Жарким летом в лугах

Аркадий Шитов
Июль в этом году был жарким. Жгучее солнце и изнуряющий полуденный зной иссушали все вокруг много дней, дождей не было. От сильной жары обмелели реки, ручьи, озера и пруды, во многих деревнях высохли колодцы. В обмелевших водоемах сильно нагрелась вода от чего клев рыбы практически прекратился и лишь по утрам или ночью можно было дождаться редкой поклевки.

Однако в пойменных угодьях реки Москвы, где весенняя вода удерживается с помощью плотины, а сток регулируется, после весеннего половодья воды осталось много, поэтому многочисленные озера, старицы и канавы не обмелели, остались полноводными. В этих водоемах продолжался клев рыбы, и если повезет, то можно быть с хорошим уловом. Эти пойменные угодья в местном лексиконе называются просто: луга.

Луга – угодья большие, их площадь никак не меньше шестидесяти квадратных километров, есть здесь и большие обособленные озера, глубокие изогнутые старицы, большие водные пространства с плавучими зелеными островами, многочисленные не мелкие широкие канавы, и везде есть рыба, одним словом рыболовная Мекка.
Всем известно, что там, где есть клев рыбы, всегда много рыболовов. Вот и в лугах ежедневно бывают многочисленные компании рыболовов, и каждый желает поймать свою капризную рыбацкую удачу. Одним это удается, и они возвращаются из лугов с богатым уловом, а другим не везет и их добычей становятся лишь мелкие плотвицы и красноперки. И у каждого неудачника возникает вопрос: почему у одних рыба клюет, а у других на те же самые приманки и в тех же угодьях клева нет?

По своему опыту, а рыбачу я в лугах много лет, могу сказать, что причина такого, казалось бы, непонятного явления проста: неправильный выбор места ловли! Это проверено мной многократно на разных водоемах и в разное время. В колодце карася не поймаешь, хотя воды там много, рыбу надо найти, привлечь и удержать.
Рыбалка - дело серьёзное, здесь, как в военном деле, без разведки нельзя, пролетишь. Чтобы добыть необходимые сведения, отправился я к своим землякам - рыболовам, которые часто ловят рыбу в лугах.

В результате я узнал, что в лугах неплохо клюет крупный карась, а также попадается и другая рыба, но чтобы поймать рыбу надо постараться: один знакомый рыболов поймал за утро четырех, другой пять карасей, а мой постоянный напарник, с которым мы часто вместе рыбачим, поймал двадцать пять крупных карасей в полторы ладони длиной.
Услышав такое, я устроил ему настоящий допрос. Оказалось, что ловил он вчера, на «Тройне», так называется урочище в лугах, ловил на червя, удочками с бегущей оснасткой, приманки были на дне, начал ловить в два часа дня, а кончил в начале шестого, клев был хороший, поэтому ловил только одной удочкой.

Ну, разве усидишь после такого дома?  Отпуск мой только начался и мне не терпелось отправиться в луга за карасем. С рассветом я был в лугах на «Тройне».
Урочище «Тройня» расположено в самой середине лугов, туда нет хорошей дороги, надо изрядно постараться, чтобы попасть сюда и не заблудиться в многочисленных развилках, пробираясь по ухабистой колее, которая петляет между густых кустов, а в распутицу становится непроходимой даже для внедорожника. Обычно рыболовы приезжают на машинах, пешком далеко, до ближайшей деревни километров шесть по бездорожью.
«Тройня» - три озера, соединенные между собой каналами, протоками и канавами. У всех озер топкие болотистые берега, заросшие кустарником и высокими болотными травами, а вдоль береговой линии идет широкая полоса водорослей, так, что выбрать место для рыбалки не просто.

Места я знал и выбрал, как мне показалось такое, где может клевать карась и недалеко от дороги. Настроил удочки с бегущей оснасткой и забросил две приманки из червей подальше к расположенным передо мной островкам редкой осоки, а еще одну приманку забросил справа недалеко от берега вдоль кромки водорослей. Прикормил приготовленной заранее прикормкой, смешанной с землей, в которую добавил рубленых червей. И стал ждать поклевки.

В нашем рыбацком деле поклевка - ключ к успеху. Есть поклевки будет и рыба, нет поклевок, сматывай удочки рыбачок.
Прошло минут сорок и вот первая карасёвая поклевка: поплавок левой удочки приподнялся, лег на воду и уверенно поплыл в сторону. Поднимаю удочку, подсекаю … Есть! чувствую тяжесть на леске и сопротивление рыбы. Но вдруг все пропало: натяжение лески ослабело, она свободно провисла. Вращаю катушку без малейшего сопротивления и недоумеваю, что это? Неужели обрыв? Продолжаю вращать катушку и неожиданно чувствую живое сопротивление крупной рыбы. Рядом со мной, в двух метрах от моего места, под берегом в осоке забился крупный карась. Я увидел его лишь на мгновение, мелькнув серебряным боком, карась нырнул и зацепил леску за прочный стебель сусака. Мои попытки вывести его из водорослей на чистое место, как я ни старался, ни к чему не привели. Пришлось распускать болотные сапоги, лезть в воду и, только с помощью сучковатой ветки, с трудом мне удалось спасти снасть. Карася как не бывало.

Поразмыслив, я осознал, что случилось. Водоем, в том месте где я ловил, неглубокий – метр с небольшим, спасительной глубины нет и поэтому карась, по видимому бывалый, после подсечки на всех парах летит в укрытие: в береговые заросли водорослей. И если карась туда зайдет, то его уже не возьмешь, либо леску оборвет, либо сорвется. Так и случилось.
Запомним, первый карась-профессор ушел громко хлопнув хвостом, впредь надо быть начеку и не допускать этого.
Насаживаю на крючок нового червя, закрепляю его опарышем, забрасываю снасть и жду новой поклевки.

Минут через десять поплавок другой удочки приподнялся и упал на бок, я медлить не стал, подсек и чувствую: рыба на крючке, но она опять летит к берегу. Однако второй раз это не пройдет!
Быстро, быстро вращаю катушку, поднимаю удилище и вывожу карася на поверхность. Карась, что надо, немаленький. Он бьется, плещется, но лежа на боку не очень удобно сопротивляться. Подтягиваю карася, беру в подсак и отправляю в садок. С почином рыбачок!

Снова забрасываю снасть, сижу, наблюдаю. Поплавки в полустоячем положении покажут даже самую осторожную поклевку, но они стоят неподвижно.
Жду и замечаю, что поплавок удочки справа, что недалеко от берега по границе водорослей как-то не естественно медленно, медленно ползет по воде, то остановится, то снова поползет. Надо проверить, наверное, это жадный ротан позарился на моего червя. На всякий случай, подсекаю и чувствую рукой сильный удар, вижу, как блеснув в воде, крупный карась рванулся к берегу в укрытие. Он рядом, сейчас уйдет… Эх! Была, не была! Одной рукой быстро высоко поднимаю удилище и вытаскиваю карася из воды около самой кромки водорослей, другой рукой хватаю подсак и завожу его под карася. Карась крупный, сильный, ему оборвать поводок на раз, два.

Так и получилось. Карась в воздухе перевернулся, зацепился за поводок верхним плавником, на котором есть острый луч-шип, чирк… Поводок оборвался. Карась сорвался, но извини приятель, подсак я не зря достал. Карась плюхнулся в подсак, был доставлен на берег и, без затей, отправился в садок. Ух, ты, удача! Тебе сегодня везет, рыбачок!
Часам к одиннадцати у меня в садке была дюжина очень приличных карасей, несколько красноперок, большая плотвица и красавчик подъязок. Рыбалка удалась.
Стало жарко, клев рыбы почти прекратился. Я стал собираться домой: смотал удочки, сложил подсачек, а когда повернулся к берегу, чтобы уложить их в чехол, то остановился в изумлении от увиденного зрелища. Около моего рюкзака на тропинке стояла большая дикая утка – кряква и внимательно смотрела на меня. До нее было метров пять не больше. Много лет рыбачил я в лугах, но такого явления утки народу никогда не видел.

Привет, - сказал я тихо. Что скажешь?
Утка молча покачала головой из стороны в сторону. Я оставался неподвижным, и она неспешно пошла мимо меня к воде, за ней из зарослей гурьбой выскочили утята, уже не маленькие. Они быстро, быстро, обгоняя и толкая друг дружку, побежали за уткой. Утка спрыгнула в воду, утята за ней, она отплыла несколько метров оглянулась и дважды крякнула.

Как я понял, так она поблагодарила меня, за то, что не помешал ей и утятам пройти к воде. В ответ я помахал ей рукой.
Собирая вещи и укладывая удочки в чехол, я невольно продолжал думать о таком необычном поведении утки и задавал себе вопрос: «Почему утка пришла ко мне?». По берегу в том месте, где я ловил, у воды сплошные густые заросли осоки и рогоза, через которые утке с утятами к воде не пробраться. Значить они пришли по тропинке, которая идет вдоль берега и шли довольно долго, до свободного места, где можно сойти в воду метров восемьдесят. Утка туда не пошла, что-то ей помешало это сделать, но что?

Со стороны, откуда пришла утка, слышалось частое негромкое потрескивание, как будто кто-то ломал сухой хворост. Некоторое время я не обращал на это никакого внимания, но из-за необычности звука, который я никогда не слышал в этих местах, решил посмотреть, что там происходит. Оставив свои вещи, я пошел по тропинке вверх по косогору к дороге и, когда вышел из густой высокой травы, то остановился пораженный увиденным.

Столб огня, высокий, в два человеческих роста, рыжий, как лисий хвост, с глухим гулом вырывался из зеленой стены береговых зарослей. Он то разделялся на несколько длинных языков, то снова собирался в единый зловещий смерч. Дыма не было, только живое грозное пламя.
Несколько секунд я стоял неподвижно, осознавая, что происходит. «Пожар!!! Это же пожар!» - понял я. Что делать?!... «Надо тушить» – подумал я и побежал к своим вещам, схватил ведерко, зачерпнул воды и бегом вверх по косогору. Я подбежал к пожарищу и увидел, что выгорело довольно большое пространство: шагов двадцать пять длиной и пятнадцать шириной. Посередине пепелища догорали два обугленных пня, а по краям бушевало пламя. Горела травяная подстилка, она образовалась из засохшей травы и накапливалась в течение многих лет. От сильного жара, высокая зеленая трава мгновенно высыхала и вспыхивала, как сухая солома, ярко без дыма и с легким потрескиванием.

Собравшись духом, я выплеснул воду на границу огня, она зашипела, как на раскаленной сковороде, однако пламя на участке метровой длины удалось потушить. Снова бегу вниз, черпаю воду и обратно вверх. И так несколько раз. Но пламя не уменьшается и приближается к дороге.
Понимаю, что одному мне потушить пламя не удастся. Нужна подмога, а где её взять-то эту подмогу? Соображаю, одна надежда на рыболовов, которые рыбачат в этих местах.

Бегом к машине, которая стоит недалеко на дороге, завожу и гоню вдоль берега. Но где, где же рыболовы? Никого. Солнце перевалило за полдень, клев рыбы закончился, и рыболовы разъехались. Проехал я больше километра, никого. Наконец замечаю одного рыболова, он только что приехал и налаживает снасти.
Останавливаю машину, выскакиваю и бегом к этому рыболову. Подбегаю и, поздоровавшись, говорю, что в угодьях большой пожар, горит трава между озером и дорогой. Одному мне не потушить, огонь может перекинуться через дорогу в угодья. Если загорятся угодья, то приедут пожарные и закроют луга, как пожароопасную территорию, и тогда прощай надолго рыбалка в лугах. Надо тушить!
Мужчина кивнул головой: «Сейчас соберусь». Я поехал, чтобы найти еще кого-нибудь, но не нашел и вернулся.

Когда мы подъехали к пожарищу, огонь продолжал бушевать, до дороги оставалось несколько метров. Схватив свои ведерки, мы кинулись к воде и с водой прямо через пепелище вверх к дороге тушить огонь. Около часа бегали мы, обливаясь потом, по тропе через горячее пепелище, сквозь подошвы сапог чувствовался сильный жар от раскаленной земли и, чтобы сберечь сапоги приходилось поливать и эту тропу. Мы потушили огонь по границе пепелища, в середине его оставалось несколько дымящихся очажков. Я стал их заливать, пожар может разгореться вновь, а когда исчезли последние дымки, посмотрел вокруг и не увидел моего земляка, поднялся на дорогу, его машины тоже не было. Уехал! Сделал дело и уехал. Я даже не узнал, как его зовут.

Спасибо тебе, земляк, за помощь! Бог даст встретимся и еще долго будем рыбачить в дорогих нам лугах.


Август 2016.