В океана музыки человеческой жизни

Олег Калинка
Спектакль Людмилы Никитиной «Легенда о пианисте» поставлен по пьесе и книге «1900ый. Легенда о Пианисте» известного итальянского писателя, драматурга и журналиста Алесандро Барикко. Этот сюжет впервые получил всемирное признание в 1998 году в картине Джузеппе Торнаторе  La Leggenda del pianist sull’oceano. Спектакль Людмилы Никитиной «Легенда о пианисте» создан по мотиву романа и пьесы Александро Барикко, но это не попытка подражания кино-шедевру или новая интерпретация этой истории. Людмила Никитина в спектакле пытается воплотить первоначальный замысел автора, в котором раскрывает миру эту историю в форме притчи-легенды, историю человеческой жизни окруженной вуалью домыслов и загадок. В спектакле эту историю рассказывает музыкант, реальный свидетель и участник тех событий и эта история от первого лица  не пространство для театра одного актера. В спектакле эта полную трагизма притчу о виртуозном пианисте-самоучке воплощена в тонком сплетении драматического и музыкального театра и этот сложный творческий тандем сбалансирован и очень гармоничен в «Легенде о пианисте». Зритель в ходит в эту легенду через рассказ джазмена (Кирилл Ульянов) с парохода, курсирующего по простору Атлантики,  в спектакле этот пароход это очень символичный персонаж.  Он, тот кто даёт возможность искателем лучшей доли воплотить их мечты в Америке, место где люди живут надеждой и мечтой и дом, собравший в своих стенах людей разных национальностей и социальных слоёв и место, где музыка звучит для всех. Его рассказ с поэтическим силуэтом Америки создаёт фон - прелюдию к возникновению образа человека-легенды в сценическом пространстве. Человек, чья жизнь окутана легендами и притчами, возникает в точке, где слова филигранно сплетаются с музыкой и это сплетение создаёт контурный силуэт героя этой истории. На полотне спектакля он человек, чья жизнь и чаяния раскрываются постепенно, но это не мифический персонаж, его образ символично воплощает силуэт за фортепьяно (Дмитрий Мячин). В истории раскрытой в «Легенде о пианисте» - это человек, живущий в своей системе координат, он человек для которого музыка и океан были главными компонентами жизни. Его жизнь берет начало на судне, пересекающем просторы океана, где волны качали его колыбельку в каюте парохода, а океан символично объединяет для него понятие родины и родного дома, где он, человек мира, живущий вне стран и континентов. Океан, с его глубинными толщами воды - это источник его творческих сил и вдохновения и пианист не видит себя вне его бескрайних просторов. Никитина в своём спектакле создаёт образ человека, для которого музыка – это жизнь и основа всего, музыка исходит из его сердца, которая начинает звучать через кончики его пальцев скользящих по черно-белые клавиши пианино. «Легенда о пианисте» открывает зрителю мир музыки и людей музыки с разных точек зрения и в различных его проявлениях. Никитина визуализируется это через музыкальную дуэль пианиста-самоучки и гуру традиционного джаза Jelly Roll Morton. Сцена встречи двух противоположных взглядов на музыку кульминационна в спектакле, в ней воплощён конфликт двух виртуозов, двух полюсов. Через эту сцену раскрывается понимание тандема человека и музыки, возможность получить ответ на понимание дилеммы творчества - Музыка в человеке или Человек в Музыке? В нём Jelly Roll Morton возвышает себя над музыкой, он король восседающий на троне джаза. Контрастно-противоположное видение воплощено в образе пианиста – самоучке, для которого музыка дар свыше, смысл жизни и предназначение его в мире. Он не видит себя без музыки, так же как жизнь для него не мыслима вдали от океанских просторов  на берегу. История под названием «Легенда о пианисте»  предоставляет зрителю прекрасную возможность раскрыть секрет человеческого счастья, открыть для себя мир человеческой индивидуальности, магии музыки и еще много того, что нам всем сегодня не хватает сегодня в наш динамичный, амбициозный век, цинизма и безразличия.
   http://xn--80aj8afcbah.xn--p1ai/