Славянские имена еще живы

Томилин Михаил Леонидович
Михаил Леонидович Томилин г. Клин

Сёла, деревни, сельца выселки, починки, прекращая своё существование, давали имена пустошам, а на месте пустошей с одноимённым названием снова возникали и деревни, и сёла. Получался своеобразный круговорот названий поселений.
Часть названий населённых пунктов и пустошей произошла от имён нарицательных, от имён людей, их основавших. Большой удар по древним именам наших предков, а вместе с тем и по историческим названиям был нанесён после принятия христианства на Руси. В книге писателя Льва Боброва «Расставляем точки над буквой Ё» отмечено: «В святцах женских славянских имён менее десятка, 140 обрусевших греческих, 40 латинских, 20 еврейских. Мужских славянских имён около 20, греческих 440 и 160 еврейских». Древние русские имена, имена простолюдинов стёрты. В то же время у славянских народов Европы – сербов, чехов, словаков, словен, болгар, поляков – древние имена сохранились. Вслушайтесь, вчитайтесь в славянские имена наших предков. Имя Осмомысл означало, что его обладатель восьмерых пере мыслит. Всеслав – вся слава. Всемил – всем милый. Здеслав – создатель славы. Эти имена сменили Пётр, означающий камень, Клавдий – хромец или Эдуард – хранитель клада. Какие из них лучше? Имена – это память о предках. Детей до сих пор называют в честь родителей, дедов, прадедов. Добровольно от традиции называть детей славянскими именами вряд ли бы кто отказался. Невольно приходит мысль о том, что наши предки отказались от имён своих пращуров из за силового навязывания чуждых нашему народу имен и взглядов при христианизации Руси, когда на исконно русские земли пошли имена еврейские, греческие, латинские. Осталась лишь небольшая часть топонимических дохристианских, автохтонных названий.
Не избежала этой участи и клинская земля. В Клинском уезде были две деревни Акулова. Одна стояла на реке Сестре рядом с Клином (сохранилась по сей день), другая – на реке Глухая Поника, но в обеих реках акулы не водились. Деревни получили своё название по их основателям. В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля указано, что в Псковской и Тверской губерниях, по моему мнению у потомков кривичей, прозвище или имя Окула означало плут, обманщик, продувной, объедала за чужой счёт. Такие люди находчивые, подвижные, «кручёные» и основали деревни, не боясь обживаться на новом месте. Названия селений с подобным отрицательным смыслом шли  и от имен - оберегов. Такое имя - оберег обладало, согласно древним верованиям славян, магическими, «охранительными» свойствами. Родители нередко давали детям имена, несущие отрицательные, негативные значения, надеясь, что такие имена способны перенять на себя все зло, которое может случиться с их ребенком, а ребёнок будет здоровым. В южной части Клинского уезда находилась пустошь Шиберка, название которой шло от личного имени Шибер (Шибар). В толковом словаре Владимира Даля указано, что слово «шибарский (шиберский)» во Владимирской губернии означало смелый, дерзкий, а в Смоленской – расторопный. Судя по названию, основатель селения обладал такими качествами. На реке Большая Сестра когда-то стояла деревня Чеклова, которая своё название получила от человека по прозвищу Чеклый. Слово «чеклак» означает незамерзающую полынью. Поэтому Чеклым звали человека, который купался зимой в проруби. Но так же давали прозвище основателю этой фамилии, проживающему недалеко от реки или озера с незамерзающими участками. Пустошь Пешково по реке Адамовке – притоку Лутосни – произошло от слова «пешой, пеший», означающего, что кто- то не ездит, а ходит на своих ногах, пешком. Сельцо Шемякино на реке Лутосня названо по прозвищу Шемяка, которое в древности звучало как Шеемяка. Так называли человека большой силы, который шею мял. По реке Ямуга на старых картах есть пустошь Базулиха. Согласно словарю Владимира Даля, в разных говорах глагол «базать» мог означать «кричать, шумно и громко распоряжаться, орать, горланить, громко взывать, реветь, плакать, вопить, выть, проказить, своевольничать», то есть прозвище Базуля или Базулиха могли дать как человеку с громким голосом, любившему покричать, покомандовать, так и плаксивому ребенку, реве или же озорнику и шалуну. Деревня Черпина на реке Лутосне название своё получила от её основателя, делавшего черпало, черпню, то есть сосуд для черпанья и наливки. В некоторых диалектах так называлось ведро для колодца. Сельцо Шулепниково на той же реке Лутосне названо по прозвищу Шулеп, как называли мастера, выпекающего пряники, шулепы. Сельцо Ашитково ведёт свое начало от тюркского имени Ашиток. Подобные давались и славянину, не имеющего никакого отношения к тюркам. Прозвание Ашиток ведет свое начало от татарского слова asytqy, которое в переводе на русский язык означает «квас, закваска». Это прозвище относится к так называемым профессиональным, содержащим указание на деятельность человека. Поэтому вполне возможно, что основатель рода Ашитковых занимался приготовлением или продажей этого напитка. У Владимира Даля слово «ашат» означает «всюду, где есть татары». Полагаю, что название сельца на клинской земле относится к концу XV - XVI векам, когда на службу к московским князьям стала переходить татарская знать. Такие названия часто встречались на клинских картах. Например, название сельца Хметьево происходит от татарского рода Ахмет. Два сельца Ашитково и Хметьево с татарскими корнями находились рядом, возможно, даны в награду за службу князю.
 На реке Юрьевка, притоке реки Нудоль находились сельцо Голыгина и деревня Шарина. Некоторые исследователей полагают, что название сельца может быть связано со словом «галызь» - лес для прокладки гати на болоте. Так как гатью называли дорогу через болото или затопленный участок суши, можно предположить, что основатель сельца  Галыга проживал вблизи заболоченного места, плотины или какого-либо другого водного источника. На реке Локнышь, притоке Малой Сестры стояла деревня Комова. Согласно толковому словарю Владимира Даля, «ком» – это «что-либо смятое в кучку, рыхлый обломок, кус, ломоть». Словом «ком» также называли «узел, сверток». Прозвание Ком могли дать тучному человеку, а потом и деревне, которую он основал. Недалеко от нее на той же реке Локнышь располагалась деревня Колчево, получившая название от прозвища Колч, которое восходит к глаголу «колчить» - «хромать, ковылять». Тот же Владимир Даль отмечает, что Колчем называли того, кто «ходит вперевалку, ковыляет, особенно если одна нога короче или ступня выворочена, или берцы кривы, ноги колесом». Имя деревни Балабаново происходит от прозвища Балабан. Слово «балабан» имеет такие значения, как шалун, повеса, шутник, острослов. Примеров можно приводить ещё много. Почти все они показывают, что славянские названия в более поздние времена не проявляются за редким исключением. Нет названий селений центральной России, происходящих от имен Белогор, Богумил, Будислав, Владислав, Велибор, Всеволод, Святозар, Ярополк и других. Среди топонимических названий есть только подобные у городов Владимир, Переславль Залесский, Ярославль построенных князьями из Южной Руси. Древнерусские имена, оканчивающиеся на гор, слав, мудр, мысл, мир, зар, свет принадлежали высшему сословию, оканчивающиеся на бор, полк – воинскому сословию, а имена земледельцев, ремесленников, обычного народа давались по черте характера, что и отражено в топонимике центральной и северной России.