апреля 1959. Я знаю, что Марина на него молится, а я его не выношу: из Коктебеля всегда исходили сплетни.
                Л. Чуковская. Записки об Ахматовой

Волошина, как поэта считала дутой фигурой, которой невероятно повезло в мемуарной  литературе:  “Сначала Цветаева пишет о нем в качестве влюбленной в него женщины, потом Эренбург, реабилитирует все имена подряд, подает его только со знаком плюс”
                А. Найман, “Рассказы об Анне Ахматовой”
* * *
Гамсун Кнут

Кнут Га;мсун (4 августа 1859 г., Лом, Норвегия— 19 февраля 1952 г., Гримстад, Норвегия), норвежский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1920 год.

10 июня 55. Я спросила у нее, что она сейчас читает?
- «Мистерии»!
Я обрадовалась: изо всех гпмсуновских романов этот мной самый любимый.
- Я читала его лет 30 назад, - - сказала Анна Андреевна. – Конечно, в смысле чувств я его и тогда понимала вполне, а в смысле литературном – нет. Я только сейчас до конца поняла, какая это смелая вещь – в ней и Джойс, и вся современная литература – т такая она русская, как виден в ней Достоевский.
Л. Чуковская. Записки об Ахматовой