Азбука Ахматовой - Берлин, Благой, Блок

Юрий Прокуратов
Азбука Ахматовой - Исайя Берлин, Дмитрий Благой,  Александр Блок, Любовь Блок (Менделеева)

* * *
Берлин Исайя

Сэр Иса;йя Бе;рлин (1909, Рига – 1997, Оксфорд), английский философ, историк. Друг Ахматовой

Понимаете ли, она же не видела иностранца с 1916 года. И вот появляется у нее первый человек с Запада, и так сказать, нечаянно… Я ведь не знал, что ее встречу. Я ведь не читал ни одной строки ее поэзии. Я не знал, что она жива… И вдруг этот критик, Орлов, мне сказал: «Ахматова. Она живет за углом. Хотите к ней зайти?» — «Конечно!» Он сказал: «Да ради Бога».

Исайя БЕРЛИН. Беседа с Дианой Абаевой-Майерс.

 «Гость из будущего».  (Ахматова)

После встреч с Ахматовой, друг опубликовал воспоминания в Англии, в результате чего Ахматова подверглась известным репрессиям (смотри доклад Жданова, 1946 года, который вошел в хрестоматии советских школьных программ)

Кроме персональных репресий, в очередной раз взят в заложники сын Ахматовой Лев Гумилев. В 1949 году он вновь был арестован, обвинения были заимствованы из следственного дела 1935 года; был осуждён на 10 лет лагерей. Срок отбывал в Казахстане, на Алтае и в Сибири.

«Считается, что писатели должны находиться под особенным наблюдением, так как имеют дело  с опасной областью идей, и поэтому их надо оградить от индивидуадбных контактов с иностранцами более тщательно, чем других, менее интеллектуальных профессионалов, таких, как актеры, танцоры и музыканты, которые считаются менее восприимчивыми к идеям и более защищенными от разлагающего влияния заграницы. Это разделение, намеченное службами безопасности, кажется правильным, так как только в разговорах с писателями и их друзьями иностранные гости (например, автор этой записи) могли встретить настоящее понимание…
И. Берлин. Из доклада в Форин Оффис, 1945 г.

«Вы оказывается, профессиональный спортсмен – причем «спортсмен» произнесла по- английски. Я спросил по внезапной ассоциации, а каков внешне Исайя Берлин. «У него сухая рука, - ответила она сердито, - и пока его сверстники играли в футболь, - «футболь» прозвучало уже по франузски, - он читал книги».
Анатолий Найман «Рассказы о Анне Ахматовой»

* * *
Благой Дмитрий

Дмитрий Дмитриевич Благой (9 февраля) 1893 — 14 февраля 1984) — советский литературовед, пушкинист, историк литературы.

19 марта 42. Она рассказала, что прочла поэму Благому, а он спросил: «Вы это всерьез написали, или это шуточная вещь?»
Л. Чуковская. Записки об  Ахматовой

Пушкинист Дмитрий Благой прожил 91 год, «сторожа веревку удавленника Сережи Есенина»

* * *
Блок Александр

Блок Александр (1880 – 1921), поэт

Мы с мамой ездили осматривать санаторию на Подсолнечной. - Меня бес дразнит, - Анна Ахматова в почтовом поезде”. Мать Блока пишет своей приятельнице: “Я все жду, когда Саша встретит и полюбит женщину тревожную и глубокую, а стало быть и нежную... И есть такая молодая поэтесса, Анна Ахматова, которая к нему протягивает руки и была бы готова любить. Он от нее отвертывается, хотя она красивая и талантливая, но печальная. А он этого не любит...
                Из записной книжки Блока  от 9 июля 1914

Перед Блоком Анна Ахматова робела. Не как поэт, как женщина.
                А. Тыркова- Вильямс

3 сентября 56. В Блоке жили два человека: один – гениальный поэт, провидец, пророк Исайя; другой – сын и племяник Бекетовых и Любин муж. «Тете нравится»…»Маме не нравится»…»Люба сказала»… А Люба была круглая дура. Почему Пушкин никогда не сообщал никому, что сказала Наталия Николаевна? Блок был в Париже и смотрел на город и на искусство глазами Любы и тети… Какой позор! О Матиссе, гении, когда тот приезжал в Россию, записал у себя в дневнике: «французик из Бордо»
Л. Чуковская. Записки об  Ахматовой

* * *
Блок Любовь

БЛОК  (МЕНДЕЛЕЕВА) ЛЮБОВЬ ДМИТРИЕВНА (1882, Петербург - 1939, Ленинград), жена Александра Блока, возлюбленная Андрея Белого.

19 августа 40. Я спросила, была ли Любовь Дмитриевна красавицей.
– Что вы, Л. К., с такой спиной! Она не только не была красива, она была ужасна! Я познакомилась с ней, когда ей исполнилось тридцать лет. Самое главное в этой женщине была спина – широченная, сутулая. И бас. И толстые, большие ноги и руки. Внутренне же она была неприятная, недоброжелательная, точно сломанная чем-то… Но он всегда, всю жизнь видел в ней ту девушку, в которую когда-то влюбился…


31 августа 40. - К.И. рассказывал мне о Дневнике Любови Дмитриевны. Говорит, такая грязь, что калоши одевать надо. А я-то еще жалела ее, думала - это ее юнный дневник. Ничуть не бывало, это теперешние воспоминания... Подумайте, она пишет: “Я откинула одеяло, и он любовался моим роскошным телом”. Боже, какой ужас! И о Блоке мелко, злобно, перечислены все его болезни.
_________________
Маша задала Анне Андреевне тот же вопрос, какой некогда я: была ли красива любовь Дмитриевна Блок? Ну, это привычная и хорошо разработанная Анной Андреевной тема.
Тихо и по складам:
- Она была похожа на бегемета, поднявшегося на задние лапы.
Затем подробнее:
- Глаза - щелки, нос - башмак, щеки - подушки. Ноги - вот такие, руки - вот этакие.
Когда-то мне Анна Андреевна говорила, что у Любови Дмитриевны была широкая спина. Я напомнила ей об этом.
Ответ был мгновенный:
- Две спины, - сказала она.
                Л. Чуковская. Записки об  Ахматовой

29 августа 1954. Это был том из собрания сочинений Веры Фигнер. Я прочла: “В прошедшем 1921 году, Россия понесла две тяжелые утраты: в феврале скончался Кропоткин, а в декабре - Короленко”.
- А в августе Блок - сказала я. - И Гумилев. Она забыла.
- Да, в августе Блок, - повторила Анна Андреевна. Она не забыла, для нее Блока просто не было....
                Л. Чуковская. Записки об Ахматовой