Моя встреча с поэтом Андреем Дементьевым...

Игорь Пролеткин
Мне повезло в том, что мой папа - Пролеткин Виктор Иванович начинал свой творческий путь журналиста в молодёжной газете "Смена" в г.Калинине и несколько лет проработал там, вместе с Андреем Дмитриевичем Дементьевым, в последующем известным советским поэтом-песенником.

На стихи поэта написаны десятки популярных песен - "Баллада о матери", "Отчий дом", "Лебединая верность", "Яблоки на снегу", "Аленушка", "А мне не надо от тебя", "Чайки над водой", "Каскадеры" и многие другие. Все эти песни, начиная с 1974 года становились победителями телевизионных конкурсов в России и за рубежом. Соавторы Дементьева - Мартынов, Паулс, Дога, Богословский и другие известные композиторы. А не так давно, Владимир Путин поздравил всех женщин России с 8 марта, процитировав при этом строки Андрея Дементьева.

С А.Дементьевым папа был знаком ещё до их совместной работы в газете, так как они учились на одном курсе Калининского педагогического института. Оба поступили туда после окончания войны, оба с молодых лет увлекались поэзией, писали стихи и пробовали их публиковать в различных калининских изданиях.

Затем Андрей Дементьев в 1949 году уехал учиться в Литературный институт имени А.М.Горького, а после его окончания в 1952 году вернулся в г.Калинин.

Их знакомство произошло в конце 40-х и продолжалось в Калинине до конца 50-х годов 20 века и я ещё был слишком мал, но, по воспоминаниям моих родителей, А.Дементьев бывал неоднократно в нашем доме и не раз трепал меня и моего старшего родного брата Олега за волосы и играл с нами (но, все подробности этого, я уже выяснил намного позже, у самого поэта).

В конце 50-х дороги папы и Андрея Дементьева разошлись.
Отца пригласили в "Комсомольскую Правду" и отправили собственным корреспондентом газеты на Южный Урал, в Оренбург, куда также, летом 1959 года, перебрались и мы - моя мама, Нина Петровна Пролеткина, старший брат Олег и я.
Потом, в конце 1965 года, отец перешёл в газету "Известия" и мы всей семьёй в апреле 1966 года, переехали из Оренбурга в Саратов, на новое место работы отца.

А.Дементьев продолжал работать в Калинине, пока в 1967 году его не взял к себе в журнал "Юность", известный писатель Борис Полевой. А в 1981 году, после смерти Полевого, он и возглавил этот журнал, где проработал до 1992 года.

Папа много рассказывал разных историй их молодой и довольно весёлой жизни в Калинине, последующие встречи в Москве и всегда с большим уважением отзывался о нём.
В августе 1985 года моего отца не стало, хотя после его смерти осталось несколько поэтических сборников и довольно много неопубликованных стихов.

В 80-х - 90-х годах Андрей Дементьев был уже довольно известной публичной фигурой, часто появлялся на экранах телевизора, а с 1997 года по 2001 год, по приглашению тогдашнего председателя ВГТРК Эдуарда Сагалаева, был назначен на должность директора ближневосточного представительства РТР в Израиле.
Я с большим интересом смотрел его телевизионные материалы из Израиля, так как они всегда были поданы своеобразно и, по своему, неповторимо.

Я же, с середины 90-х годов, был заведующим научной лаборатории урбоэкологии Саратовского университета и довольно часто бывал в Москве, или на научных конференциях, семинарах и консультациях в МГУ, или на каких-либо мероприятиях в Российской академии наук.

И вот, однажды, в конце 1998 года, находясь в очередной раз в Москве, я совершенно неожиданно увидел в одном из ресторанов Андрея Дмитриевича Дементьева, который мирно, в одиночестве, обедал, что-то записывая ручкой на салфетке. Как, в последствии выяснилось, это были наброски очередных стихов, которые пришли к нему, за обедом.
Я был, с одной стороны, поражён тому, что он находится в Москве, а не в Израиле, а с другой стороны, помня о рассказах отца и мамы, очень захотел подойти к нему и поговорить.
Моё оцепенение продолжалось минут пять, пока я не пересилил свою нерешительность и не подошёл к известному поэту и представился. Тем более, у меня с собой был паспорт, который я показал, для пущей важности.

Вот тут уже оцепенел А.Дементьев, так как ему на какое-то время пришлось вернуться в свою молодость и кое-что восстановить в своей памяти. Однако, его оцепенение продолжалось очень недолго и он широко заулыбался и произнёс : "Ты - сын Виктора Пролеткина !" И тут же спросил, младший или старший ? То есть, он помнил, что нас было двое и просто хотел уточнить, какой я, из тех двух малышей, с которыми он играл и ползал по полу в нашей коммунальной квартире, на Вагжановке.

К моменту нашей встречи в Москве, город Калинин уже обратно был переименован в 1990 году в Тверь, но, по привычке Андрей Дементьев, в ходе нашей с ним беседы, продолжал называть его Калинин.

Я ему рассказал, что отец умер в 1985 году в Саратове, что я и старший брат окончили Саратовский университет, брат служил потом офицером в армии, я остался работать в университете и нахожусь в Москве в командировке.

Андрей Дмитриевич был в курсе смерти отца, сказал, что посылал телеграмму соболезнования и очень жалеет о его преждевременной кончине. Он вспомнил некоторые подробности их первой встречи при поступлении в пединститут, рассказал о совместной работе в молодёжной газете и вспомнил и рассказал мне о встречах с отцом в 70-е и 80-е годы в Москве. Я же помня, что он многие годы проработал в журнале "Юность", сказал ему, что отец до своей смерти выписывал и читал этот журнал и мы с братом тоже, и что подшивка этого журнала за все эти годы у нас до сих пор хранится.
Наша, такая неожиданная и немного сумбурная встреча продолжалась часа два.

В конце встречи А.Дементьев вдруг вспомнил про стихи и поэтические сборники отца, которые, как оказалось, отец ему посылал. И, совершенно неожиданно, спросил меня: "А ты сам-то, свои стихи не пишешь ?". Я в то время ещё серьёзно не увлекался поэзией, это пришло позже. Поэтому и ответил известному поэту - "Нет, мне бы с отцовскими неопубликованными стихами разобраться". На что он ответил - "Разберись, это полезно и попробуй сам, я думаю, у тебя получится !".

На этом наша встреча завершилась, и мы разошлись, каждый по своим делам, но, по возвращению в Саратов, я внимательно перечитал отцовские стихи, собрал их в один портфель для последующего хранения и практически с этого времени, начал писать свои.

И вот, уже чуть более двадцати лет, как прошла моя встреча со знакомым отца, известнейшим поэтом и практически все эти годы я пишу свои стихи.
Но, это уже, совсем другая история и другая страница моей непростой биографии.

А.Д.Дементьев умер 26 июня 2018 года в Москве, но его дружба с моим отцом и наша с ним встреча, останутся в моей памяти на долгие годы.

Игорь Пролеткин