Атеисты в жизни бывают лучше православных?

Максимилиан Чужак
Сейчас стало модно рассуждать о православном сообществе, сравнивать его с другими, оценивать... Прежде всего могу сказать о себе лично, что я в Церкви не ищу ни человеческого общения, ни чувства общности, ни красоты богослужения, ни сопричастности истории и т. д. Ко всему этому я отношусь довольно-таки спокойно. От Церкви мне нужен Бог, я эмпирически убедился, что Он там, то есть здесь, в нашей Святой Соборной и Апостольской. А все остальное для меня постольку-поскольку, в том числе и православное сообщество. Знаменное пение, правда, очень люблю.

Ну так вот, о православной среде... Ее сейчас принято ругать, говоря, что зачастую отъявленные атеисты оказываются чисто по-человечески намного лучше воцерковленных православных христиан. Это очень эффектная декларация, но я уже когда-то упоминал, что предпочитаю свой, личный опыт. Итак, где они в моей насыщенной событиями и уже далеко не короткой жизни, эти самые сверхдобродетельные атеисты? Так, крепко подумаем... Нема! Неплохие люди из числа таких, может, и попадались, но светочей добродетели — нет, не было. А вот среди православных христиан я как раз встретил подлинных светочей — и не старцев и архимандритов (с ними я особо не имел дела), а самых обычных, рядовых мирян, на которых на улице и внимания не обратишь. И среди священников, конечно. В Церкви я впервые повстречал по-настоящему добрых, честных, бескорыстных, сильных, мужественных, умных, талантливых людей. Встретил и настоящих друзей, в то время, как в предыдущей жизни у меня были в основном просто сотусовщики и собутыльники. А те настоящие друзья, которые остались из доцерковной жизни — так или иначе пришли в Церковь.

Есть ли в Церкви люди, оставляющие, скажем так, не самое лучшее впечатление? Есть, конечно, и немало. И просто субъективно неприятных людей тоже хватает. Но что интересно — очень неважнецкий церковный человек по меркам обычного, нерелигиозного мира оказывается вполне себе неплохим. Воцерковленные православные христиане то и дело совершают аморальные поступки, но подобные аморальные поступки по меркам самых неплохих людей из нецерковного окружения являются чем-то само собой разумеющимся. Там на такие вещи просто никто не обращает внимания. Уточню: никто не обращает внимания, если это касается их самих, а не христиан))

Православного знакомого можно расценивать как угодно, но ему, по большому счету, в важных вещах можно доверять. А в отношении неверующих, причем самых порядочных из них, я бы этого не сказал, жизненный опыт не позволяет.

Недостатков в православном сообществе много, и зачастую совершенно ужасных, но они на порядки и порядки уступают в своей ужасности болячкам мира неверующих. В какой-то степени можно сказать, что христиане действительно хуже атеистов и иноверцев, но только с тех позиций, что прямой долг христиан — быть святыми, а мы таковыми являемся далеко не все. А с тех, кто не знает Бога, что возьмешь? Живут более-менее по-человечески — и молодцы! Это не моя мысль, а Честертона.

Поэтому я не стал бы подписываться под политкорректным мнением, что атеисты и им подобные на каждом шагу бывают лучше православных христиан. Мой личный опыт свидетельствует мне о другом, а только ему-то я, по большому счету, и доверяю.