Пикник на траншейной обочине

Олег Калинка
Спектакль Екатерины Гороховской «Пикник» поставлен по одноименной пьесе классика европейской драматургии двадцатого века Фернандо Аррабаля. В мире театра Аррабаль является признанным мастером театра сюрреалистической эстетики и абсурда, в его богатом драматургическом наследии пьеса «Пикник» является прекрасным воплощением видением Аррабаля. Спектакль Екатерины Гороховской рассказывает нам историю, которая произошла где-то Европе, когда то в прошлом. Мир в спектакле- это пространство на неопределённом участке времени, вне географических рамок и действия в ней во время войны во «благо» человечества, но для воюющих сторон её причины туманны и непонятны. Этот ореол неопределённости вуалирует прямой намек на события Первой Мировой, так как смысл её большинству современников был мало понятен. Аррабаль проводит незримые параллели, благодаря которым замысел пьесы актуален во все времена, так как мир за всё время его существования не прожил ни дня без воины. Спектакль «Пикник» переносит действие куда-то на периферию военных действий, на какой то пост, где несёт боевое дежурство солдат. Это простой паренёк, оказавшийся в окопах войны под напором военно-патриотической пропаганды, его родителей приезжают проведать на пост, где он несёт службу. Это событие  воплощено в характерной для Аррабаль сатирического видения человеческого общества и визит родителей представлен в стиле буффонады. Для его родителей это светское событие которое отличается от пикника выходного дня только ландшафтом и здесь это траншеи а не пикник на природе. Через это представление подчеркивается видение Аррабаля в абсурдности войны, для них поездка к сыну в окопы - это светская прогулкой с экстравагантным фоном для эстетских фото и темой для светских бесед. На этом фоне в первых картинах разыгрывается история  в ярких красках буффонады и балагана, где люди расположившись комфортно на пикник, пьют вино и ведут размеренную светскую беседу. Их разговоры одеты в одежды вербальной паутины, которая сплетена из их наивной веры в штампы военной пропагандисткой машины и в них нет пониманий реалий войны. Спектакль ярко визуализирует процесс разрушения иллюзий этих людей, живущих в зоне эмоционального комфорта, защищающих их от реалий войны. В начале, их вера в «благую миссию» войны звучит искренно и она создаёт ауру наивного инфантилизма. Разрушение её происходит поэтапно, через вереницу встреч людей войны, благодаря им они совершают путь познаний. Екатерина Гороховская в «Пикнике» создаёт галерею образов людей военного времени, одни из них реальны и появляются перед зрителями, другие виртуальны, они оживают в диалогах персонажей. Эти встречи и увиденное начинает разрушаться когда они встречают паренька-  дезертира из армии противника, а за тем медсестру, девушку которая также как и их сын была закинута на фронт для выполнения «великой миссии» войны. В спектакле процесс осознания реалий войны происходит в «Пикнике» через постепенное прозрение, которое открывает глаза героям спектакля на то, что война бессмысленна, её жернова убивают и калечат тысячи людей. Екатерина Гороховская визуализирует процесс изменения понимания через трансформацию образов, гротескный комизм людей балагурящих на поле боя исчезает и они осознают трагизм ситуации, пересматривают свои взгляды  и понимания «великого блага». В характерной для драматургии Аррабаля спектакль «Пикник» создаёт пространство где действо сплетаются различные театральные приемы и формы, в начале действо выглядит как королевства абсурда и фарса, развитие сюжета оно становится суровой трагедией человеческих жизней. «Пикник» предоставляет возможность осознать значимость человеческой жизни и превосходство её  над всеми «великими» целями, ради которыми её хотят принести в жертву.