Мысли вслух наедине с собой

Олег Калинка
Спектакль Алексея Слюсарчука «Король Умирает». Театр Особняк.
Творчество известного французского драматурга Эжена Ионеску занимает особое место в мировом театральном пространстве, его имя ассоциируется с европейским театром абсурда, также его творчество принадлежит к классике театрального авангарда. В его творчестве это своего рода квинтэссенцией различных европейских философских течений, которую именуют философией Ионеску. Его творчество это неиссякаемый источник вдохновения для  российских театральных кругов и пьесы, поставленные по мотивам его произведений всегда притягивают внимание театралов и в последнее время популярность постановок поставленных по произведениям серьёзно возросла.  Спектакль Алексея Слесарчука «Король Умирает» - одно из прекрасных примеров этого, но это не плод волны популярности, спектакль был поставлен около 11 лет назад на сцене Театра Особняк. Этот проект не ограничивается только постановкой текста первоисточника в огнях рампы, здесь это произведение это основа, её источник вдохновения, но в этом спектакле его создатели расширили её пространство и наполнили её невероятно глубоким философским контентом Ионеску. Сюжет пьесы переносит зрителя в мир вымышленного королевства, существующего в неопределённое время, не имеющее географических рамок, но при всём абстрагировании от времени и места это пространство необыкновенно похоже на реалии окружающие нас сегодня. Лейтмотивом произведения является история короля, которому придворные сообщают об приближающейся его кончине и в центре зрительского внимания его последние часы жизни. Эта финальная глава его жизни воплощёна в очень яркой сценической палитре, где его образ и парадигма его существования трансформируется с каждой минутой обратного отсчёта. Эта жизнь в формате обратного отсчёта создаёт невероятную возможность для раскрытия образа самого короля и всех персонажей его окружения. В спектакле с развитием сюжета и действа меняется его видение, в начале, всё напоминает театр абсурда, чьи картины наполненный острым сарказмом и сатирой и здесь в этих чертах  также легко узнаются реалии современности. В финале спектакля  – это действо трансформируется в глубоко философскую драму  и здесь в центре её трагедия человеческого существования, в которой есть попытка понимания мироздания, философского поиска смысла жизни. Спектакль «Король Умирает» раскрывает драму человека, стоящего на пороге конца своей жизни, он осознаёт неизбежность грядущего и то, что ничего не может отвратить его от приближающейся смерти. Спектакль создаёт портрет человека в замкнутом пространстве безвременья, где он не живёт,  а существует между жизнью и смертью. Это высвобождает его от тех оков условностей, в которых он жил до этого момента. Приближение смерти короля создаёт ситуацию, через которую раскрываются образы других персонажей пьесы, раскрываются их собственные миры, их видение и понимания жизни и смерти. Пьеса «Король Умирает» в сценическом воплощении Алексея Слюсарчека – это очень многомерная и многоплановая философская картина мира, которая во многом создаёт репрезентативный эффект в показе общества и эта картина общества и в спектакли это репрезентативность передаёт различие мнений и видения истории. Спектакль «Король Умирает» создаёт невероятно яркое по экспрессивности пространство для философской драмы, этому способствуют прекрасная сценография и музыкальное оформление спектакля. Музыка в спектакле обладает особой палитрой в передаче замысла и в этой палитре широкий диапазон тонов и красок от медитативно-психоделических звуков до симфонического драматизма, здесь это создаётся благодаря живому исполнению оркестра «Каменное море». Драма Эжена Ионеску «Король Умирает» в этом её сценическом воплощении невероятно актуальна и необходима сегодня так как эта история позволяет нам всем абстрагироваться от пустой суеты двадцать первого века и попытаться осознать эти сложные философские вопросы которые великий мастер драмы Эжен Ионеску вложил в уста героев драмы «Король Умирает»