Магия Пяти Углов Довлатова

Олег Калинка
  Спектакль Людмилы Никитиной "Довлатов. Пять Углов"
Творчество Довлатова в культуре двадцатого века занимает особое место, его художественное наследие обладает невероятной магнетической силой, многие десятилетие оно притягивает внимание творческих кругов культуры и искусства и служит объектом для создания различных проектов в различных направлениях культуры и искусства. При всей этой необъятной любви и пристальному влиянию к его личности и художественному наследию,  Довлатов был и является личностью загадочной и секрет этого великого писателя остаётся нераскрытым до конца. Сегодня многие в театральных кругах пытаются раскрыть этот секрет, но во всём богатстве и разнообразии театральных проектов инспирированных его творчеством, спектакль Людмилы Никитиной «Довлатов. Пять Углов». Он принадлежит к наиболее интересным попыткам приподнять вуаль загадочности и открыть зрителю эту загадочную планету, передать его видение мира, открыть её для поколений незнакомым с его творчеством. Спектакль погружает нас в мир Довлатова, через мозаичный коллаж, составленный из его рассказов, писем, воспоминаний и поэтических произведений, всё это очень тонко сплетёно воедино на сцене. «Довлатов. Пять Углов» - это токая композиция, которая открывает зрителю мир Довлатова постепенно и это сродни прекрасно написанному роману, от чтения которого невозможно оторваться, не дочитав его до последней строки. Этот сценический роман открывает мир Довлатова зрителю, через коллекцию его личных наблюдений из которых на строках этого романа возникает галерея образов его современников, людей его времени. Эта галерея удивляет своим богатством образов, все они оживают, подобны этюдам, написанные художником с натуры, в них он запечатлел фрагменты прошлого. Вопреки десятилетиям отделяющих всех нас от его времени, яркость красок на них не потускнело, эти образы не коснулась пыль, они удивляют своей реальностью. В спектакле образ Довлатов (Антон Шварц) воплощён в разные годы его жизни через фрагменты произведений различных периодов его творчества, при этом это многоголосие не создаёт пестроты лоскутного одеяла, они тонко сплетены через пластичность сценического образа созданного в эмоционально-яркой манере. В создании образа великого писателя актёр выступает не всегда в соло, одним из его партнёров по сцене кукла, созданной с портрета самого Довлатова. Этот сценический дуэт невероятно символичен в своём воплощении, Антон Шварц в образе Довлатова обращается к кукле с философским монологом, который по своему драматизму близок шекспировскому Гамлету или речам доктора Фауста Гетте. В создании образа Довлатова и его эпохи Людмила Никитина регулярно прибегает к символизму, и этот приём необыкновенно прекрасно работает в раскрытии замысла спектакля. Сценическое пространство спектакля всё пропитано символизмом, который присутствует в яркой сценографии, а именно в сценических инсталляциях, которые великолепно создают ауру времени и событий, он также очень ярко проявляется в музыкальном оформлением спектакля и здесь роль музыки велика и она выходит за рамки классического понимания музыкального оформления спектакля. В «Довлатов. Пять Углов»  она выступает в творческом тандеме с актерской пластикой и словом и здесь она придаёт особую драматичность этому творческому союзу через соло на скрипке (Анна Нагиева/Алёна Ананьева). Музыка усиливает линию символизма в сценическом пространстве через магическое проявления женского силуэта со скрипкой, возникающего из сценического полумрака. Скрипичное соло одновременно усиливает глубину драматизма происходящему, она прекрасно создаёт тонкую, почти филигранную лирическую линию сюжета в сценическом пространстве, позволяет создать особую лиричность действию, соединяет картины спектакля воедино в сценическом пространстве и создаёт рапсодию слова и музыки имя которой «Довлатов. Пять Углов».  www.театртут.рф