Что посеешь, то и пожнешь

Анна Колбасова
Федор сидел во дворе у забора и ладил косы, готовя  их, к летнему сезону.

 За забором на завалинке сидели бабы, Нюрка  Самохвалова,  Настя Могильная, Томарка Твердохлебова и еще две бабы с соседней улицы, это их косы ладил Федор.

Тамарка, бойкая бабенка, мужа своего выгнала из дома перед Вербным воскресеньем.

 Чем не угодил, неизвестно, но второй раз замуж сказала не пойдет: - Зачем еще раз одевать петлю на шею, если первый не успел затянуть, отбилась, то второй не опоздает. Второй раз на одни и те же грабли не наступлю! – твердо заявила она.

- Почему ты так категорична против второго брака, ведь бывают и счастливыми пары.
 
-Не смеши народ, Нюрка, это если  миллион одна пара, так это не пример,- сказала Тамарка. Да и где же ты видела, чтобы хорошего мужика баба из дома выгнала.

- Зачем далеко за примером ходить, Николай у тебя не хороший, замечательный был муж, работящий, зарплату в дом, по бабам не шастал, для детей все необходимое покупал, да и ты, не бедствовала, он сережки золотые в ушах, а ты его взяла и выгнала,- упрекнула Тамарку, Нюрка. - Не жила ты со злыднем, который еду под замком держит.

- А что бывают такие мужики?- спросила Настя.

- Бывают,- сказала Нюрка. - На днях зашла к знакомой, живет на том конце станицы, пригласили к столу, смотрю, муж ее пошел к буфету закрыл собой дверцу и шурудит ключом, открыл, взял кусочек сала и положил на стол. Я чаю попила и пошла домой.

 Ох, бабоньки, так горько было на душе, ведь четверть века она прожила с ним и все под замком, страшно подумать. Дети лишней конфеты не съели.

С соседней улицы Лена сказала,- это что, вот у меня подруга, все время битая, то на кого-то посмотрела не так, то улыбнулась, к ней станичники все хорошо относятся, приветливая она, лицом красивая, приятно на нее смотреть, а муж попался на десять лет старше и такой ревнивый, что не приведи Господь.

 И не бросишь, не уйдешь, трое деток, все маленькие, да и не примут родители, вы же знаете наши обычаи, ушла со двора, отрезанный ломоть хлеба. Это если бы у нее был свой угол, так он все равно ей жизнь отравит.

За забором наступила тишина. Федору надо было отбивать и точить косы, но он не хотел прерывать женский разговор, все-таки тема у них поднята серьезная, взаимоотношения в семье. Да и ему полезно послушать, как надо себя вести, чтобы жена не возненавидела.

- Может вы в чем-то и правы, бабы, но я гордая, сама не пойду к нему.

- Но ты же его выгнала, не сам ушел, вот и иди, повинись!

- Это не про меня, я себя переломить не смогу.

- Ни ходи, правильно сделаешь, - поддержала ее Лена,- надумает, сам придет.

У самой мысль работала в своем направлении, пусть гордиться, а я его приберу к рукам, такого мужика на помойку не выбрасывают.

Надо пойти узнать, еще долго Федор будет наши косы ремонтировать.
 
Федор застучал на наковальне,  отбивая косу.

- Погодь, сейчас уже твоя будет готова,- сказал он Лене,- да и вторую осталось отбить и навести точилом.

Лена с Наташей сели на бревно, где только что сидел Федор. Через полчаса они взяли косы, расплатились с Федором и пошли на свою улицу.

«Надо узнать, где сейчас муж Тамарки, и заняться им вплотную». Но как это претворить в жизнь,  она, плохо себе представляла. Не было у нее такого опыта.

Николай после скандала ушел в гараж и спал в кабине своей машины. Мужики видели, что он ночует в кабине, но молчали, не лезли в его семейную жизнь, а хотелось предложить, чтобы бросил эту вздорную женщину, зависящую от собственного настроения.
 
Лена от соседа услышала, где ночует Николай, собрав ужин, понесла ему в гараж, сторожа попросила пропустить,  отдав ему в знак благодарности половину горячих пирожков.

Она подошла к машине Николая, постучала в кабину. Николай, увидев Лену, поднял в удивлении брови. Открыв кабину, спросил,- ты, что здесь делаешь Елена – Прекрасная?!

- Ужин тебе принесла. Носила сегодня косу отбивать, говорила с твоей Тамарой, ужин она тебе не принесет, вот и решила сама прийти.

- Спасибо, конечно, но не стоило себя утруждать. Я покушал в совхозной столовой, не бойся, от голода не умру.

- Я и не боюсь, знаю, ты человек самостоятельный, с катушек не слетишь, и все же возьми ужин, не зря же я старалась.

Николай пригласил Лену в кабину. Она села и развернула свой узелок.

-  Как вкусно пахнет,- сказал Николай. - А помнишь Лена, как ты меня угощала картошкой с котлетами, вы на уроке труда готовили, я до сих пор их запах ощущаю.

У Лены теплота пошла по всему телу. Ведь из-за Николая она не пошла ни за кого замуж. Не выбрал он ее себе в жены, Тамарка встала на пути.

- А я помню до сих пор, как ты с Андреем подрался  за меня, когда он меня ударил линейкой по голове.

- Да, были годы молодые, если бы можно было повернуть все вспять. Но изменить ничего нельзя.

- Почему же.  По – моему, все сложилось так, как и должно быть, когда выходишь замуж не по любви, а по расчету.  Тамара, ведь дружила с Тимофеем, а у него семья большая, вечная нужда, а ты один у родителей, вот и выбрала она тебя.  Меня к тебе на пушечный выстрел не подпускала, однажды даже дала мне пощечину, правда и я ей нос разбила.
 
-Надо же, столько лет прошло, а я только об этом узнаю, что за меня шла бойня.
Мне горько об этом говорить, но Тамару я любил,  она мою любовь убила на корню, своим скверным характером.

- Коля, пойдем домой, но что ты будешь гнуться в этой кабине, не солидно как-то, взрослый мужчина, зачем тебе разговоры лишние.
 
- Пойдем Лена. Они вышли за пределы гаража, и пошли к Лене.

Сторож позвонил жене и сообщил ей новость, та, не смотря на позднее время, и возраст,  побежала к Тамаре сообщить о Николае.

- Никуда не денется, приползет как бобик, - ответила она, ей.

- Ох, смотри, как бы локотки не пришлось кусать,- пригрозила ей бабка Пелагея.
Мужу позвонила и сказала,- напрасно бегала, она и за ухом не чешет.

- Но ей виднее,-  ответил он своей старухе.

Придя домой, Лена поставила все вкусненькое, что у нее было на кухне, налила стопочку вина, но Николай от вина отказался,- завтра в рейс, - пояснил свой отказ он.

Лена постелила ему на диване в зале, сама ушла в спальню. Ночь у нее была бессонная. Под утро уснула, проснулась от прикосновения Николая. Лена приоткрыла одеяло, приглашая его к себе. Они обнялись и задохнулись в едином порыве, как же они столько лет могли жить друг без друга. Николай так был счастлив, что ему казалось, он расстанется с белым светом.
 
Лена лежала, откинувшись на подушки.

- Я думаю, от нашей любви, родится ребенок, и этого мне достаточно!

- А как же я, уже тебе не нужен?!

- Тебе Коля решать, останешься ты со мной или, вернешься к жене.

- Я не вернусь к ней, сегодня же заеду в сельский Совет и напишу заявление о расторжении брака.

- А если она не согласится на развод?

- Значит, напишу заявление в суд. Это решено. Детей не оставлю, буду помогать.
 
Тамара ждала мужа, не пришел, прошла неделя, ей сообщили из сельского Совета, что поступило заявление о расторжении брака. Вот тут-то, Тамара очнулась, и куда только ее гордыня делась, она побежала в гараж.

 Николай стоял у машины и разговаривал с механиком. На нем был чистый отутюженный рабочий костюм, светлая рубашка, и весь он такой чистенький, ухоженный, не то  что, при ней, в чем пошел, в том и иди!

Она подождала, пока муж переговорит с механиком и подошла к нему.

- Коля, после работы приходи домой.

- Зачем?- спросил он, - ты меня выгнала, я ушел, больше не вернусь, и ты ко мне на работу не приходи, повернулся и пошел в контору.

- Я не дам тебе развод, - кричала она ему в след.

- Нас разведет в таком случае, суд, но к тебе я больше не вернусь.

Все, кто был в гараже стояли и молча смотрели, как рушится семья.
 
Тамара повернулась и пошла из гаража,- но ничего, сейчас я разберусь с Ленкой, я выдеру ей все патлы.

 Она быстрым шагом, чуть ли ни бегом направилась к дому Лены.

 Лена прилегла отдохнуть после ночной смены, у нее сегодня было три вызова к больным, и она их госпитализировала, отправив в район.
 Проснулась от стука в калитку. Вышла на крыльцо увидела Тамару.
 
-Выходи, - кричала она,- разлучница, я сейчас выдеру все твои патлы.

- Не кричи Тамара, я взяла то, что ты у меня украла десять лет тому назад. Теперь уходи, иначе спущу собаку, и она уж, точно испортит тебе прическу.

Тамара, покричав еще с минуту, и видя, что ей не сочувствуют вышедшие на крик соседи, ушла домой.

- Ох, какая же я дура, нашла перед кем откровенничать, ведь знала, что Ленка со школьной скамьи по Николаю сохнет, и вот так опростоволосилась. Но что посеяла, то и сжала на своей делянке.