Клинские племена славянские а не балты

Томилин Михаил Леонидович
Михаил Леонидович Томилин г. Клин

Топонимика позволяет узнавать древнюю историю народов. Исследователь старины Зориан Доленга - или Долуга- Ходаковский, как называл себя польский шляхтич Адам Чарноцкий, скрывавший своё участие в походе Наполеона в 1812 году на Москву.  Для изучения славянских древностей отправился в путешествие из Петербурга 17 августа 1820 года. В своем путешествии по России он интересовался остатками язычества, сохранившимися в современном ему народном быте в виде различных преданий, поверий, обычаев, обращал внимание на провинциальные наречия. Еще он обследовал городища и отмечал ихместоположение, что дало представление о территории распространения славянских племён. Посетил путешественник и Московскую губернию, и Клинский уезд, Зориан Доленга - Ходаковский в своем труде «Сравнительный словарь» географических названий,  отмечал «местность, где протекали речки Голядь и Голяденка, сохранившие в названиях память о древнем славянском племени голяди, с которым воевал князь Владимир I». Само это «племя или народец» является, по счету Ходаковского, 14-м среди прочих названий славянских различных ветвей народа, а не племенем пресловутых балтов, как полагают многие историки сейчас.
Первое из сохранившихся упоминаний о племени голядь относится к 1058 году, когда «Повесть временных лет» упоминает о походе на Смоленщину князя Изяслава Ярославича. В Ипатьевской летописи за 1147 год сообщается, что суздальский князь Юрий Долгорукий пошел с войском на Великий Новгород, а черниговскому князю Святославу Ольговичу повелел двинуться с дружиной на Смоленскую волость, что тот и выполнил, захватив часть смоленских земель на Протве, населенных голядью: «И шед Святославъ и взя люди Голядь, верхъ Поротве». Племя голядь обитало на реке Протва между вятичами и кривичами. Если предположить, что словарный ряд голядь – голяд - голед - голит, как и по словарю лингвиста Татьяны Ефремовой слово «голить», означает делать голым, обнажать что-либо, опустошать или брить, то, может быть, эти люди голову или бороду брили? Важно отметить, что до войны немецкие учёные относили латышей и литовцев к славянам. Не являются ли названия деревни Голядь недалеко от Клина, существовавших рядом с ней пустоши Голядино и Выголово, а между деревнями Колосово и Горки - деревни Голышкино и пустоши Голетово, как и деревни Голядь в Дмитровском уезде свидетельством тому, что после и разгрома голяди на реке Протва, возможно часть этого племени переселилась в наши глухие места, так как племя клинских кривичей и голяди знали друг друга, были соседями и позволили им это сделать. Или существовало родственное им племя на клинской земле.
Историк Анастасия Володина отмечала: «З. Я. Ходаковский в ходе путешествия составлял «Сравнительный словарь» географических названий, надеясь, что этим «откроет поле для размышлений археолога, географа и историка» и сумеет убедить их в достоверности своих выводов, которые сводились к следующему: в дохристианскую эпоху поселения формировались вокруг городищ, в которых Ходаковский видел, прежде всего, языческие святилища. Во встречающемся повторении одних и тех же или схожих географических названий во всем пространстве России и в других славянских землях исследователь усматривал некую систему, согласно которой строились святилища и поселения возле них. Само название «славяне» Ходаковский истолковывал, как «славящие своих богов» и считал, что оно служило обозначением принадлежности к языческой религии». Зориан Доленга-Ходаковский в своих изысканиях напоминал о великих границах территории, занимаемой в древности славянами. Он выявлял слова, названия понятия, вышедшие из употребления, «но восходящие к временам язычества и сохранявшиеся как название места: Молибоги, Хвалибоги, Поклон гора, Дивин ручей...» На клинской земле было сельцо Нурбожи, рядом с ним погост Лазаревский и деревня Дубровка. Не связано ли название со священным местом наших предков, где почитали дуб – дерево бога Рода, были и реки Дубровка и Дубовиха? Существовала и деревня Владычная гора.
Профессор Михаил Погодин небольшую часть изысканий поляка - путешественника опубликовал в первом томе своего «Русского исторического сборника». Некоторые понятия, вошедшие в него, сохраняют следы глубокой древности. В слове «волотур» хранится память о турах, некогда населявших древние славянские дубравы. На клинской земле текла речушка прямо об этом говорящая – Туровка, приток реки Ушаковка, которая впадала в реку Малая Сестра. Зориан Доленга - Ходаковский отмечал, что «одинаковые урочища в огромном пространстве, заселяемом славянами, открывают неизвестные свойства в русском языке, а постоянная близость всех урочищ к городкам и городищам, «есть как бы чародейское дело, которое должно произвести впечатление в нашем языке, не знавшем ничего подобного доселе». В его небольшом опубликованном словаре упоминается Бабайка — «пустошь, что на Лутосне в Клинском уезде, в 1 версте от Городища». Так же между деревнями Струбково и Русино существовала пустошь Городищи. Была на клинской земле и деревня Бабинка у сельца Заовражье. Историк, писатель Сергей Вершинин писал: «Каменные бабы — древние каменные человекообразные статуи, изображающие большей частью женщин. В большом числе встречались по всему Поволжью, Сибири … Некоторые каменные бабы стояли на курганах или были находимы в насыпи последних. Сделаны они из песчаника, известняка и других материалов…. Кстати, и понятие «Баба», перешедшее от божества женского начала (Мать Сыра Земля) к женщине, искоренялось, но выжило в простонародье.» И сохранилось в топонимике. На клинской земле жили ещё два села по названию Городище, которое говорит о древних городах, укреплённых городищах, бывших на местах этих поселений в IX-X веках, а то и раньше. Существовало в Клинском уезде сельцо Волосово у реки Троянка, притока реки Локнышь, впадающей в Малую Сестру. Название Волосово могло произойти от Велеса - одного из богов славянского пантеона. Считается, что бог Велес является покровителем ночного времени, «именно он утром выкатывает на небо золотую колесницу». Велес имел много посвященных ему мест в Древней Руси. В России еще и сейчас земля хранит географические названия, которые произошли от имени Велеса: село Велесово, Волосова пустынь, Велесово дворище во Владимирской и Смоленской областях, возвышенность Велесово Ребро около Ярославля. Волосова улица была в Новгороде.
Топонимика, как видим, позволяет познавать древнюю историю народов, но во время перемен, будь то принятие христианства, приход новых династий на трон, революций и контрреволюций, к сожалению, в угоду политике и идеологии многие исторические названия древних населённых пунктов пустошей, урочищ изменялись. Выдающийся русский публицист Николай Ульянов утверждал в книге «Спуск флага»: «В топонимике отражена душа народа. Переименования означают не что иное, как поход против этой души, её искоренение».