Его море

Анна Алексеевна Золотовская
"Только побежденный одерживает победу".

Каждое утро, после 10, Он приходил к морю.  Садился прямо на гальку ближе к воде.

Была зима. Но в южных широтах она совсем не ощущалась. Не было не только снега, но воздух был настолько прогрет, что каждый раз Он видел купающихся.
Пляж не был достаточно обустроен, но каждое утро сюда приходили на отдых люди.
Но люди его не интересовали.

Он сидел почти у самой воды, лицом к морю и спиной ко всему остальному миру.
Ему никто не мешал смотреть на море и думать о своем.

Смотреть на море всегда интересно. Море, как лицо ребенка, никогда не бывает одинаковым.

Давно, в детстве, Он тоже жил у моря. Это было другое море – северное. Там он не только смотрел на море, там он жил морем.

Вместе с отцом ловил рыбу, заготавливал водоросли, собирал ягоды на островах, а на скалах – птичьи яйца и пух.

Море Он знал разное: спокойное, тихо плещущее волной о борт лодки; грозное – в шторм, в котором ему пришлось оказаться не раз. Но отец его умел «договариваться» с морем, и они всегда возвращались на берег.

Однажды, в ясный, солнечный день неожиданно пал туман. Тогда ему стало не по себе… Вдруг исчезло все вокруг, и море тоже. Это было не понятное ему состояние моря. Казалось, они оказались в призрачной пустыне.

Так Он рос и закалялся морем.

Но никто не знал его мечты, его заветного желания. Он не просто смотрел на море, Он его «рисовал». Ему всегда хотелось нарисовать море.
И Он, вглядываясь в море, мысленно подбирал краски для своего будущего морского пейзажа.

В один свободный день Он отправился в магазин и в отделе канцелярские товары купил акварельные краски, кисти, альбом для рисования. А в ближайший выходной день вместо прогулок с ребятами Он пошел к морю – рисовать море.
Пока Он делал наброски карандашом, Он верил, что сможет перенести на бумагу всю изменчивость моря, игру красок, света и тени.

Но то ли краски оказались плохого качества, то ли кисточки не подходили для акварели, но, промучившись более двух часов, Он в конце концов не увидел на бумаге желаемого, от досады порвал все листы, выбросил краски и кисти.
Больше Он никогда не рисовал море. Не рисовал, но не разлюбил все так же смотреть на море.  И все так же непроизвольно искать цвет для очередного мазка.
Прошло много лет. И, как говорится, много воды утекло с тех пор.
Он, уже пожилой человек, так же сидит у моря.

И перед ним только море.
«Рисовал» ли Он сейчас море?  Трудно сказать…
Ему, скорее всего, достаточно было просто смотреть на море, чтобы думать и вспоминать.

Но вот тря дня тому назад появился в его поле зрения еще один человек. Точнее – человечек…

В тот день совсем близко к воде бегал мальчик.
Ему было лет пять. Казалось, он здесь был тоже один.
И мальчик, как и Он, тоже не скучал у моря.

Ребенок наблюдал за волной. Его, видимо, очень заинтересовало, почему волна то набегает на берег, то снова убегает в море.

Неожиданно он побежал вслед за волной. Но он не ожидал, что волна так быстро начнет возвращаться на берег, и он еле успел убежать от нее.  Так мальчик сделал еще несколько попыток, но когда в очередной раз волна все-таки успела нагнать его и окатила сзади брызгами, то он прекратил эту игру с волной.
 
Вскоре кто-то с веранды позвал его, и он быстро побежал наверх.

На второй день погода была тоже теплой и солнечной. По морю пролегла мерцающая солнечная дорожка. Она словно разрезала море пополам. С южной стороны солнце высветлило море, и оно слилось на горизонте с небом.  Справа от солнечной дорожки море стало темнее. На нем как бы чередовались голубые и синие полосы, к берегу они превращались в ленивую белую пену.

Мальчик сменил игру в догонялки с волной на другую. Он находил в гальке более плоские камешки и бросал их в воду «с оттяжкой». Видимо, его уже кто-то учил «печь блинчики» на воде.  Но «блинчики» не получались: каменная бляшка сразу тонула в море.  Эта игра ему скоро надоела.  Он пробежал вдоль берега от одного волнореза до другого и неожиданно нашел обломок деревянной рейки.  Мальчик так же забросил ее в море. Возвращаясь, он неожиданно обнаружил свою рейку снова на берегу.

Эта игра его снова увлекла: он бросал рейку в море, а море вновь выбрасывало ее на берег.

Однако забрасывать деревянную рейку не хватало сноровки. И вместо того, чтобы рейке лететь в море, она падала куда-то в бок от него, на берег. Один раз рейка упала к ногам. Его ногам. Мальчик подбежал и вопросительно посмотрел на Него. А Он, улыбнувшись, Протянул рейку мальчику.
В полдень мальчика, как обычно, кто-то сверху позвал, и он, бросив рейку в море, убежал на зов.

Каждое утро он приходил на берег моря и непроизвольно поджидал мальчика.
Мальчик не нарушал его одиночества, а наоборот… Ему нравилось наблюдать за этим 
энергичным и наблюдательным ребенком.
Он напоминал ему сына, с которым много лет тому назад приезжал на этот берег.
Как это было давно…

Давно нет у него сына. Сын умер совсем молодым, ему было всего 40 лет.
О его смерти Он узнал, получив радиограмму в море. Он не мог поверить, что не стало здорового, крепкого парня, его любимого сына. Вернувшись из рейса, он узнал подробности.

Сын умер от пневмонии. Запущенной пневмонии, которую он не лечил, надеясь, что все пройдет, само собой. Как ему сказали, сын давно чувствовал недомогание, но скрывал это ото всех.

Ходил на работу с повышенной температурой. Работал до тех пор, пока однажды сотрудники вызвали скорую. Но и в больнице он не верил, что это конец.
Смерть сына лишила его всякого интереса к жизни. А вскоре умерла жена от сердечного приступа.

Какое-то время он ходил в море. Постепенно Он чувствовал, что работа ему стала в тягость, и здоровье покидает тело. Он стал хуже видеть, почти потерял слух. И после очередной медкомиссии его списали на берег.
Этот неожиданный поворот в жизни Он встретил спокойно. Стаж был наработан давно. Пенсия выходила приличная.

Только не верилось, что Он расстается с морем навсегда.
Вся жизнь его была связана с морем.

Мальчишкой, уехав из родного дома, окончив ФЗУ, Он мотористом спустился в машинное отделение рыболовецкого судна. Потом суда менялись: это были МРТ, БРТ, сейнера… Он тоже менялся. Время от времени его посылали учиться на курсы повышения квалификации. Он стал Старшим механиком. Стармеху положена отдельная каюта, и в свободное от вахты время Он много читал. Читать Он любил с детства.
За эти годы Он, кажется, прочитал всю русскую и зарубежную классику, все книги по истории.  С детства, обладая исключительной памятью, он помнил все исторические факты, даты, цифры…

Когда сын учился в школе, со всеми трудными вопросами он обращался к отцу. «Папа –все знает!» Да, папа знал все. На любой вопрос по математике ли, по физике, равно как и по литературе или истории Он знал ответ для сына.
Ответ часто превращался в длинную лекцию.

Сын в шутку называл своего отца «плавающей энциклопедией».
Шли годы. Сын вырос, женился.

А Он был в море. Всегда в море, но моря не видел.
Его место было не на капитанском мостике, а в машинном отделении, в грохоте дизелей и моторов.

Сам Он с годами привык говорить громко, и эта привычка сохранилась и на берегу. Часто его громкая речь не нравилась окружающим. Жена по этому поводу делала ему замечания. Но Он не обижался. Он был очень жизнерадостным человеком.
Но после смерти жены и сына, когда Он оказался не у дел, Он почти перестал говорить. Произносил только необходимые слова в необходимом общении.
На пенсии Он не стал искать работу. Купил небольшой домик в том небольшом городке, где когда-то отдыхал с сыном.

Всю свою жизнь Он жил на Севере. Там родился, вырос, потом ходил на судах в северных морях. Был на Шпицбергене, на Новой Земле, в Норвегии.
Семья его тоже долго время жила в северном портовом поселке на «краю земли». Потом, когда сын пошел в школу, Он купил кооперативную квартиру в Мурманске.
И вот сейчас, оставшись один, ему захотелось уехать на юг. Наконец-то отогреться от северной промозглости, холодных ветров.

Здесь почти круглый год было тепло. Зимой не было снега. Первое время в этом Он видел недостаток, но вечнозеленая растительность, цветы зимой… Это примиряло и, конечно, радовало.

Но главное! Здесь круглый год было незамерзающее море. И это компенсировало все другие недостатки.

И Он ежедневно шел к морю.

Молча один сидел на берегу. Часто от восхода до заката солнца.
Ему никогда не было скучно у моря.

Он смотрел на море и мысленно снова «рисовал» море.
Сегодня с утра было прохладно на море. Был конец декабря.
После ночного дождя утро было туманное. Но к 10 утра туман неожиданно рассеелся, и над морем стала вырисовываться радуга.

Радуга вырастала широким и ярким спектром красок и нависла коромыслом над морем во весь небосвод.

Радуга в декабре!
 
Это была необыкновенная картина, написанная самым талантливым художником – природой.

ОН увлекся зрелищем…, но ему чего-то не хватало. Он чего-то ждал еще.
Наконец Он понял… Он ждал Мальчика. Ему хотелось, чтобы ребенок увидел эту чудесную картину.

Но мальчик не приходил. Радуга очень скоро исчезла, как и появилась.
Напрасно Он ждал до вечера – Мальчик не пришел к морю.
Наверное, его увезли те, кто всегда следили за ним с веранды и звали домой.
Все здесь у моря приезжие. Все приезжают и уезжают.


Только Он неизменно остается у моря.


Январь, 2020. Сочи.   

Фото автора.