Черныш быль

Сергей Целищев
Черныш быль
Сергей Целищев
Черныш.

Сергей Целищев.

"Вот, помню, был случай".

В конце девяностых годов прошлого столетия можно было свободно поехать в город Луганск, и мы часто ездили.

Приехали мы как раз с женой в Луганск, сели в маршрутное такси, едим по городу, смотрим на суматоху людей и машин. Вот она наша остановка, оплатив проезд мы вышли из такси. Пройдя пару остановок в другом направлении мы прибыли к знакомому дому, это частный сектор в Каменнобродском районе, Камброд по просто народному.
Позвонили в калитку, открылась дверь вышел Виктор, это муж сёстры моей жены Любы ( ныне покойной ), и с ним же нас встретил громким лаем какой-то щенок.

Поздоровались, - а это, что за чудо? Спросил я.
- А это Кузя, ответил улыбаясь Виктор.
Вошли в дом, отдохнули с дороги, перекинулись новостями, накрыли на стол.

- А где ваш Шарик? Спросил я.
- А он издох, стар был уже, говорит Виктор.

Я вспомнил его, хоть он и слеп был, но очень зол. Бегал во дворе по проволоке и посторонних даже в туалет без подачки не пускал. Кинешь ему кусок сардельки например и пока он ест ты проходишь, и так же точно назад.

Один раз не хватило сардельки и я на долгое время застрял в "нужнике" пока кто то не вышел во двор и я подал голос.

Мне говорят, - а мы думали ты как всегда по детской площадке гуляешь. У них рядом с домом школа и там же детская площадка. Сейчас ни школы ни площадки нет, её разбомбили. Война.

Зашёл разговор за щенка, Виктор говорил, собака нужна, но не такая как эта, а дворняжка. По меньше чтобы. А эта вырастет "слоняра" будет, чем кормить? Сами едва концы с концами сводом. Я говорю, - а я наоборот не могу себе большого найти, чтобы скот пасти. Был бы он мой, я бы из него пастуха сделал.

- Бери его себе говорит Витя, и Люба туда же, а что Сергей, забирай.
Витя вас завтра отвезет на машине, там мамке (теще значит ) надо забор поварить, телевизор сделать, яичек возьмём, а по пути на дачу заедем саженцев возьмём черешень себе посадите. И так и было.

Привёз я домой этого крупного чёрного кобеля. Стал звать его Черныш, ( он же чёрный ) и лишь на кончике хвоста было едва заметное белое пятнышко.
Я работал до этого скотником и знаю немного как обучить пса чтобы коров пас. Про жил у меня Черныш месяцев пять. Я в то время держал у себя Майку, это кобыла и часто ездил на ней в Район в гости к матери на бричке, она живёт на Донской, это на Кулугурах в бывшем колхозном саду. И вот решил взять с собою Черныша.

Сначала он шёл следом, потом вижу устал. Я посадил его в бричку и он ехал в ней всю оставшуюся дорогу.

Черныш жил вольно, без привязи, он заметно подрос, от,елся на деревенских харчах и молоке. Балованный был, любил играть маленьким резиновым мячиком, бегал за ним, кусал, и не отдавал держа на земле передними лапами.Мы все очень любили его.

Прибыв к матери я выпряг лошадь, привязал её к бричке и там же оставил собаку, сиди жди мол.

Он хотел зайти во двор со мной но испугался лая дворового кобеля.

Сколько пробыл я у матери я не помню. Но когда я вышел моего пса на месте не было ни где. Звал, искал, все тщетно. Сначала я подумал что он ушёл домой, и так оно и было. Он пошёл, но не дошёл.Черныш исчез бесследно.

Прошло время, где то пол года. Я тогда частным заготовителям резал КРС, был резником одним словом. Мы ездили по району искали "мясо" то есть у кого есть крс на продажу. Когда находили я там же забивал, отдавали деньги хозяину и ехали домой.

Как то раз приехали в Верхне - Греково. Там уже водитель знал в каком дворе есть продажная корова. Зашли во двор, хозяин показал корову, договорились о цене, и я забил ее, подвесили на лебёдку тушу и я освежевал её.

Утробы или кендюх обычно оставляют хозяину, но иногда заготовитель берет все это своим собакам, если таковые есть. Водитель попросил у хозяина кендюх для своей собаки, но тот не дал, говорит мне свою кормить нечем, вон дывысь яка.

Я посмотрел и ужаснулся, да это же мой Черныш, ( или я ошибаюсь? )
Собака была возле сараев на заднем дворе, охраняла кокос, огород и сараи.
Я слукавил и говорю.
- Ух ты какая, а можно по ближе на неё посмотреть?

- Да, можно, говорит хозяин, пишлы.
- Та на шо вона тэби нужна? Говорит водитель, он же и закупщик мяса.

Мы подошли, так и есть, он, мой Черныш. Но как он вырос, настоящий собачий вышибала, чёрный как смоль и едва заметное белое пятнышко на кончике хвоста.

- Черныш, Черныш, ты как сюда попал? Ирод.
- Я же тебя искал везде. Черныш, Черныш, Черныш. Пёс за скулил и замахал хвостом, и жалобно смотрел мне в глаза.

Хозяин недоумевал.
- Какой Черныш? Это Бобс, Бобси, Бобси!
- Черныш, Черныш! И тут пёс стал теряться, то на хозяина по глядит, то на меня, мне так хотелось его погладить, но я не по смел.

- Откуда у вас мой пёс? Спросил я.
- Як це твий? Це моя собака.
- Да это же Черныш мой, вы же видите он узнал меня.

И я рассказал ему всю его историю от А до Я. Как вёз из Луганска, как учил его, и как потерял. Оказывается я был прав, Черныш и в самом деле пошёл в тот день домой, да за плутал. И его новый хозяин мне поведал о нем вот что.

Йиду я з Мыллерова, дывлюсь собака гарна на профилю сыдыть. Я було проихав, а тоди стоп, сам себи думаю, це хтось завис мабуть. Сдав назад. Прыманув еи, погладыв, посадыв у машину на задне сединня, а вин гад мени пока виз усэ загадыв. Чи вкачало, чи шо его?

Та шо думаю, собака гарна, двир здоровый а собаки нема. Хай будэ за сторожа.

Не посмел я забрать его от хозяина, да он бы и не отдал.

Больше я Черныша не видел.