Непредвиденные обстоятельства

Алиса Атабиева
НЕПРЕДВИДЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

  - Проиграл вчистую.
Это было как гром среди ясного неба.
  - Я тебе говорила, - Маша вытирала слёзы, - ты не слушал, не мог… хоть раз отказаться.
  - Я игрок, Маша, больной человек, сяду за стол, сдержать себя не могу. Поставил всё… и тебя…
  - Я знала, что всё этим кончится… И меня?..
Она смотрела растеряно, испуганно.
  - Как странно… я живая, ни деньги, ни дом, а ты ставишь на кон… Кому хоть?.. Проиграна кому?.. – Маша кричала.
Началась истерика, муж вышел: до него не доходили слова криков, он их не понимал.
Женщина заболела: началась горячка, чуть не умерла. Муж не отходил ни на минуту, казалось, вот-вот она отдаст богу душу, но нет – выжила. После трёх дней заговорила.
  - Больше не подходи ко мне. Батюшке исповедуюсь и всё.
Прошло два года. Нет больше той барыньки, что пила чай с подругами. Цветы на стенах, изумруды в ушах – вот такая она, окружённая лаской и заботами. Что случилось? Об этом будет рассказ.
Долгие годы назад родилась девочка. Родители любили, баловали, как могли – единственная. К сроку замужества похорошела, стала «как маков цвет: губы алые, щёчки румяные» - все любили за хороший нрав. Соседский купец миллион давал, но родители сошлись на своём, отдали за приезжего дворянина. Хорош собой, статен, деньгам счёт не знал, но игрок. Пришёл свататься к хорошенькой и богатой барышне.
  - Услугами не пользуюсь портных – сама шью, - хвасталась девушка в ответ на комплимент, что таких платьев здесь у дам не видал.
Слово за слово, понравился, согласилась за него выйти замуж.
  - А то здесь одни купцы, за миллион купят, - и смеялась.
Родители плакали, что дочь счастье нашла. Молодые уехали в Петербург, жили, пока не случилось… Продал муж жену за ставку, выплатил долг женой и снова сел играть – вот так и проиграл дом, жену, прислугу и все наличные деньги. То, что родители отдали за дочерью в приданое, не трогал до поры, а проиграв жену, уже не смог взять – жена чужая, всё принадлежало ей.
Любовь была у Марии Петровны, любила мужа, да другой любви не знала. Не вышла б за него, что ж… был бы другой молодец. Из богачей только и был купец из нижегородских, остальные разорившиеся дворяне. Давно уж не возили девушек на выданье в Москву: «Вот и чахни здесь», - говорил дед Маши. Если б не «счастье» сватовства приезжего дворянина, по слухам богатого: «Пришлось бы Маше в девках сидеть», - кликал старый дед. После свадьбы умер – «дождался». Не дождался только продолжения Машенькиного «счастья».
Жених был отменный, но муж был изворотливый: нарочно увёз жену от родителей, чтобы не плакала им про неверного, пьющего и игрока мужа. А родители слегли, как узнали – Маша в разводе: дочь не стала писать, что проиграна мужем. Вот такое «счастье» у Маши оказалось.
Муж не хотел развода, но Маша наотрез отказалась возвращаться к мужу. А новый, не муж ещё, не мог силой овладеть и скандала боялся, так и жили на две половины, пока Маша развод не получила. К тому времени добрый нрав хозяйки полюбили все: и прислуга и гости, коих много было у счастливца.
С долгожданным разводом пришлось решать: выигранную супругу игрока брать в жёны или «развестись» полюбовно? «К насилию не привычен, - говорил будущий супруг Маши, - захочет сама – другое дело». Но Маша не захотела, а от беззаботной жизни хорошела. Вот и захотел жениться Павел Павлович: сделал предложение, и она ему отказала. Пока она была домоседкой, никто не видел горюет ли она, а тут показать себя (гости не в счёт) – не горюет, хоть и пленница. Наряды, кольца, серьги – это что?! Стал дарить бриллианты! Маша не отказывалась, носила подарки, а мужем считать не захотела. Вела свои дела сама, разведённой стало легче. Отец с матерью живы – навестила (правду не сказала). Что отцу плохо мать не сказала, скоро умер. Маша на похороны приехать не смогла, сама заболела – корь. Врач сказал «не выживет», но Маша боролась и пошла на поправку. Как отца не стало, главной наследницей стала она, Маша, Мария Петровна. К ней с уважением, а она пленницей живёт, как в крепости. Дороги – куда захотела, а уйти не смей. Живут бок о бок неделю – не подступился, а потом Марья Петровна уже сама хозяйкой стала – не пускает. Вот так и живут год, второй пошёл, к третьему…
  - Вот что, Мария Петровна, выходи за меня, прошу. Ведь я, негодный такой, не отпущу тебя.
  - Не выйду, - в который раз отвечает Мария.
  - Что тебя держит?
  - Отыграться дай.
Павел Павлович хоть и крепостник, женщину пожалел.
  - Где тебе, Мария Петровна, со мной тягаться? Я игрок, - это он сказал не без гордости. – Проиграешь всё, по миру пойдёшь, конечно, не дальше этих комнат.
Он хотел обнять Марию за плечи, но она увернулась.
  - Игроком был мой муж: где он? Под забором? (Маша не знала, что бывший муж умер.) Вот и я не хочу себе такой доли, быть проигранной ещё раз.
  - Раз так, давай играть. Что ставишь? Ты богачка? Вот и ставь.
Павел Павлович хоть и был молодец хоть куда, а грешил плохим здоровьем, сердце побаливало, к врачам толком не обращался. И тут с ним случился приступ. За сердце хватается, воды просит. Маша бегает, слуг зовёт, за доктором посылает. На диван положили, пот по лбу течёт, губы бледные, Маша плакать. Трогает руку, целует, просит простить. Тут доктор приехал, щупает пульс, слушает сердце.
  - Оживёт. Пусть полежит денька два, вот рецепт… Я ещё приду, без меня не вставать! – рецепт он передал Марии Петровне, думая, что жена.
Лежать пришлось дольше, но уже через неделю врач выписал другое лекарство и выздоравливать Павел Павлович стал быстрее. Вставал, разминал ноги, но до быстрой ходьбы было ещё далеко. Он чаще стал задумываться, глядя на Марию Петровну такую хорошенькую и заботливую, но такую же непреступную. Как только Павел Павлович стал выздоравливать, Мария Петровна стала отстраняться, улыбалась, издали наблюдая, но ласки не дозволяла. Сейчас он сидел, листал журнал, позвал:
  - Маша, Мария Петровна!
  - Иду, - она была рядом, - иду-иду.
  - Что, Павел? Хотел о чём-то попросить?
  - Присядь. Вот что, Маша, он погладил её голову. Ты правильно сделала, муж твой негодяй (он умер – не сказал), я не играл давно. Как только… - он покраснел, - ты не захочешь меня, знаю, но теперь не о том. Вот что я хотел сказать. У меня дети от брака, они не говорили со мной, как только ты здесь… (появилась – не сказал), они меня осуждают. Мать жива, мы не в разводе, но если ты согласилась бы… я возьму развод. Мне нужна ты.
Маша грустная сидела, теребила платок.
  - Пойдём. А потом ты меня отпустишь. Хочешь, я проиграю себя?
Он опешил.
  - Я не играл для тебя, теперь ты просишь?..
  - Да, пойдём, сядем за стол, и я проиграю себя. У тебя выиграть нельзя, ты сам сказал, вот и выигрывай.
  - Я поставлю закладную на себя, на мой дом и всё, что здесь.
Они сели, написали расписки, слуги из вольных заверили. Сели играть. Карта сразу не шла, потом азарт взял своё и…
Мария Петровна выиграла! Она не верила в удачу. Поддавался? Он игрок – только выигрыш за столом! Мария Петровна была к этому готова, она училась, брала пример, когда садились играть гости. Но так, чтобы сразу?
  - С первого раза, Маша?! Да ты умница!
Они сидели, пили вино, и Павел Павлович уснул. Умер.
Через несколько недель, когда всё утихло, две дамы: одна средних лет, другая моложе сидели за столом, пили чай и тихо разговаривали.
  - Так что ты надумала, Маша? Оставайся. Куда мне всё? Дети разъехались, оставайся.
  - Нет, Мария Семёновна, главный выигрыш со мной: увела я у вас мужа. А это всё вам и детям, его…
Она вытащила платок и стала вытирать глаза.
  - Я бы дала развод, ты прекрасна, деточка.
Женщины обнялись.
Через несколько дней Мария Семёновна провожала соперницу в её имение, думала навсегда. Однако через несколько дней та вернулась. Получила в дороге записку: «Возвращайся».
Произошло непредвиденное: умерла Мария Семёновна, а в договоре, ею не уничтоженном, значилась наследницей… Мария Петровна – всё чин по чину.
Бедная Мария Семёновна мучилась перед смертью, заклинала детей в дом не пускать: «Пусть она, пусть она… он всё ей…»