Виттенберг, белая булочка...

Владимир Пеннер
Бытие, глава 3:

"17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься."

       *****

Мир вам, пенсионеры!

Расскажу вам о белой булочке...

Были в четверг, 19.04.18, с Ниной и членами Клуба пенсионеров моего предприятия в Виттенберге, городе Мартина Лютера, реформатора церкви...

В прошлом году было 500 лет со дня реформации, которая к сожалению завершилась расколом церкви. Но наш Клуб проспал это дело, т.к. в нём почти все неверующие. Кто-то предложил, что нужно наверстать такое большое событие...

Собственно я был уже многократно в этом городе, а в прошлом году даже 5 дней на конференции служителей. Но решил поехать с моими бывшими коллегами. Мне было интересно, что они там услышат и как к этому отнесутся...

День был замечательный. Мама Нины отпустила Нину со мной. Мы не думали, что тёща переживёт зиму, т.к. осенью и зимой самочувствие её было никудышным. Но она опять оклемалась...

В Виттенберге нас разбили на 2 группы. Гидом нашей группы оказался один из нашего Клуба, который родился в Виттенберге. Я его спросил - уж не протестант ли он?

Да, он здесь принял крещение (вернее, его крестили ребёнком) и прошёл конфирмацию. Вот как хорошо - сказал я и спросил его, сохранил ли он веру (если она была)?

И опять разочарование - нет, это его не интересует, в церковь не ходит, Библию не читает. Но в Берлине его венчание, бракосочетание проходило в церкви. Т.е. "своё он сделал". Это не вера, друзья, а традиция...

Виттенберг маленький, спокойный, хороший городок, который в прошлом году привели в порядок из-за юбилея. Проезд на автомобилях в центре запрещён - красота. Тем более при прекрасной весенней погоде пройтись по городку - удовольствие...

Посмотрели дома Мартина Лютера, Меланхтона, Лукаса Кранаха Старшего, университет Leucorea, церковь Святой Марии, где крестился наш гид и в которой часто проповедовал Мартин Лютер, замковую церковь (Шлосскирхе, нем. Schlosskirche), на воротах которой Лютер прибил свои 95 тезисов, "дуб Лютера", посаженный на месте, где Лютер сжёг в 1520 году папскую буллу о своём отлучении от церкви.

Мартин Лютер (нем. Martin Luther; 10 ноября 1483, Айслебен, Саксония — 18 февраля 1546, там же) — христианский богослов, инициатор Реформации, ведущий переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма — лютеранство. Считается одним из создателей немецкого литературного языка.

Филипп Меланхтон (нем. Philipp Melanchton; 16 февраля 1497, Бреттен — 19 апреля 1560, Виттенберг) — немецкий гуманист, теолог и педагог, евангелический реформатор, систематизатор лютеранской теологии, сподвижник Лютера.

Лукас Кранах Старший (нем. Lucas Cranach der Аеltere, Кронах, Верхняя Франкония, 4 октября 1472 — Веймар, 16 октября 1553) — немецкий живописец и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Один из основателей «Дунайской школы живописи»; выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Придворный живописец саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505—1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего.

Город Лютера Виттенберг (Лютерштадт-Виттенберг, нем. Lutherstadt Wittenberg) — окружной город в Германии, в федеральной земле Саксония-Анхальт, на реке Эльба. Расположен в 100 км от Берлина и в 70 км от Лейпцига. В XVI веке являлся крупным центром культурной, научной и политической жизни Германии, сыграл заметную роль в начале Реформации, являлся местом деятельности Мартина Лютера, Филиппа Меланхтона и Лукаса Кранаха, а также семьи известных средневековых юристов Карпцовых. Местные достопримечательности: дом Лютера, дом Меланхтона и замковая церковь (Шлосскирхе, нем. Schlosskirche) внесены в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Пообедали в итальянском ресторане IL Castello. Обед был обильный... Мы с Ниной заказали макароны с мясом (кончики филе) и вкусным грибным соусом. Пришлось Нине помогать, съел и её полпорции...

Обед длился долго... Так что успели познакомиться с соседями и поговорить на бывшие рабочие темы и, конечно же, о вере. Ведь мы были в Виттенберге...

Соседка напротив сказала, что верит в Бога и хранит эту веру в себе. Выросла в верующей семье. В церковь не ходит, Библию не читает и не говорит на эту тему. Похоже настолько плохо знает Бога и Библию, что ей нечего об этом сказать...

Её муж сказал, что он атеист. Я его спросил, не задавал ли он себе вопросы о смысле жизни, о том, что будет после смерти, кто создал вселенную, для чего всё это, куда мы летим на планете Земля?

Нет - говорит - никогда не задавал, просто жил. Как животное? - мелькнуло в голове. Но я не смог это вымолвить, передо мной был явно человек... - творение Божье, сотворённое по образу и подобию самого Бога-Творца. Уточною - после грехопадения - по образу и подобию Адама...

"Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф." (Бытие 5:3)

Адам в Пятикнижии — первый человек, сотворённый Богом, и прародитель человеческого рода. Муж Евы, отец Каина, Авеля и Сифа. Был изгнан из рая после того, как, ослушавшись Бога, вкусил плод с Дерева познания добра и зла.

В христианской теологии Адам — символ человека в его отношениях с Богом: на Адаме, как на венце творения, почивала Божья благодать, он обладал абсолютной праведностью и личным бессмертием, но всё это было утеряно им в грехопадении.

Эту греховность Адам передал своим потомкам — всему роду человеческому. Первородный грех был искуплен лишь «вторым Адамом» — Иисусом Христом. Библейская история Адама стала основой таких важных положений христианской веры, как подчинённость женщины мужчине (Быт. 3:16) и догмат о первородном грехе.

После еды осталась у нас одна красивая, белая, вкусная булочка. Но все были сыты, порции были действительно громадные... Я взял большую красную бумажную салфетку, которой никто не пользовался, завернул в неё булочку и положил в свою сумку. Все на меня вылупились, как будто я совершил преступление... И хотели было посмеяться надо мной, даже Нина (за компанию)...

Я сказал - это для тёщи, она ничего не ест, но иногда хочет белую булочку. Её, булочку, всё равно здесь выбросят. В Германии 30% овощей, фруктов, хлеба и другой еды выбрасывают в мусорку, хотя все знают, что миллионы людей, взрослых и детей, гибнут от голода...

Этим можно было бы сытно накормить 25 миллионов людей. Сказал, что в моей семье еду не выбрасывают и перед едой мы с Ниной в короткой молитве благодарим Господа за еду и питьё из Его рук. Поэтому я и помог Нине с её порцией, чтобы и её тарелка после еды была пустая...

Вдруг отношение к моей "украденной" булочке, а может и ко мне, изменилось и они стали смотреть на другие столы, на оставшиеся там булочки, предлагая их мне взять с собой...

Я им сказал, что отвечаю за наш стол, хочу чтобы мы были хорошим примером. А за другие столы отвечают другие...

Мы расплатились и стали выходить. А соседи за нашим столом всё мне говорили - смотри, какие хорошие булочки ещё лежат на других столах. Возьми... Я уже взял - отвечал я - и в мою маленькую сумочку больше не поместится. А вы можете взять, у вас большие сумки. Но так далеко они ещё не задумывались...

После обеда было свободное время. Многие и мы с Ниной пошли посмотреть 360°-панораму и события города 500-летней давности. Это придумал и воплотил Берлинский деятель искусств Yadegar Asisi к юбилею Виттенберга.

Искусство Запада больное... Но 360°-панорамы Asisi, самые большие в мире, великолепны... Они отражают историю, быт и события прошлых времён. Панораму, в сопровождении с музыкальными и оптическими эффектами, можно наблюдать из нескольких этажей центра здания...

На обратном пути сделали фотостоп у школы Hundertwasserschule, по имени известного архитектора. Фриденсрайх Хундертвассер (нем. Friedensreich Hundertwasser, настоящее имя — Фридрих Штовассер (Friedrich Stowasser); 15 декабря 1928, Вена, Австрия — 19 февраля 2000, Новая Зеландия) — австрийский архитектор и живописец. Интересный товарищ, считает в частности, что не хорошо жить людям в одинаковых коробках, которые мы называем домами. И улучшает их...

Вспомнил я свой дом, который сам спроектировал. Он прост, но оригинален. Пока такого дома нигде не видел...

Мои посещения Виттенберга до этого были ограничены слушанием докладов, проповедей по 10-12 часов в день, молитвами и песнопением во славу Господа. Поэтому на сам город было мало сил и времени.

Это я скомпенсировал нашей поездкой пенсионеров с гидом, который в этом городе родился. И это тоже интересно. А всё вместе ещё лучше... Тогда появляется полная картина того напряжённого времени, времени реформации и современного состояния города.

Лютер подарил Библию народу на понятном ему языке. Почему он это сделал? Он, уже будучи профессором теологии, действительно понял Слово Божье и уверовал. Как же не рассказать Благую весть другим на им понятном языке? Ведь до этого проповедовали на мало понятной прихожанам латыни. Я бы не стал слушать того, что не понимаю и уж никак не смог бы уверовать... Традиция и вера - это не одно и то же.

P.S.: Мама Нины справилась без нас, слава Богу! Я ей дал булочку, но она уже плохо видит и не поняла сразу, что это такое в салфетке. А когда поняла обрадовалась, улыбнулась и поблагодарила меня, за то, что я её не забыл. Вот так много хорошего может сделать белая, вкусная булочка (с пенсионерами и тёщей), если ей не пренебрегать...