В академию

Николай Клевайчук
   Время неумолимо отсчитывало дни, месяцы, годы. Весной 1966 года, во время моего дежурства, позвонил начальник отдела кадров корпуса: «Николай Павлович, в академии ВВС при командном факультете открыли отделение офицеров штаба, советую писать рапорт для поступления, твоя кандидатура подходит по всем параметрам». Естественно, такое предложение было неожиданным, ведь после окончания школы прошло двенадцать лет. Кадровик успокоил меня: «за три месяца успеешь подготовиться». Я понимал, шансов сдать экзамены, почти нет, но упускать такой случай, когда тебе уже двадцать девять, нельзя – и согласился. Дома моё решение поддержала Юля.
   После кошмарных трёх месяцев, перелистывания учебников по математике и физике, до сочинений очередь не дошла, - поехал. Монинский гарнизон понравился, но я успешно провалил экзамен по математике и направился на вокзал. Дорога домой прошла в тяжёлых размышлениях о случившемся, в результате их понял, что эта неудачная попытка не прошла даром. Она указала путь к заветной мечте, как стать слушателем главной кузницы авиационных кадров.
   По приезду домой, посоветовался с новым начальником штаба майором Дармограем, назначенным в наш полк после окончания Калининской академии ПВО и решил ещё раз подать рапорт. Это был мой последний шанс, так как на очное обучение, принимали в возрасте до 31 года. В канун Нового года мне присвоили очередное воинское звание капитан и я, начал готовиться к поступлению в академию. Кроме самостоятельной подготовки, в течение трёх месяцев посещал подготовительные курсы при текстильном институте.
   В июле, после получения приказа о зачислении абитуриентом, я прибыл в академию. Основным экзаменом, на котором отсеивали слабых абитуриентов, была математика. На этот раз экзамен принимала заместитель начальника кафедры Бельтова. От военной кафедры службы штабов присутствовал полковник Мусатов, в будущем куратор нашего классного отделения. После того, как я ответил на вопрос по теории и решил все примеры, он сказал: «На этот раз, ты поступил». – Запомнил мой прошлогодний провал.
   Мир тесен, особенно это касается авиации. В её главный центр подготовки командных кадров, прибывают лучшие представители авиационных частей со всех концов громадной страны. В аудиториях академии я встретил несколько знакомых по службе в частях и своих однокашников Александра Фридмана и Сашу Беляева. Саша не сдал экзамен по математике и уехал домой, а Александр заочник – приехал на очередную сессию. Позже у нас с Юлей побывал в гостях, прибывший на сессию, мой друг по училищу Виктор Захарович Крылов.
   В то время начальником академии был герой войны маршал авиации Красовский. Летом он проживал с женой, в дачном домике, который находился в сосновом бору. После сдачи экзамена, три капитана решили отметить свой успех. Взяли пару бутылок водки, закуску и отправились в лес. Увидев за оградкой мужчину с лопатой, позвали: «Эй, папаша, вынеси стаканы!». Мужчина зашёл в дом и вышел в маршальском кителе с тремя стаканами на подносе. Наших ребят как ветром сдуло. На следующий день Красовский пришёл на построение и пригласил вчерашних гостей выйти из строя. После некоторого замешательства те вышли: «Что же вы, не захотели разделить со мной ваш успех? На этот раз прощаю, но в будущем не жадничайте». Так прославленный маршал провинность офицеров превратил в шутку – он всегда, воспитывая подчинённых, относился к ним с уважением и пониманием.
   После сдачи вступительных экзаменов, состоялась мандатная комиссия в кабинете и под председательством заместителя начальника академии генерал-лейтенанта Перцова. Нас приглашали по одному и председатель, имея перед собой личное дело, опрашивал каждого. Вот тут-то состоялся самый ответственный экзамен в моей жизни. Все характеристики в личном деле, за исключением написанной в Андреаполе капитаном Тереховым, были отличные. Отведя взгляд от моих документов, Перцов сказал: «Клевайчук, этот начальник готовил Вас в тюрьму? – и, обращаясь к членам комиссии, добавил: - Это было в начале службы, в дальнейшем его характеризуют как ответственного, исполнительного офицера». Из кабинета генерала я вышел слушателем академии, в которой проучился четыре года.
   Через неделю в полк пришёл приказ о моём зачислении, и мы с Юлей начали готовиться к отъезду. Загрузили и отправили контейнер с домашним скарбом и всей семьёй электропоездом отправились к новому месту службы. За окном, в последний раз проплывают знакомые виды Калининской области. Потом, на подходе к Москве, мы увидели только что возведённое, грандиозное сооружение телецентра, с взметнувшейся ввысь, иглой достающей до облаков, новой телебашней. К вечеру прибыли в Монино и временно, до получения своего жилья, разместились в домике прапорщика Гробовенко.