История Второй мировой войны наполнена многими трагическими событиями. В ряду
этих событий и, теперь, полузабытая, гибель теплохода "Сванетия, произошедшая
78 лет назад.
"Сванетию" построили в Дании в 1937 году. Судно было включено в состав
Черноморского морского пароходства и совершало пассажирские перевозки на
ближневосточной линии.
В начале войны судно оказалось в проливе Босфор. В нарушение международной
Конвенции, турецкие власти, несмотря на объявленный нейтралитет, задержали
экипаж. Только в середине февраля 1942г. было заявлено капитану "Сванетии"
Александру Беляеву, что корабль может покинуть гавань Стамбула. Причём никаких
извинений не последовало. К этому времени военные действия на Чёрном море были
в разгаре. Фашистские подводные лодки и вражеская авиация охотились за
советскими кораблями. Погибли пароход "Ленин", теплоходы "Армения", "Аджария",
госпитальные суда "Абхазия", "Чехов", транспорты "Коммунист" и "Чапаев".Поэтому
опытный капитан и штурман А.Кухаренко так рассчитали время, что большую
часть пути "Сванетия" прошла ночью и к утру 23 февраля 1942г. встала у причала
порта Поти.
Став военным транспортом, "Сванетия" была включена в боевой состав
Черноморского флота. Капитану Беляеву присвоено воинское звание капитан-
лейтенант. На палубе установили пять 45-мм пушек и два крупнокалиберных
пулемёта. Поскольку экипажу было вменено перевозить не только военные грузы, но
и раненых, прибывшие на судно военврачи 2-го ранга В.А.Итин и В.Б.Борисовский
переоборудовали помещения теплохода для принятия раненых и пассажиров. В
результате преступной халатности командования Черноморского флота погиб на
"Армении" основной состав флотских высококвалифицированных медицинских
работников. Передвижной госпиталь был укомплектован студентами старших курсов
мединститутов, которым в условиях военного времени пришлось быстро приобретать
и сноровку и медицинскую практику. Как свидетельствуют документы, они со
своими обязанностями справлялись.
Команда "Сванетии" без потерь провела первый рейс, доставив из Новороссийска
в Севастополь 29 марта 1942г. две маршевые в количестве 570 человек,
36 тонн боезапаса, 740 автоматов ППШ , 86 тонн боезапаса для авиации
флота, 160 тонн взрывчатки для Приморской Армии, 346 тонн продовольствия и
50 тонн фуража. Эти данные из Центрального Военно-Морского архива красноречиво
свидетельствуют, как был важен для осаждённого Севастополя каждый такой
успешно выполненный рейс, связанный с огромным риском. И это при том, что
корабли сопровождения очень часто нарушали указания при конвоировании
транспортов при переходе морем. Несмотря на слабые охранения, экипаж
благополучно совершил рейсы 3 и 14 апреля. В Новороссийске взяли на борт
для Севастополя 191 тонну боезапаса, 682 тонны продовольствия и более 150
бойцов и командиров и вышли 14 апреля в 20.00. И на этот раз весь груз был
благополучно доставлен к месту назначения.
Рано утром 17 апреля 1942г. "Сванетия" стала под погрузку. Севастополь
постоянно подвергался налётам вражеской авиации. Наступило некоторое затишье.
Поэтому, опасаясь очередного налёта, портовики совместно с экипажем
транспорта в быстром темпе провели выгрузку и погрузку. На борт приняли
240 тяжелораненых, которых разместили в приспособленных под палаты каютах,
354 кавалериста 154 кавалерийского полка, 50 человек эвакуированных. В числе
пассажиров 65 военнослужащих, в том числе морские лётчики, которые отправлялись
за получением новых самолётов. Всего вместе с экипажем более 1000 человек.
Перед самым отходом поступил приказ принять дополнительно 150 раненых.
Слово штурману "Сванетии" Г.А.Кухаренко:"Когда мы прибыли на корабль, народу
было так много повсюду, что вахтенной службе пришлось расчищать проход, чтобы
дать возможность нам добраться до штурманской рубки: все помещения, коридоры
трапы, частично даже верхние палубы были заняты тяжелоранеными бойцами и
эвакуированными. Сколько их было на борту-тысяча, полторы тысячи или того
больше. никто не знал".
В этот раз командование Черноморского флота для сопровождения выделило только
один эсминец "Бдительный". Считалось, что усиленный конвой следует выделять
при перевозке в Севастополь живой силы и техники. А тут раненые и
эвакуированные! Комментарии излишни.
17 апреля 1942г. в 21.00 вслед за эсминцем "Сванетия" вышла из Южной бухты
Севастополя. За ночь ушли далеко в море. Капитан и его помощники надеялись на
то, что вражеские самолёты-разведчики, занятые слежкой за прибрежными
коммуникациями и передвижениями военных кораблей у Кавказского побережья и
Крыма, не смогут их обнаружить. К сожалению, этой надежде не суждено было
сбыться. Наступило светлое время суток. В 7ч.24 мин. вахтенные доложили
капитану о появлении самолёта противника. Обнаружив сопровождение, разведчик
опасался угодить под обстрел эсминца, держался далеко и вскоре скрылся за
горизонтом. Воздушна тревога отменена, но капитан приказал усилить наблюдение.
Напряжение спало. Капитан, соблюдая внешнее спокойствие, испытывал тревогу и
и предчувствовал беду.
В 14.00 на высоте 3000 метров появился первый бомбардировщик. 14 самолётов со
стороны солнца атаковали теплоход. За первую атаку было сброшено 48 бомб.
Только умелое маневрирование спасло на этот раз корабль. И только одна бомба
угодила прямо в трубу и разворотила её.
В бой вступили зенитчики "Бдительного" и "Сванетии": сбили один самолёт,
второй был подбит, ста терять высоту и скрылся.
Израсходовав весь боезапас, бомбардировщики ушли. Ненадолго. Следовало
ожидать нового налёта.
Капитану доложили о результатах первого налёта: от близких разрывов бомб на
левом борту образовались пробоины, вышла из строя топливная магистраль,
нарушена телефонная связь, взрывной волной сорван пожарный насос с фундамента.
В 15ч.55мин. появились самолёты. Девять торпедоносцев "Хейнкель-111" с
высоты 30-40 метров сбросили на судно восемь торпед. Две из них достигли
цели: последовало два мощных взрыва, появился крен на левый борт. Возникла
страшная паника. Краснофлотцам Данченко и Воронову удалось спустить две
шлюпки. Спуску остальных шлюпок помешали появившиеся на палубе кавалеристы.
Они, естественно, не имели понятия о механике спуска шлюпок в воду, выхватили
шашки и перерубили блоки, которые удерживали шлюпки. В результате эти
спасательные плавсредства вместе с людьми полетели за борт,
переворачивались и разбивались о воду. Быстро увеличивался крен. Зенитчики
продолжали вести огонь. Один из атакующих торпедоносцев, видимо, не рассчитал,
зацепил крылом воду и взорвался.
Несмотря на трагизм положения, люди, находившиеся на палубе, с восторгом
восприняли гибель на их глазах вражеского стервятника.