Последний рейс Сванетии. Часть 1-я

Иосиф Финкельштейн
   История Второй мировой войны наполнена многими трагическими событиями. В ряду
  этих событий и, теперь, полузабытая, гибель теплохода "Сванетия,  произошедшая
  78 лет назад.
   "Сванетию" построили в Дании в 1937 году. Судно было включено в состав
  Черноморского морского пароходства и совершало пассажирские перевозки на
  ближневосточной линии.
   В начале войны судно оказалось в проливе Босфор. В нарушение международной
  Конвенции, турецкие власти, несмотря на объявленный нейтралитет, задержали
  экипаж. Только в середине февраля 1942г. было заявлено капитану "Сванетии"
  Александру Беляеву, что корабль может покинуть гавань Стамбула. Причём никаких
  извинений не последовало. К этому времени военные действия на Чёрном море были
  в разгаре. Фашистские подводные лодки и вражеская авиация охотились за
  советскими кораблями. Погибли пароход "Ленин", теплоходы "Армения", "Аджария",
  госпитальные суда "Абхазия", "Чехов", транспорты "Коммунист" и "Чапаев".Поэтому
  опытный капитан  и штурман А.Кухаренко так рассчитали время, что большую
  часть пути "Сванетия" прошла ночью и к утру 23 февраля 1942г. встала у причала
  порта Поти.
   Став военным транспортом, "Сванетия" была включена в боевой состав
  Черноморского флота. Капитану Беляеву присвоено воинское звание капитан-
  лейтенант. На палубе установили пять 45-мм пушек и два крупнокалиберных
  пулемёта. Поскольку экипажу было вменено перевозить не только военные грузы, но
  и раненых, прибывшие на судно военврачи 2-го ранга В.А.Итин и В.Б.Борисовский
  переоборудовали помещения теплохода для принятия раненых и пассажиров. В
  результате преступной халатности командования Черноморского флота погиб на
  "Армении" основной состав флотских высококвалифицированных медицинских
  работников. Передвижной госпиталь был укомплектован студентами старших курсов
  мединститутов, которым в условиях военного времени пришлось быстро приобретать
  и сноровку и медицинскую практику. Как свидетельствуют документы, они со
  своими обязанностями справлялись.
   Команда "Сванетии" без потерь провела первый рейс, доставив из Новороссийска
  в Севастополь 29 марта 1942г. две маршевые  в количестве 570 человек,
  36 тонн боезапаса, 740 автоматов ППШ , 86 тонн боезапаса для авиации
  флота, 160 тонн взрывчатки для Приморской Армии, 346 тонн продовольствия и
  50 тонн фуража. Эти данные из Центрального Военно-Морского архива красноречиво
  свидетельствуют, как был важен для осаждённого Севастополя каждый такой
  успешно выполненный рейс, связанный с огромным риском. И это при том, что
  корабли сопровождения очень часто нарушали указания при конвоировании
  транспортов при переходе морем. Несмотря на слабые охранения, экипаж
  благополучно совершил рейсы 3 и 14 апреля.  В Новороссийске взяли на борт
  для Севастополя 191 тонну боезапаса, 682 тонны продовольствия и более 150
  бойцов и командиров и вышли 14 апреля в 20.00. И на этот раз  весь груз был
  благополучно доставлен к месту назначения.
   Рано утром 17 апреля 1942г. "Сванетия" стала под погрузку. Севастополь
  постоянно подвергался налётам  вражеской авиации. Наступило некоторое затишье.
  Поэтому, опасаясь очередного налёта, портовики совместно с экипажем
  транспорта в быстром темпе провели выгрузку и погрузку. На борт приняли
  240 тяжелораненых, которых разместили в приспособленных под палаты каютах,
  354 кавалериста 154 кавалерийского полка, 50 человек эвакуированных. В числе
  пассажиров 65 военнослужащих, в том числе морские лётчики, которые отправлялись
  за получением новых самолётов. Всего вместе с экипажем более 1000 человек.
   Перед самым отходом поступил приказ принять дополнительно 150 раненых.
  Слово штурману "Сванетии" Г.А.Кухаренко:"Когда мы прибыли на корабль, народу
  было так много повсюду, что вахтенной службе пришлось расчищать проход, чтобы
  дать возможность нам добраться до штурманской рубки: все помещения, коридоры
  трапы, частично  даже верхние палубы были заняты тяжелоранеными бойцами и
  эвакуированными. Сколько их было на борту-тысяча, полторы тысячи или того
  больше. никто не знал".
   В этот раз командование Черноморского флота для сопровождения выделило только
  один эсминец "Бдительный". Считалось, что усиленный конвой следует выделять
  при перевозке в Севастополь живой силы и техники. А тут раненые и
  эвакуированные! Комментарии излишни.
   17 апреля 1942г. в 21.00 вслед за эсминцем "Сванетия" вышла из Южной бухты 
  Севастополя. За ночь ушли далеко в море. Капитан и его помощники надеялись на
  то, что вражеские самолёты-разведчики, занятые слежкой за прибрежными
  коммуникациями и передвижениями военных кораблей у Кавказского побережья и
  Крыма, не смогут их обнаружить. К сожалению, этой надежде не суждено было
  сбыться. Наступило светлое время суток. В 7ч.24 мин. вахтенные доложили
  капитану о появлении самолёта противника. Обнаружив сопровождение, разведчик
  опасался угодить под обстрел эсминца, держался далеко и вскоре скрылся за
  горизонтом. Воздушна тревога отменена, но капитан приказал усилить наблюдение.
  Напряжение спало. Капитан, соблюдая внешнее спокойствие, испытывал тревогу и
  и предчувствовал беду.
   В 14.00 на высоте 3000 метров появился первый бомбардировщик. 14 самолётов со
  стороны солнца атаковали теплоход. За первую атаку было сброшено 48 бомб.
  Только умелое маневрирование спасло на этот раз корабль. И только одна бомба
  угодила прямо в трубу и разворотила её.
   В бой вступили зенитчики "Бдительного" и "Сванетии": сбили один самолёт,
  второй был подбит, ста терять высоту и скрылся.
   Израсходовав весь боезапас, бомбардировщики ушли. Ненадолго. Следовало
  ожидать нового налёта.
   Капитану доложили о результатах первого налёта: от близких разрывов бомб на
  левом борту образовались пробоины, вышла из строя топливная магистраль,
  нарушена телефонная связь, взрывной волной сорван пожарный насос с фундамента.
   В 15ч.55мин. появились самолёты. Девять торпедоносцев "Хейнкель-111" с
  высоты 30-40 метров сбросили на судно восемь торпед. Две из них достигли
  цели: последовало два мощных взрыва, появился крен на левый борт. Возникла
  страшная паника. Краснофлотцам Данченко и Воронову удалось спустить две
  шлюпки. Спуску остальных шлюпок помешали появившиеся на палубе кавалеристы.
  Они, естественно, не имели понятия о механике спуска шлюпок в воду, выхватили
  шашки и перерубили блоки, которые удерживали шлюпки. В результате эти
  спасательные плавсредства вместе с людьми  полетели за борт,
  переворачивались и разбивались о воду. Быстро увеличивался крен. Зенитчики
  продолжали вести огонь. Один из атакующих торпедоносцев, видимо, не рассчитал,
  зацепил крылом воду и взорвался.
   Несмотря на трагизм положения, люди, находившиеся на палубе, с восторгом
  восприняли гибель на их глазах вражеского стервятника.