Неведомое. Глава VI

Александр Халуторных
(продолжение. Предыдущая глава V - http://www.proza.ru/2020/01/03/644)

(Начало. Глава I - http://www.proza.ru/2020/01/01/1248)
               
        На правом склоне  Поганой горы, чуть выше подножия, стоит огромный дуб, - продолжил журналист. Замечателен тем, что чуть ли не в каждую грозу в это дерево ударяет несколько молний. Его так и называют Перунов дуб… Вершина его разбита громом, и ствол внутри почти пустой, однако, как говорят, каждый год зеленеет и дает свежие побеги.

        - Поганая гора, говорите?.. Любопытное название, - заметил  Верещагин. – Оно как-то имеет отношение к гигиене?

        - Ни в малейшей степени, Зосим Петрович.  «Поганый» на старославянском языке означает «иноверец» или «нехристь», так называли представителей некоторых варварских конфессий… Ну… в какой-то мере, , не христиан считали нечистыми людьми. Это название, скорее всего, появилось после крещения Руси. Как удалось установить, когда-то эту гору называли Костромная. Даже и сейчас местные жители иногда называют ее Костромской.

        - Каким-то образом название связано с Костромой?

        - Совершенно верно! Только Кострома – это не название города - родины отечественного героя Ивана Сусанина, а имя древнеславянского божества – прекрасной девы, которую и звали Кострома. Это сестра и жена Купайлы, в честь которого до сих пор празднуют день Ивана Купалы. Кострома и Купайла не знали, что они брат и сестра и полюбили друг друга, а, когда узнали правду, покончили с собой.

        - Суицид?  Странные боги были у наших предков. Занимались кровосмешением, практиковали самоубийство…

        - Древние языческие боги, как славянские, так и скандинавские, кстати, и греческие, и их близнецы -  римские, тоже, были очень похожи на людей. Они обладали вполне человеческими характерами, в которых было намешано и хорошее, и плохое, как и во всех нас простых смертных…  Если хорошего было больше – считали светлым богом, если меньше – темным. Правда, был у наших предков и некий аналог христианского Диавола – мрачный правитель подземного царства мертвых Чернобог, носитель извечного зла... боялись его больше всего на свете. Он единственный славянский бог, не имеющий внятного происхождения, сразу появился из мрака, с головы до ног закованный в железные доспехи. От него пошли такие персонажи славянского пантеона, как Кощей, Вий, Змей Горыныч и всякая мелочь, вроде кикимор, домовых и водяных. Современная наука считает, что славяне ему единственному не ставили кумирен и не поклонялись, но ... поговаривают, будто на одном из островов на Змеиных болотах лежит поверженный истукан Чернобога. Сам не видел, однако все может быть...

        - А Баба Яга – тоже из язычества пришла? – спросил Селятин.
        - Именно так, Нил Карпович! Ягиня в древних сказаниях была, ни много, ни мало, прекрасной и мудрой женщиной, женой Велеса – братца всемогущего Перуна. Это потом уже стараниями христианских священников она превратилась в страшную лесную ведьму-людоедку с костяной ногой. Но ведь и в русских сказках Яга зачастую помогает добрым молодцам и красным девицам и делом, и советом.

        - Похоже, что вы основательно изучили пантеон славянских богов, Владислав Леопольдович?

        - Увы, Нил Карпович!.. Доскональным знаниям славянских верований никто не может похвастаться. Даже сведения о них до нас дошли в основном только в писаниях христианских богословов, боровшихся с дохристианскими верованиями, да в сказках и легендах.  Притом, в язычестве славян не было единого центра, как в  других религиях. В каждой местности предпочитали поклоняться своим богам, а религиозные обряды отправляли доморощенные жрецы. Поэтому-то религиозные славянские сказания и легенды в разных краях сильно отличаются по сюжетам. Затем христианские воители во время крещения Руси каленым железом выжигали все, связанное с культом древних отечественных богов, а христианские священнослужители на местах специально постарались  уничтожить любую память о язычестве. Однако, в русских народных сказках сохранилось много чего из старинных сказаний.

        - Ну, не только в сказках! В леших и домовых еще и сейчас верят простодушные люди... вроде вас, Владислав Леопольдович…

        - Возможно, у них… да и у меня тоже, есть для этого какие-то основания, господин Верещагин?

        - Суеверия весьма живучи, Владислав Леопольдович. Люди верят в приметы, им свойственно объяснять непонятные явления влиянием потусторонних сил и колдовством. Я же считаю, что все чудеса и волшебство имеют вполне внятные объяснения. Просто мы пока не можем докопаться до сути этих явлений в силу недостаточных знаний. Во всяком случае, мне, пока что, не приходилось за время службы в сыске встречать ничего  потустороннего. Рано или поздно - всегда находился виновник того или иного странного или загадочного события. Как правило, все чудеса имеют вполне обычное и понятное объяснение.

         - Вы счастливый человек, Зосим Петрович! Можете найти причину некоторых любопытных явлений в материальном мире, а я вот иногда впадаю в тупик от иных, кажущими совершенно неразрешимыми, вопросов.

        - Например?
      
        -  Например, все мы знакомы с привычным нам явлением гравитационного притяжения земли. Камень, брошенный на воздух, непременно упадет на землю обратно, а вода с наклонной поверхности обязательно стечет по ней вниз… Так вот, в Чертовом овраге встречаются места, где вода течет не вниз, а вверх!

       - Да полноте вам, господин журналист! Я понимаю, что страсть к сенсациям у представителей вашего племени необычайная, но нужно же и меру знать!

       - Не верите?

       - Естественно! Скорее всего, вы потеряли чувство реального расположения поверхности в пространстве, где невозможно увидеть горизонт. Только и всего!

       - Вы так думаете?

       - Разумеется!

       - Тогда каким образом всего в пяти шагах от этого места вода течет вниз, как ей и полагается по законам земного тяготения? Эта разница в поведении водных потоков  наблюдается явственно! Кстати, если подниматься по склону холма, на вершине которого растет Перунов дуб, то на середине его (а это примерно не менее сорока пяти градусов по отношению к основанию холма) гравитационное притяжение меняет направление, и тело человека принимает перпендикулярное положение к поверхности… Дальше можно идти в таком положении свободно, как по горизонтальной проселочной дороге!
 
       - Оптическая иллюзия, и ничего больше! – Верещагин хмыкнул. - Это все странности, что там встречаются?

       - Увы! В Чертовом овраге с пугающим постоянством пропадают люди... По моим сведениям, там в разное время сгинуло без следа уже не менее тридцати человек. В основном молодые люди от пятнадцати до двадцати пяти лет отроду, не старше… Или вот еще что... Каминский помолчал, о чем-то размышляя, потом  сказал: - Поговаривают, что под дубом на Поганой горе у наших далеких предков было принято сводить счеты с жизнью. Между прочим, прошлой осенью там застрелился из ружья юный внук нынешнего владельца демидовского поместья старого князя Гагарина, ему было всего пятнадцать лет. Совсем мальчишка… Чем это можно объяснить, Зосим Петрович? Совпадением?

         - Не исключено! Еще раз повторюсь, что людям гораздо проще объяснять все чертовщиной, чем искать причину случившегося. Вот как наш Ерофей Поликарпович,  например. На что уж дока по медицинской части. В человеческом организме понимает больше, чем часовщик в своих механизмах. Способен, кажется, разобрать homo sapiens по винтику и снова собрать, причем в улучшенном варианте, но и он, время от времени, восторгается фокусами, которые придумывают попы – вроде мироточивых икон, изгнания бесов или внезапному исцелению паралитиков после прочтения маловразумительных текстов из религиозных книг.

        - Вы опять начинаете ерничать, Зосим Петрович! – рассердился доктор: - Вольно же вам глумиться над чувствами верующих, атеист несчастный!
        - Ну, почему же «несчастный», доктор?

        - Потому что ждет вас, господин безбожник, геенна огненная по окончании земного срока, вечные терзания и муки погубленной неверием души!

        - Ну, а вам-то что от того, господин Глухов? Не сомневаюсь, что вы-то со временем, обязательно окажетесь на небесах, как и надеялись, упорно воздавая по утрам хвалу Всевышнему и постукивая во славу его в пол своим узким лбом во время молитвы.  Замечательный способ заслужить вечное блаженство! А потом, в мире ином, за ваши земные старания вам представится возможность, сидя верхом на облаке, распевать псалмы своим надтреснутым тенором и подыгрывать себе на арфе. Учите ноты, кстати, чтобы не сфальшивить в ангельском-то хоре. Надеюсь, иногда (не без нежной грусти) будете вспоминать вашего покорного слугу-грешника, с которого черти обязательно сдерут кожу, а потом  останки коллежского секретаря Верещагина будут вечно коптить на вилах над адским пламенем! Кстати, доктор, как вы представляете адовы муки? Похоже, тот, кто придумал христианский ад со всякими  сковородками, на которых жарят грешников, не отличался особой фантазией. Души там подвергаются тем же телесным истязаниям, какие практиковала святая инквизиция в свое время!

        Как ни странно, на дерзкий выпад Верещагина доктор не повелся. Он угрюмо промолчал и только напрягся. Но даже видимая спутниками спина его выразила  возмущение.

        - Ах, перестаньте же, Зосим Петрович! Как можно-с! – Селятин покачал головой. - Вы просто издеваетесь над доктором. Нельзя же так!

        - Виноват-с! Только не терплю священной неистовости, которой подвержен уважаемый Ерофей Поликарпович. Прямо иезуит какой-то!   Религиозный фанатик, прости Господи!..

        Доктор мрачно посмотрел на Верещагина, плюнул и перекрестился.

        Ехали долго, с многочисленными проверками на полицейских пикетах и на военных заставах. Уже в Воловиковской волости фаэтон стали задерживать на рогатках, которые держали добровольцы из местных. С простыми мужиками, как правило, переговоры проходили довольно бестолково и нервозно, так как часто поставленные на дороге деревенские сторожа едва разбирали написанное на подорожной, а то и совсем не умели читать. К тому же, деревенские не имели никакого понятия о дорожных документах, выданных департаментом полиции.  Верещагин, слегка подогретый уже выпитым в дороге содержимым своей серебряной фляжки, злился и даже выходил из себя, когда, теряя терпение, объяснял сторожам, что предъявленная им бумага дает право беспрепятственного проезда по дорогам уезда даже в период карантина, когда всем другим проезд запрещен.

        Около пяти часов пополудни на дороге попался последний карантинный пост с наскоро сработанной из березовых хлыстов рогаткой, перегораживающей проезд. Двое, явно нетрезвых мужиков, увлеченно играли в шашки на разрисованной под шахматную доску тряпице, расстеленной прямо на земле в тени придорожных деревьев. В тридцати шагах от них стоял небольшой шалаш из ольховых веток с уже подвявшими листьями, а рядом с ним едва дымился почти прогоревший костер с висящим над остывающими углями котелком. Один из игроков, не вставая с обочины, крикнул: - Не моги ехать дале, православные! Пущать не велено! Холера ж!

        Верещагин показал ему кулак: - Сам ты холера, и холера тебе в бок! Живо сдвигай рогатку, пока я тебе ноги не выдернул, цербер хренов!..

        Мужик резво вскочил на ноги и положил руку на заткнутый за пояс топор:  - Сказано, проезда нетути! Вертай оглобли!.. Собачитца ишо!
 
        - Погодь, Акимка!, - второй страж степенно поднялся, неторопливо отряхнул порты. - А вы, кто таковские?  Чьих будете-то, господа хорошие?

        - Слово и дело!* – рявкнул Верещагин. – Живо сымай рогатку! Кнута давно не пробовали? В Сибирь, на дыбу, на плаху захотели?!

        - Так и казали б!.. Сей мамент, ваш  бродь!.. Акимка, брось топор-то, дурак! Не вишь – слуги Государевы!..

        Мужики быстро отнесли рогатку на обочину и поклонились в пояс: - Ехайте, служивые, скатертью дорога!

        Фаэтон покатил дальше. Едва сдерживая смех, Каминский сказал Верещагину: - Весьма впечатляет! Вы, как мне кажется, имеете великий дар убеждения, уважаемый Зосим Петрович!

        - С простыми людьми нужно уметь разговаривать, Владислав Леопольдович! Могу поделиться сим навыком. «Кнут, дыба, плаха, Сибирь» – вот ключевые слова в разговоре с населением на Руси! Так повелось издревле, еще со времен Иоанна IV, а, может быть и раньше. Во всяком случае, изначально обаятельная российская власть другого лексикона в задушевных беседах со своим народом, по-моему, и не использует!

ПРИМЕЧАНИЕ: "Слово и дело!"* - старинное выражение, получившее хождение при царе Алексее Михайловиче и указывающее на отношение произносящего его к политическому сыску.

(продолжение следует. Глава VII - http://www.proza.ru/2020/01/03/670)