Ученики. Трагифарс

Работник Неба
УЧЕНИКИ. ТРАГИФАРС
 Посвящается воинствующему невежеству

Глава семьи беспомощно вертел в руках инструкцию от только что полученной по почте технической новинки:
- Вот же, понапишут всякого на непонятных языках! А по-нашему нигде не написали!
- Это потому что у них в нашу страну экспорта нет, - объяснил Младший брат Главы.
- Поди разбери теперь, как им пользоваться… - ворчал Глава, теребя брошюру.  – Тут на некоторых страницах ни одной буковки знакомой!
- Вон тут внизу по-английски написано.
- Спасибо, сэр, вы очень мне помогли. Лучше уж мы оба на китайский посмотрим, всё равно результат тот же будет.
- А я говорила: надо учить языки! – вмешалась в разговор Хозяйка, вставшая на пороге комнаты.  – Сейчас без английского никуда.
- А может, не обязательно учить, - ответил Младший брат.  – Сейчас уже и такие компьютерные программы есть, которые сами всё переводят.
- Лодырь ты! – послышался голос Старой, которая тоже пришла вместе с Хозяйкой. – Сам ничего не хочешь, а желаешь, чтоб за тебя машинка всё делала! Ну, сломается твой компьютер, и  что ты тогда – лапки кверху?  В них же вирусы бывают!
- Можно на курсы записаться, - сказал Глава. – Я видел в подъезде объявление: огромное такое, разноцветное: набор  на трёхмесячные курсы английского языка в нашем районе.
- Платные?
- Платные!
- Эх, если мы все туда пойдём – это же сколько денег выйдет! На квартплату может не остаться…
- Ну, а рядом я видел другое объявление. Попроще, нецветное: тоже приглашают на курсы английского, но только бесплатно.
- Ух ты! Прямо бесплатно? – оживились остальные.
- Бесплатно знаете, что бывает? – охладила их пыл Старая. – Я однажды в газете читала: тоже людей заманивали на «бесплатные курсы», а потом заставляли читать экстремистскую литературу!
 - Да ну эти курсы! – решил Глава. – Сами выучим! Только бы книжку толковую найти.
- - Вот будет получка, поедем в книжный магазин…
- А разве у нас дома никаких учебников не осталось? Старшая же учила…
- А она, когда уезжала, все свои книги раздарила или продала… Вот и посылай их в институты после этого…
- Да что мы огород городим! Младшая-то уже начала учиться! У них и английский есть. Можно её учебник взять.
Хозяйка сбегала в комнату ребёнка за учебником; широкоформатная красочная книжица пошла по рукам.
- Ничего не понимаю, - пробормотал Глава. – Картинки, буковки, стишки какие-то. А инструкции, как разговаривать, нет!
- Им на уроках всё устно объясняют, - припомнила Хозяйка.
- Отлично! Вот и велим ей нам пересказать!
- Так она же ещё, поди, не весь английский знает? – спохватилась Хозяйка.
- Уж во всяком случае, больше, чем мы. Почти год с книжкой и тетрадкой бегает – должно уже было что-то в голове осесть! Вот пусть и научит нас!

Щуплая первоклассница вошла в комнату, где уже сидели все взрослые. Она робела, в её круглых глазёнках читалось недоумение. Она всю жизнь была Младшей, и все вокруг неё были взрослее, лучше знали, больше умели, всегда поправляли её… А сейчас ей вдруг требовалось сменить роль и превратиться в Учительницу – ту, кто знает то, чего не знают другие, и может наказать нерадивых учеников. Но тут учениками были те, кто обычно сам наказывал, - и она очень боялась не справиться.
Как бы для того, чтоб подчеркнуть всю серьёзность этих занятий, взрослые достали откуда-то и прислонили к дверце шкафа старую игрушечную чёрную доску с кусочком мела.
- Начнём наш урок! – возвестила девочка тоном, подслушанным в любительской театральной постановке. – «Привет» по-английски будет «Хэллоу».
- Ну, «хэллоу» - это все понимают, - начал ворчать Младший брат Главы. – Это даже и не надо знать английский язык, чтоб сказать «хэллоу». Ты давай нам посложнее чего-нибудь!
- Тогда я научу вас говорить «Как дела?» Это будет «Хау ду ю ду».
- Надо бы записать…
- Сейчас покажу, как оно пишется.
Младшая долго стучала мелом, старательно выводя кружочки и чёрточки – и вот на обшарпанной доске появилось угловатое „How do you do“.
- А где тут слово «как»? – спросил Глава.
- Воть. – Младшая ткнула импровизированной указкой в „how“. – «Хау».
- А почему ты его так читаешь? – поинтересовалась Старая.
- Потому что так по правилам, - недоумённо отвечала Младшая,  вчуже полагая, что её экзаменуют.
- Какие странные правила, - развела руками Старая. – Тут же нигде нет буквы «а».
- В английском совершенно непохожие правила чтения, - начала объяснять Старой Хозяйка, чтобы выручить девочку, которая заметно растерялась. – Там иногда читается всё совсем не так, как пишется. По-другому.
- Ну, по-другому так по-другому! Едем дальше! – стал торопить Младший брат Главы. – Где тут слово «дела»?
Девочка, уже и так выбитая из седла вопросами о причудах орфографии, растерялась ещё больше. Игрушечная указка в её руке поникла.
- Ну, тут не буквально переводится… - лепетала она. – Это местоимение «ты»… это глагол…
- А слово «дела» где?
- А его там нет.
- Но это же фраза «Как дела»? – начал раздражаться Младший брат Главы.
- Ну, в общем, оно там как бы есть, но его там нет… - путалась в объяснениях девочка.
- Значит. Ты даёшь нам не фразу «Как дела», а какую-то другую, - упрекнул Глава.  – Перепутала? Говорил же я тебе: на уроках надо внимательно слушать, а не ворон считать!
- Не перепутала… Это действительно то выражение.
- Вот это слово что значит? – Глава подошёл и ткнул кургузым пальцем в „do“.
- Это глагол. «Делать» переводится.
-А почему ты его два раза написала? Так и есть: невнимательная!
- Наверно, ты это выражение нетвёрдо выучила, - покачала головой Старая.
- Да всё я выучила… Каждый день употребляю…
- Вот и объясни, почему оно такое!
- Не знаю… - Глазки Младшей порозовели, в голосе послышались нотки плача.  – Я ещё не умею такое объяснять… Мне это сложно.
- Да что тут сложного! – Младший брат Главы потерял терпение. – Тут ничего сложного быть не должно: стой себе с указкой да рассказывай, что знаешь! Это нам должно быть сложно, ученикам: новое запоминать! А у учителя все знания уже должны быть в голове!
- Мы на тебя надеялись, - стыдила Старая. – Думали, ты нас просветишь, международному языку научишь. А ты… Эх, ты!
Девочка отшвырнула указку, села в своей выглаженной юбочке прямо на пол и расплакалась:
- Чем я виновата? Мы такого и не проходили, что вы спрашиваете! Нас ещё не учили объяснять, почему языки разные!

Она проплакала в комнате весь вечер. Взрослые и не думали её утешать. Они сидели в кухне за чайным столом и обсуждали, кому из них завтра идти в школу и ругаться с учительницей Младшей по поводу того, что она не тому учит детей.
22 декабря 2019