Иронский царь

Хадзымат Дзанайты
Государственный деятель – ничто без доверия
и уважения своего народа.

В ноябре 2017 г. произошло неординарное общественно-политическое событие, связанное с увековечиванием имени одного из представителей иронского (аланского) царского дома ЦАРАЗОНТА (Ц;РАЗОНТ;) – ЦАРАЗОН АС-БАГАТАРА (Ц;РАЗОН АС-Б;ГЪАТЫРЫ). Данное легендарное имя было присвоено ИНСТИТУТУ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ («ИНР»). Ниже под логотипом института приводится текст поздравления адресованного народу Алании.

Здесь у обывателя может возникнуть вопрос, а в чем, собственно говоря, значимость свершившегося акта? Каким образом увековечивание имени Царазон Ас-Багатара должно положительно сказаться на социально-политических, экономических, культурологических и др. процессах, которые протекают в рамках нашей национальной территории (РСО – Алания, РЮО – Государство Алания)? В этой связи необходимо дать расширительное толкование данного события и того, что ему предшествовало.
Поскольку без наличия объекта («ИНР»), которому было присвоено это имя, ничего не могло состояться по определению, поэтому есть смысл первоначально кратко охарактеризовать специфику и основную направленность его деятельности.
Некоммерческое учреждение «ИНСТИТУТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ» был создан с целью совершенствования всех сфер жизнедеятельности общества. Главным предметом деятельности института является удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии; сохранение и приумножение национальных, научных ценностей; содействие разработке и реализации проектов по обеспечению национальной безопасности страны, недопущению межнациональных конфликтов.

Под его организационным началом проводятся научно-практические конференции, круглые столы, публичные лекции по актуальным вопросам современности, издается научная и научно-публицистическая  литература. Экспертами института разработаны многочисленные предложения и законопроекты по насущным вопросам нациостроительства аланского народа в системе федеративных отношений России, которые были направлены руководству севера и юга Алании-Осетии.

Поистине событийным явлением для всей Алании стал созванный институтом в 2014 году первый Национальный Форум Алания. На этом представительном форуме, где присутствовало более полутора тысяч делегатов от осетинских фамилий, были приняты исторически значимые для нашего народа решения, а именно: воссоздание Сакрального центра аланского народа общеиндоевропейского значения; о придании священного (сакрального) статуса «Царциаты диссагт;», «Нарты кадджыт;», «Даредзанты кадагт;»; о признании Коста Хетагурова поэтом-пророком и др. По-существу, на нем в противовес сложившейся порочной практике, был наглядно продемонстрирован главный организационный, выборный  принцип формирования народного представительного собрания – «Ныхас» («Совет»). Именно этот фамильный принцип  делает его легитимным в глазах общественности, в отличие от подходов, на основе которых вот уже не первое десятилетие формируется движение «Стыр Ныхас».
Осенью 2014 г. институт выступил учредителем первой общенациональной газеты «AJ°D;N» («я есть», «я душа», «зеркало»). На ее страницах во всей полноте раскрываются характерные особенности традиционной культуры народа ир (ир-ас-алан). Данный некоммерческий, культурно-просветительский проект создавался для народа, и он уже снискал большое признание в общественной и научной среде.

Вышеизложенное позволяет говорить о том, что коллективу ИНСТИТУТА НЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ удалось, став составной самоценной частью формирующегося в Российской Федерации (РФ) гражданского общества, занять свою достойную нишу  как в научном, так и в общественно-политическом пространстве.

Переходя к развернутому ответу на выше поставленные вопросы, необходимо в очередной раз остановиться на фундаментальном положении, которое впервые было сформулировано в «Национальной доктрине Алании». В соответствие с этим положением, становление полноценной нации может быть осуществлено лишь при условии наличия национальной истории, которая могла бы служить делу патриотического воспитания подрастающих поколений. В основе же патриотизма лежит героика исторического наследия народа. Именно это ключевое обстоятельство во многом обусловило появление на культурологической карте мира исторических народов.   То есть народов, которые на определенном этапе своего историко-политического, культурного развития внесли значимый вклад в формирование облика современной цивилизации.

Прежде всего, отсюда и проистекает непреходящая значимость выведения из состояния искусственно созданного аланофобами (ириофобами) забвения имени выдающегося государственного и политического деятеля Алании XIII в. н.э. – Царазон Ас-Багатара. Необходимо подчеркнуть, что богатейшее историко-культурное наследие аланского народа, традиции его государственности не ограничиваются только этим именем. Они в себя включают целую плеяду не менее выдающихся личностей. Здесь достаточно привести имена некоторых из представителей иронской (аланской) аристократии древности: Атея, Томирис, Иданфирса, Зарины, Ариапифа, Гоара, Аспара, Ардабура, Фарнаваза, Асфагура,  Саурмага, Саросия, Дургулеля Великого, Базука, Урдуре, Худана. Очевидно, что только через обращение к подобным героическим образам-личностям, сгенерировавшим в себе лучшие человеческие качества, станет возможным воспитать достойных продолжателей героической традиции ир-ас-аланского народа. Поэтому, безусловно, и с этих имен тоже должна быть сброшена пелена умолчания, а их бессмертные образы подняты на щит нашей государственности.

Раздираемая в эпоху Ас-Багатара междоусобными распрями Алания (XIII в.), была неспособна эффективно противостоять не только военной агрессии тюркских орд, вторгшихся на территорию Северного Кавказа, но и агрессивной политике картвельских (грузинских) племен на ее географическом юге в Закавказье. Поэтому борьба с феодальной раздробленностью, клановостью, умалением общенациональных интересов занимала первостепенное место в проводимой им внутренней политике. В рассматриваемом контексте под внутренней политикой следует понимать совокупность системных мер идеологического, культурологического, социально-экономического, военного и т.д. характера, обеспечивающих достижение максимального согласия между всеми социальными слоями, общественными и государственными институтами Аланского государства. Без достижения данного общественного договора трудно было бы даже помыслить о практической реализации стратегических планов, вынашиваемых Ас-Багатаром и его сподвижниками.

Сегодня мы не можем, по понятным причинам, во всех деталях изложить существо реализованной последним царем средневековой Алании внутренней политики. Вместе с тем, учитывая положительные исторические итоги этой политики с большой долей вероятности можно предположить, что в ее основу был положен общенациональный проект развития единого Аланского государства. Данный проект в обязательном порядке в себя включал прогрессивную, для того времени, национально-государственную идеологию.

Особо следует сказать о том, что если гипотетически наложить политические портреты руководителей Алании нового времени (конец XX – начало XXI столетия) на образ Царазон Ас-Багатара, то мы получим абсолютно удручающую картину. Ни одного из них нельзя поставить не только вровень, но даже рядом с этой легендарной личностью. Если последний в качестве главной цели своей военно-политической деятельности видел консолидацию народа вокруг древнего арийского мировоззрения Ирон ;гъдау и укрепление на этой основе его национального самосознания и, соответственно, государственности, то ныне правящий политический класс Алании ничего кроме идеологии вульгарного обогащения так и не смог предложить народу. Если с одной стороны, мы имеем героическую личность (Ас-Багатар), вдохновившую народ на сопротивление многочисленным агрессорам и коварно убитого правителем христианской Грузии клятвопреступником Вахтангом Горгосали, то с другой стороны, мы имеем доморощенных политиков не первое десятилетие заигрывающих с откровенными  аланофобами (ириофобами), низводящими на нет наше историко-культурное наследие. Поэтому в круг понятий последних не входят такие категории как личность, политический и национальный лидер, общественный и национальный интерес, государственность, национальное самосознание и национальное достояние, гражданский долг, героическое начало и т.д. Вся их политическая деятельность представляет собой длинную череду уступок, граничащих с предательством национальных интересов народа Алании. На них вполне распространим тезис, согласно которому государственный деятель – ничто без доверия и уважения своего народа.

Сформированная в этих условиях политическая модель буквально заточена на то, чтобы, во-первых, отторгать и всячески препятствовать продвижению по властной вертикали национально правильно мыслящих людей; во-вторых, обеспечивать продвижение по государственной службе исключительно индивидуумам, беззастенчиво торгующим национально-государственными интересами собственного народа. То есть, в основу всей ныне существующей государственной кадровой политики положен отрицательный профессиональный, политический и личностный отбор. Очевидно, что общество с такими ориентирами нежизнеспособно, оно обречено на уход с политической арены. В этой связи чрезвычайно актуализируется значимость правильного восприятия и популяризации образа легендарного Царазон Ас-Багатара, который вел бескомпромиссную борьбу со всякого рода перерожденцами и приспособленцами.

Исчерпывающее представление о личностных, статусных характеристиках, которые были присущи герою нашего повествования, дают маркеры, зафиксированные вербальными средствами в его архаичном имени. Здесь мы вновь сталкиваемся с потрясающей образностью языка северных иранцев (иронцев). Понятие Ц;разон прошло через следующие трансформации: с;р (голова) + зонд (знание, разум) > с;разонд (разумная, знающая голова) > Ц;разон. Именно от иронского (иранского) слова с;р, как явствует из сравнительного языкознания, произошло латинское – caesar (цезарь, кесарь); английское и французское – tsar; старонемецкое – keisar; славянское – царь и т.д.

Не менее примечательна этимология словосочетания Ас-Б;гъатыр. Мы преднамеренно ушли от неоправданно возобладавшей в отечественной историографической литературе формы, которой картвелы (грузины) именовали своих северных соседей – ос, откуда происходит русскоязычное осетин (Ос-Б;гъатыр) и перешли к исторически более достоверной форме – ас (Ас-Б;гъатыр). Здесь Ас, как нетрудно догадаться, идентифицирует этнонациональную принадлежность носителя рассматриваемого имени (ас, аз, яс – истинный, блистательный).

Сложное понятие Б;гъатыр, содержит в себе два неделимых реликта: б;гъ > богъ (бык) + тыр, тур (сила, воин), т.е. воинская сила, слава. Выявленный бестиарный образ быка, выступает в качестве символической универсалии восходящей к одному из наиболее архаичных и почитаемых иронами божеству арийского пантеона Златокрылому Уастырджи –  покровителю воинства. Одним из материальных воплощений этой универсалии стал институт рыцарства средневековой Европы, где он получил широкое распространение. Следовательно, Ас-Б;гъатыр символизирует мужское, воинское начало народа ир (ир-ас-алан) под водительством Божьего Вестника Златокрылого Уастырджи.

Таким образом, перед нами во всей своей красе тронное имя-титул иронского царя – Ц;разон Ас-Б;гъатыр, содержащее целый набор как профанных (земных), так и сакральных (небесных) титулов. В нем как в капле воды отразилась многотысячелетняя титулатура Великих Воинов Света Иров-Асов. В его лице Алания имела достойного главу государства, единоличного правителя и в то же время первого среди равных, что вытекало из высокого статуса народного представительного Совета – Ныхас, который исторически был присущ североиранцам.
Вынося в заглавие настоящей работы понятие ИРОНСКИЙ ЦАРЬ, мы исходили из естественноисторического реверсивного перехода  ir (iron) ; ar (ariy) ; all (allon). С точки зрения хронологического ряда, общественно-политических реалий современности определяющим здесь выступает термин iron. В виду многотысячелетней традиции североиранской суперэтнической культурной целостности (V тыс. до н.э. – III тыс. н.э.), которую следует рассматривать в качестве працивилизации, она выступала на авансцене мировой истории под различными имена ир, ас, ос, алан, роксолан, яс, скиф, сармат, языг, гимири, аорс, массагет, сака, осетин и др. В различные исторические эпохи каждое из этих имен в силу многих причин и обстоятельств (военно-политических, культурных, исторических, социальных и т.д.) доминировало как в национальной, так и в инонациональной среде. То есть здесь мы имеем как эндоэтнонимы (самоназвания), так и экзоэтнонимы (названия, даваемые народу, этносу другими народами) несущие в себе не разное содержание, а разные речевые формы выражения одного и того же содержания.

Данное фундаментальное положение было научно обоснованно сотрудниками «ИНР» еще в начале 90-х гг. XX столетия. Однако, ввиду господства в общественных, политических, научно-образовательных и др. учреждениях и институтах ириофобов (аланофобов) оно так и не возобладало в умах государственных мужей, олицетворяющих государственную власть в Алании (РСО – Алания, РЮО – Государство Алания). Во многом по этой  причине и в текущее время продолжается постыдная монетизация нашей национальной истории и культуры.

Дополнительным аргументом, полностью разоблачающим всю несостоятельность как внутренних, так и внешних аланофобов, пропагандирующих тезис о том, что аланы (конца XIV в.) «распылив» свой генофонд среди многочисленных народов Кавказа сами канули в небытие, выступает  само имя-титул Ц;разон Ас-Б;гъатыр.

Историографические, генеалогические источники свидетельствуют о том, что его отцом был царь Ц;разон-Цахилон (XII – XIII вв.). Именно к этому царскому имени, напрямую восходит здравствующая и поныне в сегодняшней Алании фамилия Цахилт; (Цахиловых) со своими родовыми замками, боевыми башнями и, самое главное, со своей царской родословной.

Поразительным образом в этом имени-титуле произошла фиксация одного из архаичных ритуалов североиранцев (иронцев) киммеро-скифской эпохи (III тыс. до н.э. – I тыс. н.э.). Согласно мировой историографии скифы выкрашивали свои светлые шевелюры в наиболее ими почитаемый ярко синий, фиолетовый цвет. По этой причине древние греки зачастую именовали их синеголовыми. Исследователи по сей день так и не дали вразумительного объяснения этому ритуалу. Понять его внутреннюю природу можно соединив воедино реликтовую языковую подоснову имени Ц;хилон и научные данные о природе светового спектра.

Этимология имени Ц;хилон > цъ;х (синий, фиолетовый) + хил (волос) > синеволосый. В традиционной культуре иронов этот цвет по сей день наделяется сакральным смыслом. В свою очередь современная физика делит световой спектр на семь основных цветов. Фиолетовый цвет в этом семи частном световом спектре характеризуется самой короткой длиной волн (нм) при самых больших диапазонах частот (ТГц) и энергии фотонов (эВ). Рождающая свет элементарная частица фотон (от др.-греч.  ;;;;;, «свет») фиолетового цвета имеет большую энергию, нежели фотоны других цветов.  Отсюда становится понятно, почему североиранцы – носители Божественного Света Знаний, с присущим им потрясающим проникновением в природу физических явлений, маркировали свою элиту этим сакральным цветом.

Какие аргументы еще необходимо привести, для того чтобы на государственном уровне РФ, РСО – Алании, РЮО – Государство Алания пресечь извращенное, порой переходящее в издевательство над целым народом толкование ириофобами (аланофобами) национальной истории и традиционной культуры ир-ас-алан?

Нельзя не видеть того, что положение, в котором сегодня находится Алания (РЮО – Государство Алания, РСО – Алания) во многом повторяет ее тяжелое положение во второй половине XIII столетия. Здесь и разделенный  территориально-государственный статус иронского (ир-ас-аланского) народа и усиливающиеся с каждым днем попытки по его дальнейшему дроблению уже по языковому, конфессиональному, идеологическому признаку. Здесь и  деградация всей производящей базы, сопровождающаяся дичайшей имущественной поляризацией общества. Здесь и прогрессирующая ползучая экспансия на ее территорию соседних народов. Здесь и засилье как во властной вертикали, так, что особенно прискорбно, и в общественных институтах людей далеких от понимания ее национально-государственных интересов. Здесь и формальная сменяемость власти, которая так и не смогла более чем за четверть столетия выработать прогрессивной идеологии. Здесь и иллюзорная государственность, неспособная определять стратегические ориентиры своего развития, выступать гарантом основополагающих прав и свобод своих граждан.

Таким образом, в современной Алании сложилась крайне неприглядная ситуация, где, с одной стороны, антигерои постоянно сменяют антигероев на высших государственных постах, а с другой, массовые слои населения оказались отстраненными от власти и элементарных демократических процедур. В результате, господствующий буржуазный класс Алании, полностью игнорируя главные качества, которыми должен обладать политический, национальный лидер недопустимо отдалился от понимания насущных социальных, экономических, культурных потребностей общества. По-существу, своими некомпетентными действиями они сами делегитимировали (нарушили согласие народа с властью) вверенную им государственную власть. Вместе с тем, критичность всего происходящего, переломный характер эпохи, в которой мы живем, предполагает на порядок более ответственное отправление ими властных государственных полномочий.
Вышеизложенное наглядно выявляет общественно-политическую значимость комментируемого события, которая заключается, прежде всего, в насущной потребности нашего Отечества в личностях масштаба соразмерного с ЦАРАЗОН АС-БАГАТАРОМ. Положив свою жизнь на алтарь победы своего народа над многочисленными врагами, он навсегда вошел в лик бессмертных. Закономерно превратившись со временем в образ-символ, его политическая деятельность стала своеобразным эталоном поведения государственного мужа. Своими героическими деяниями он как бы шлет нам, ныне живущим, послание из прошлого, содержащее призыв к общенациональной консолидации.

История для одних наций выступает учителем, для других – надсмотрщиком, для третьих – могильщиком. Последнее становится реальностью в случае незнания и длительного игнорирования ее уроков. Именно этот убийственный для нашего народа сценарий реализуется против его воли в рамках РСО – Алания, РЮО – Государство Алания. Поэтому почин коллектива  ИНСТИТУТА НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ИМЕНИ ЦАРАЗОН АС-БАГАТАРА взявшего на себя инициативу по увековечиванию имени одного из выдающихся представителей средневекового Аланского государства нацелен на преодоление ярко выраженной инерции угасания нашего социума. Выражаем уверенность в том, что данное начинание будет поддержано и, самое главное продолжено наиболее прогрессивно мыслящими людьми. Обозначенный вектор общественно-политического развития позволит по-новому взглянуть на историческую судьбу нашего Отечества и предопределит выход народа Алании из того сумеречного состояния, в которое его целенаправленно загнали.