Можга-узловая

Александр Макаров-Век
(пьеса, два акта)

 

Действующие лица:


ОН - старик со слуховым аппаратом, изрядно помятый жизнью.

ОНА - маленькая, пожилая, в очках c толстыми стеклами, в старой шубе из искусственного пестрого меха. На голове платок, который она часто снимает и стряхивает.

Пассажиры…
Проводница.
Милиционер.
Кассирша.
Уборщица.
Сталин.
Аня – девушка Романа.
Роман – призывник и солдат.
Солдаты. Офицер. Ребенок – сын Романа.
Радио-диспетчер.

(Пьесу можно сыграть вдвоем…Стихотворение «Валенки» принадлежит Иону Дегену.)







1 акт.

1. (Сон)
1942 год.  На стене разрушенного дома надпись «Школа. 1942 год».  Ночь. Вой сирен. Небо прорезают лучи прожекторов. По улице люди бегут в бомбоубежище. На крыше молоденькая девушка Аня,  с повязкой дежурной на рукаве, внимательно всматривается в небо. По лестницам, наверх,  бежит молодой человек – Ромка.  Он влезает на чердак и видит сидящих на балках перекрытий голубей. С грохотом падает зажигалка и пробивает крышу. Чердак горит. Голуби бьются внутри чердака. Ромка тушит пожар. На чердак,  с крыши, через слуховое окно, прыгает Аня и помогает ему затушить огонь. Усталые, но довольные они садятся на перекладину. Ромка отирает рукой лоб, достает пачку папирос и,  по взрослому (Сминая муштук папиросы и, дуя в него), закуривает и кашляет. Аня выхватывает у него папиросу и выкидывает ее в слуховое окно. Сделав вид, что собирается  уйти, Ромка встает. Аня берет его за рукав, приподымается на носочки и целует.
АНЯ
Ромка, ты что обиделся? Ты же знаешь, что курить здесь нельзя!
РОМКА
Зажигалкам гореть можно, а курить нельзя!
АНЯ
Но это же фашисты бросают!
РОМКА (Достает из кармана повестку.)
Аня, я повестку получил… Утром на фронт…Еще надо матери сказать…(Пауза.)
АНЯ (Расстегивая пуговицы платья)
Ромка, помнишь, ты (Пауза) хотел это? (Пауза)
РОМКА (Не двигаясь)
А если меня убьют?..
АНЯ
Я обязательно рожу сына и назову, как тебя – Романом…Свет гаснет.
 В темноте
АНЯ
Ты любишь меня?
РОМКА
Больше жизни!
2.
Ночь. Грохочет поезд.
Темно. Стук колес поезда. Слабый свет мерцает, как будто в такт качания поезда. Резкий скрип тормозов. Глухой удар.

 Голоса за сценой:

ПАССАЖИРКА
Старик упал с верхней полки!!!  Кажись - не дышит…
ПРОВОДНИЦА
Пульс щупали?
ПАССАЖИР
Не чувствую! Вроде - того он…
ПРОВОДНИЦА
Может сотрясение?
ПАССАЖИРКА
Да помер он! Лицо у него синюшное... У меня давеча случай был…
ПРОВОДНИЦА
Заткнись! Две минуты стоим! Берите его…
"Скорую" по рации вызову! Где его вещи?
ПАССАЖИРКА-СТАРУХА
Вот, чемодан его и пальтишко с ботинками…
ПАССАЖИРКА
Ботинки ему больше не понадобятся!
ПАССАЖИРКА-СТАРУХА
Отмучился, голубок…

Сцена. Два мужика-пассажира вытаскивают старика, держа один за ноги, другой за подмышки.

ПАССАЖИР 1
Ну-ка, подсоби малость! Он сам и пойдет!
ПАССАЖИР 2
Ногами вперед надо...
Радио-диспетчер:
"Внимание провожающих, пассажирский поезд № 256, сообщением Сыктывкар - Москва, отправляется со второго пути."

ПАССАЖИР 1
Быстрее … Снег смети…
ПАССАЖИР 2
И так не замерзнет…

Торопливо укладывают старика на перронную заснеженную лавку. Рядом ставят чемодан и кладут вещи.
Мужики торопливо уходят... Звук отправляющегося поезда. Пауза.

3.(Сон)


Траншея.  Зима.  Солдат Воронов снимает ушанку и одевает каску. В темном небе видит взлетевшую красную сигнальную ракету. Слышит раскатистое “Ура” и свистящий звук летящего снаряда. Солдат Воронов, вместе со всеми,  кричит “Ура” и выскакивает из траншеи. Звук летящего снаряда все заглушает. Раздается взрыв. Солдат Воронов падает. Его контузило, он ничего не слышит. Он видит взрывы снарядов, но не слышит их звук.  Он хрипит «Ура» и пытается ползти вперед.   Свет медленно гаснет.
4.
Радио-диспетчер:
Внимание, электропоезд до станции Капалуха прибывает на второй путь.

Звук приходящей  электрички и открывающихся и закрывающихся  дверей. Звук уходящей электрички. Пауза.  Светает. На сцене появляется Она с тележкой в руке. В тележке позванивает стекло-посуда. Она видит лежащего старика и останавливается в недоумении около него.
 
ОНА
Эй,  живой?…   
ОН (Медленно приходит в себя…)
Ты…
ОНА
Живой…
ОН
Кто?
ОНА (Снимает и протирает очки)
Конь в пальто!
ОН
А я?
ОНА
Морж  на этом…
ОН
На чем?
ОНА
На лежбище…
ОН
На кладбище?..
ОНА
Можга! Можга это!
ОН
Мож-жит у меня голова...
ОНА
Пить надо меньше!
ОН
Упал  я…
ОНА
В пижаме?
ОН
К какой еще  маме? ..К женщине я ехал,  жениться по объявлению…
ОНА
…созрел под старость.
ОН
Вдвоем всегда радость…
ОНА
Идти-то сможешь?
ОН
К женщине...
ОНА
Коли другой старухи у тебя нет, пойдем ко мне…
ОН
Куда?
ОНА
Куда, куда… На Кудыкину гору… .
ОН
Чего раскудахталась? Мне все в пору…
ОНА
Жениться или помирать?
ОН
Встречать обещала…
ОНА
Вот я тебя и встретила… Вставай. Замерзнешь здесь…
ОН
Встретила, значит…
5.
Зал ожидания. Со старыми потертыми  лавками.  Одиноко мигает новогодняя елка.

Радио-диспетчер:
Внимание, скорый пассажирский  поезд – сообщением Москва-Барнаул проследует через станцию Можга-Узловая без остановки. Будьте осторожны на путях.
 Зал пустой. Открывается дверь и входит Он и Она.

ОНА
Да ты не волнуйся – придет она, сама тебя и узнает, коли здесь живет – город у нас маленький…
ОН
Я фотографию ей свою молодую послал,  –   в санаторий ездил. Там я на пляже стою.
ОНА
А ты скинь одежду, в трусах она тебя сразу и узнает.

Радио-диспетчер: Внимание, в случае обнаружения незнакомых вещей – не трогая их – сообщите о своей находке в комнату милиции, обратившись к младшему сержанту  Малофееву Мударас Зариповичу.

ОН
Интересно, как его жена называет?
ОНА
Кого?...
ОН
Хорошего милиционера Мудиком не назовут...
ОНА
Он у нас один  на весь вокзал, а может и на весь город… Главный он в Можге…
ОН
Странное название… Сразу не выговоришь - Мо-мо-мож-га... Как будто мозжит что-то внутри...
ОНА
Мо-жга - как будто можно... Мне тут можно, а тебе не знаю, может и нельзя.
ОН
Что можно? Я плохо слышу…  Что здесь можно?
ОНА
Милиционер наш…
ОН
Мударас За…
ОНА
…вок-зальный - разрешил мне здесь жить, а тебе можно ли со мной жить - не знаю.
ОН
Ты мне громче говори!  Аппарат у меня не работает - питание плохое.
ОНА
Пирожок вот у меня остался - подпитайся немного.
ОН (Показывает на батарейки)
Сели они… Застыли батарейки!
ОНА
Батарейки здесь теплые… А сам-то почему не сел?
ОН
Давно они сели.
ОНА
И у меня давно сели… Дети мои сели на поезд, а мне билет обещали прислать, как устроятся… С адресом, новым адресом… Дом-то продали мой. Я вот здесь жду, здесь – можно… Можно - на вокзале…
ОН
Что можно? Мне – можно… Я заслужил... Раз в году… Я весь год жду! Правительство разрешает нам.
ОНА
Жениться - что ли каждый год разрешает?
ОН
Раз в году…
ОНА
Глухой совсем, а туда же! Ты, конечно, мужчина видный,  - я тебя сразу увидела. На лице - муха и та поскользнется... Только пахнешь ты плохо. И без ботинок...
ОН
Мухи, они запах любят, но зимой не размножаются. Хотя на вокзале могут - здесь тепло, здесь размножаться можно.
ОНА
Моча кобелиная в голову ударила! Размножайся со своим правительством, раз оно тебе разрешает!
ОНА
Очки напялила, а не видишь ни хрена, - читай: “Ветераны Великой Отечественной войны, а также лица приравненные к ним, участники Чернобыля...”... Читай, читай - раз в году мне можно! Можно билет бесплатный получить в любой конец! Вот я и еду, ищу (пауза) одну женщину…
ОНА
…раз в году тебе можно... Силы, видать, целый год копил - на одну бабу-то только и хватает.
ОН
Да не надо мне и одной, и половины не надо!
ОНА
Всем вам только половину и подавай - желательно нижнюю!
ОН
Громче говори! Ниже-то мне нельзя - опустился совсем. И аппарат этот чертов (показывает слуховой аппарат) не работает.
ОНА
Видно, работает - раз баба-то нужна.
ОН
Сели… Замерзли батарейки!
ОНА
Дурак ты что ли – все батарейки здесь горячие! Садись к любой… (Долго молчат)
ОН
Кого ждёшь?
ОНА
Билет, билет жду… Дети мои пришлют!
ОН
Они, конечно, пошлют... Меня уже посылали!
ОНА
Адрес-то я еще не знаю.
ОН
Я тебе адрес скажу, простой адрес… Три буквы всего…
ОНА
Здесь женщина-то, которую ищешь?
ОН
Письмо у меня её было - потерял. Помню, что зовёт к себе, вместе, дескать, доживать станем - вместе легче.
ОНА
А сам из каких мест будешь?
ОН
Мест много, вокзал пустой.
ОНА
Живёшь где?
ОН
Живой еще, слава Богу…Живой…
ОНА
С глухим говорить, как паровозу молится…

Долго молчат. Она приносит пустой ящик, достает из коляски пустые бутылки, каждую протирает и складывает в ящик.

6. (сон)
Зима.  Землянка. С наружи слышен звук боя: выстрелы и взрывы. В землянке с потолка сыплется земля. Офицер кричит в телефонную трубку: «Седьмой! Седьмой! Ответьте!». Обращается к сидящему в дреме солдату: «Воронов! Проверь связь! Опять оборвало!» Солдат Воронов спит. Офицер: «Воронов!» Солдат Воронов вскакивает: «Есть проверить связь!». Надевает каску и автомат. Выходит из землянки. Бежит, держа провод в одной руке, не обращая внимания на взрывы. Слышится пронзительный писк летящего снаряда. Яркая вспышка. Полная тишина. Видны взрывы, но не слышно звука. Солдат Воронов лежит на снегу с проводом в руке. Он смотрит в темное небо. В голове его звучит мысль «Живой…Живой…» . Свет медленно гаснет.

4.
ОН  (Тихо поет)
Грохочет состав - остановка минута!
Можга - уж не край ли земли?
Здесь нет ни тепла, ни друзей, ни уюта...
Куда мы с тобой забрели?
Постой, паровоз! Я еще  не сумею
сойти на перрон ледяной...
Еще я в запасе минуту имею...
Еще не простился с собой…

А может остаться и дальше поехать,
до самых далеких столиц?
Но только одна есть на свете помеха -
я нынче безудержно нищ…

Радио-диспетчер:
 “Внимание встречающих, скорый поезд сообщением Казань - Сыктывкар, прибывает на первый путь. Стоянка поезда на станции Можга одна минута”. Загорается свет. Звучит музыка. Пассажиров нет...

ОН
Кому только нужно в этот Сы-сы-в-ты-кар! Одним словом, в воронью мочу! Вороны-то, видимо, мочится так далеко не летают! А я там год жил, в этой моче, не рыпался, вот так же приехал, и год потом ждал билета…
ОНА
Там, наверно, и  пропитался духом насквозь.
ОН
Питался - чем Бог пошлёт, насквозь просвечиваю. (Отходит и читает на стенде.) “Герои Советского Союза, а так же лица, награжденные орденами солдатской славы первой, второй и третьей степени, участники ликвидации аварии в Чернобыле,  ветераны Великой Отечественной войны и герои труда”… Где, где этот Союз? Куда он делся? Люди - вот они, те же самые : Иван Иваныч, Иван Никифорович,  Мударас этот ваш... Дома - вот они, те же самые… Я всю жизнь дома строил! Сколько  я домов построил - не сосчитать... А сам - бездомный!  Те, кто живет в моих домах - они то почему молчат?.. Я нынче герой - с дырой! ... вот на пиджаке орден  был - срезали ночью! Даже не увидел, кто! Но ведь, поди, не чужие – свои…
ОНА
Я зашью, зашью тебе.
ОН
Дыра-то у меня вот здесь!.. (показывает на сердце)
ОНА
Иголка у меня есть, а вот ниток...
ОН
С твоими биноклями вышивать, не то, что шить!
ОНА
А любила раньше…
ОН
Скажешь тоже …раньше...… Как я любил раньше ездить в поездах! Тепло. Люди все приветливые, каждый свою жизнь рассказывает, и у каждого - своё... А расскажет - и ничего, хорошо. А вокруг, за окном - спящие деревни. Только поезда - тук-тук-тук... Тук-тук-тук... Окна одинокие светятся, ждут кого-то…  Я в последнее время все чаще стал себя ребенком вспоминать, вот глаза закрою -  и вот он я, мальчишка совсем, а рядом отец мой, и идем мы  в городскую баню. А баня у нас была особая - в ней до революции церковь была... Войдешь в нее голый с шайкой. а на тебя со стен святые смотрят - вся грязь твоя им сразу и видна! Гол - как перед Богом… А выйдешь - чистый как ангел! Так вот -  идем мы с отцом в эту самую баню -шаровары на мне с карманами, курточка в горох - мать из бабушкиного сарафана сшила. В руке веник. А самое главное - на мне маленькие кирзовые сапоги, отец  хотел купить резиновые, легкие, но я в магазине так вцепился в эти кирзовые сапоги, что бы как на солдате! Помню, отец мне говорит - ты еще, сынок, наносишься этих кирзачей - войн и на твой век хватит...  Я и после войны не снимал сапог. Так что большую часть жизни я проходил в сапогах...  А ты говоришь - раньше... (поет)
 Ах, какая станция -
 станция чудес!
 Проходите, граждане ,
 нет свободных мест!
Ах, страна какая -
нет такой окрест!
Старые и нищие? -
 нет свободных мест!
.......................
но знаю я – не пропаду,
не беспокойся…
В любой деревне в дом войду,
Откроют двери…
И знаю, что везде найду
Тепло и веру...…
А нынче - сойдёшь с поезда - тьма непролазная. Сплошная Можга.... Вот она - Россия - только от людей свет, только около.
ОНА
И от елки  свет, елка всегда мрак разгоняет.
ОН
Какой враг? Сами мы себе враги. Я себе, себе враг!
ОНА
Враг тебя и одолел, сразу видно...
ОН
Ничего не видно - тьма кругом, тьма...
Пауза.)

ОНА
Мне тут сходить кое-куда нужно…
ОН
Нужда - она везде одинаковая, да у всех разная.


7.(сон)


По лестнице вверх подымается военный, - это Ромка Воронов. Перед  дверью квартиры он останавливается. На косяке несколько разных звонков с табличками. Он нажимает на звонок с табличкой «Вороновы». Ни кто не открывает. Он достает ключ из вещмешка. В комнате трехлетний мальчик и молодая мать. ) Мальчик удивленно поворачивает голову. Он смотрит на дверь. Встревоженное лицо матери. На пороге военный. Мальчик растерянно смотрит на мать.. Аня оседает на стул, плача от счастья. Мальчик прячется за мать. Ромка обнимает Аню. Мальчик плачет.
ВОЕННЫЙ
Как назвала?
АНЯ
Роман…

8.

 (Из приоткрытой двери билетной кассы слышен женский смех, веселая музыка и голоса)
Женский голос
Ну, хватит, Мудик, хватит…
Выходит милиционер, поправляя форму
МИЛИЦИОНЕР
Старший сержант  Малофеев Мударас!
ОН
Матрас?  Спасибо, не нужен, я по привычке - на скамеечке.
МИЛИЦИОНЕР
Кто тебе матрас дает?.. Скамейка не нары - мягче пуха!
ОН
На ухо, на ухо - говори!
МИЛИЦИОНЕР
Из каких мест?
ОН
Спасибо,  места еще есть…
МИЛИЦИОНЕР
Чтоб я больше здесь твоего духу не встретил!  Понял?.. (Уходит,
ОН
Дух мой ему не нравится...  Мне самому он  противен... Да где теперь эти бани и кто меня в них пустит…
9..
 (Свет меркнет. Долго грохочет поезд. Раздаются гудки. Открываются двери и входит Она с  тележкой. На тележке сверху привязан за веревочку обыкновенный дворовый кот.)

ОН
Мышей на вокзале будешь ловить?
ОНА
Это кот породистый, он мышей ловить не умеет.
ОН
Зачем он тебе нужен?
ОНА
Продавать... я иногда помогаю тут одной товарке, она этих котов разводит, и документы выписывает в обществе…
ОН
Умалишенных!
ОНА
Главное, что бы родословие было!
ОН
И кто же их покупает?
ОНА
Пассажиры… Ты только мне помоги, и у нас будет работа и доход... Как только поезд подойдет - я кота на руки, а ты  - кричи что редкая порода,  лучший подарок ребенку на Новый год!.. Может, кто и купит?
ОН
Я людей обманывать не приучен.
ОНА
Выживать-то как-то надо, сейчас все этим занимаются...
ОН
Я не все, вон - пол России не все, что же нам теперь, умирать?..
10.
Радио-диспетчер
Внимание, пассажирский поезд сообщением  Пермь-Казань прибывает...Он и Она выходят на перрон.

ОН
А вот бизнес - покупай с подвальным родословием!
ОНА
Кот породистый, стоит недорого... Кот породистый... Кот породистый...
.ОН
Я теперь - новый старый русский...

Радио-диспетчер
Внимание, пассажирский поезд отправляется с первого пути...

ОНА
Пойду я, может,  пристрою куда… Или отпущу - что ему на вокзале делать...
ОН
Пусть остается… Мышей ловить.

11.

Радио-диспетчер
Внимание, пассажирский поезд Казань-Березники прибывает на станцию Можга по расписанию, нумерация от хвоста поезда.
11.

(Появляется старуха. Она ведет за собой большую рыжую собаку. (Возможно, везет макет собаки на той же тележке) Старик собаку первые минуты не видит.)

ОНА
…лохматый... Блохи-то заели, поди, выберу я блох тебе, выберу.
ОН
Слепня казанская, рыжим я отродясь не был, а что чешусь - так не блохи у меня, а грязь. Чтоб тебе в твоих биноклях блоху найти, блохи должны быть с кулак величиной.
ОНА
Что кулаком машешь - пугаешь собаку! Она и так жизнью пуганая, а кто её пожалеет?
ОН
А человека -  меня, кто, кто пожалеет?
ОНА
Я и тебя пожалею, и собаку...
ОН
Нужна мне твоя жалость, как кость кобелю... Что, еще продавать?
ОНА
Я с бизнесом завязала…  Замерзал он совсем, пусть погреется...  Я теперь  как дама с собачкой.
ОН
Дура с кобелём!... Забыла, Мударас этот велел мне убираться отсюда, а ты еще кобеля привела…
ОНА
Надо милиционеру взятку дать…. Завернуть в бумагу и написать на ней – “Это пока”.
У тебя деньги есть?
ОН
(Достает откуда-то изнутри один сильно помятый доллар,  долго его разглаживает.) Вот они -…Гробовые!..
ОНА
Денег-то сколько?
ОН
Один доллар!
ОНА
 ... В следующий раз дадим...
ОН
Ты курса по радио не слышала? Говорят, на две единицы пал...
ОНА (оглядываясь вокруг)
Кто?..
ОН
Рубль пал! На две единицы... Гробовые на две единицы выросли...
12.

(Появляется уборщица с ведром и тряпкой)
УБОРЩИЦА
Моешь, моешь, а все землю откуда-то везут – своей, что ли, мало...
ОН
Своя земля - ближе к телу.
УБОРЩИЦА
Телом ты еще ничего - жену хорошую, отмоет... А ты, дед,  не женат? Или, может, сбежал от своей - так торопился, что и обуться забыл... Ищи теперь - ветра на вокзале...
ОН
Да вот ищу одну...
УБОРЩИЦА
А я не сгожусь, я баба домовитая, чистоплотная, чистоту люблю...
ОН
А что? Чем я не жених... В моем возрасте только и женится нынешняя молодежь. Как раз созревают.
ОНА
Перезрел давно…
УБОРЩИЦА
Ширинка вон - настежь, постыдился бы!
ОН
Когда в доме покойник, дверь не закрывают...
УБОРЩИЦА
С тобой не соскучишься…Да и место, я вижу, занято...
ОН
Мест много - садись куда хочешь!
УБОРЩИЦА
Да нет, занято место…
ОНА
А если зрячая такая, так что пристаешь ночью к чужому мужику?
УБОРЩИЦА
Замуж что ли вышла?
ОНА
Вышла бы, да кому я нужна
УБОРЩИЦА
Если только на кости собаке! Мало того, что я за тобой каждый день вымываю, так еще и кобеля  притащила!
ОН
Я кобелем отродясь не был...
УБОРЩИЦА
Вот я и говорю – кобеля да кошку дранную пригрели… А я за всеми вымывай! (Уходя, пинает собаку): А ты что тут развалился, зараза…


13.


ОН
Спать пора. Ты со своим бобылём блохастым вон там на скамейку ложись, а я здесь спать буду…
Тишина. Слышно завывание метели и дальний вой собак. За окнами проходит грузовой состав, долго дребезжат окна вокзала. Он спит.
ОНА
 Намаялся, видать, с дороги. Женщину ищет, а где её взять - женщину-то? (Обращается к собаке) И ты спи, обидели тебя, она, может, не со зла, тоже, наверное, одинокая и поругаться ей не с кем... Вот и набросилась... Жизнь, она ведь разная бывает, в молодости все мы ждем только хорошее, а плохое то только с другими, думаем, происходит... Нас вот у матери  шесть человек было… Двое умерли младенцами, мать не переживала - Бог дал, Бог взял. Умерли безгрешными, значит,  в рай попали… Отец на войну ушел и «пропал без вести…» Зимой мать белье в проруби выполощет, выжмет, так что руки у нее становятся от холода синими… Так до смерти она руки и не отогрела…






2 акт. (сон)

Полутемный зал. Большая освещенная сцена. На стуле сидит молодая жена Воронова с аккордеоном на открытых коленях. Она играет. Роман Воронов  в форме военного лихо отплясывает, приседая и выбрасывая ноги. Музыка неожиданно оборвалась. Роман «упал» и  застыл в неожиданной позе.   Его трясет от напряжения


1.
Вокзал превратился в вагон. Вокзальные кресла стоят поперек.. На них сидят: милиционер и кассирша, пассажиры, уборщица... (возможно, манекены) Открывается дверь тамбура и старуха за веревочку везет через вагон тележку, к груди она прижимает горшок с распустившимся комнатным цветком. На тележке  старик (он стоит на коленях, но ощущение, что это человек-обрубок, как после войны «человек-самовар») и играет на гармошке.

ОН
Наш паровоз вперед летит
от края и до края
другого нет у нас пути,
товарищ милый, Рая...
ОНА
Какая я тебе Рая?
ОН
Не надо мне рая, мне и здесь хорошо, главное - мы едем, едем!
ОНА
Господи, куда это мы едем? Снится, что ли?
ОН
 А по вагону, как по Храму
Руси святой,
российский бомж от жизни пьяный,
перед тобой!
Российский бомж святой и грешный,
на полпути
своей дороги безутешной.
Господь, прости
за то в чем не был виноват я,
и виноват...
За то, что каждую подачку
принять был рад.
За то, что в дальнем сорок пятом
пришел без ног,
за то, что даже днем мне снится
пыль тех дорог!

“Эх, дороги, пыль да туман...”
Эх, надежды - сон да обман...
А по России как по Храму
Земли святой,
российский бомж святой и пьяный
перед тобой!

ПАССАЖИР
Вот это старики! На бабке едет и бабки гребет кружкой...
УБОРЩИЦА
Грязи навезут. а мне убирать, вагон мыть, кто только пустил, да еще с животными - заразу развозят!
МИЛИЦИОНЕР
Кто разрешил этот комедий, этот сабантуй?
ПАССАЖИР
Отец, возьми в долю!
МИЛИЦИОНЕР
Порядка нет!
УБОРЩИЦА
Сталина бы на вас! При Сталине с грязью боролись, бездомных не было, у всех была крыша...
ПАССАЖИР
Одна на всех!...
2.
(Старик и старуха выезжают в тамбур, с другой стороны вновь входит старуха, на тележке она везет  кондуктора в образе Сталина, но этот Сталин – «человек-обрубок, человек-самовар»).

СТАЛИН
Товарищи, предъявите ваши билеты! (Пауза)
МИЛИЦИОНЕР
Младший сержант Мударас - товарищ Сталин…
СТАЛИН
После меня остались одни мударасы!.. А ты кто?
УБОРЩИЦА
Я,..  я только грязь после вас выношу ....
СТАЛИН
А ты кто?
ПАССАЖИР
А я - штраф...
СТАЛИН
Что это?
ПАССАЖИР
Доллары, рубли американские!.. Других денег с собой нет…
СТАЛИН
(обращается к милиционеру)
Товарищ Мударас, арестуйте этого иностранного шпиона .
МИЛИЦИОНЕР (Достает пистолет)
Может, сразу здесь...
СТАЛИН
Здесь не надо, не надо портить людям хорошее путешествие, расстреляйте в другом месте!

Гаснет свет, раздается выстрел, резкие крики.. Грохочет встречный поезд.
3.
Полумрак. Мерцает ёлка. Слышится смех детей и звон колокольчиков, чем-то напоминающий звон пустых бутылок. ОН маленький ребенок, стоит на тележке, которую медленно везет старуха через вагон.

 МИЛИЦИОНЕР, УБОРЩИЦА, ПАССАЖИР  (поют)
“В стране родилась елочка,
в стране она росла…
Зимой и летом, стройная,
 счастливая была....
Страна ей пела песенку:
Спи, елочка, бай-бай…
Закон снежком укутывал –
Смотри, не нарушай!
Трусишка зайчик серенький,
Под елочкой скакал.
Порою Сам, сердитый Сам
Пощупать забегал!
Теперь она нарядная
Выходит на панель…
И с тем, кто платит денежки –
Ложится в колыбель...…

Радио-диспетчер:
А для того, кто прочитает нам стихотворение наизусть - у нас есть настоящая железная дорога с паровозом и вокзалом.
ОН
 Я прочитаю свои стихи, я их написал сам: (пауза)
Речка моя, речка -
детская слеза!
Мостик в две дощечки...
Пастушок, коза...
Старики, старухи,
лодки кое-где...
Солнечные лики
плещутся в воде!
Вдоль тебя тропинки,
горы, да кресты.
Кто идёт там, Боже,
может это Ты?
Светлая головка,
тонкий детский стан...
Кто идёт там, Боже,
уж не я ли сам?

(Дальние свистки и грохот поезда, все трясется)
ОН
(вновь читает стихотворение)
Я родился больным,
Я родился седым...
Я душою больной,
Головою - седой...

Радио-диспетчер:
А может ,ты еще и споешь нам?.. (С издевкой
ОН
Я попался как зверь в капкан
 в этот город, в страну, в столетье...
Ложь и ложь... и холодный обман -
и за все, и за все я в ответе!..
4.
Радио-диспетчер
Внимание встречающих - Новый год прибывает на первый путь, будьте осторожны!

Вокзал. Открывается дверь, загорается ярко свет, звучит музыка и люди в строгих костюмах с депутатскими значками  надевают маски разных животных и ведут хоровод.

Хоровод поет:
Перемахнул через Урал,
Прощай, Отчизна, я попал
В ту дикую страну – Хамар Даван…
Водой холодной, ключевой,
Зеленой сочною травой –
Чем только нас встречал Хамар Даван!
Идем мы ночь, идем мы две
По этой дикой стороне,
А темнота – хоть выколи глаза!
И вдруг раздался страшный вой:
“О, мама, я хочу домой!”…
И от страха закружилась голова…

…Козёл... Сволочь...Скотина... Бомж...”
Между ними мечется ОНА  и зовет его.
ОНА
Мальчик мой!.
ОН сидит на тележке в черной телогрейке с тюремным номером на груди.
 ОНА через застывший  хоровод разговаривает с ним.
      ОНА
      Сколько раз я тебе говорила, сколько раз – воруют они (показывает наверх и на хоровод), а садят таких дураков, как ты! Правду решил искать – где она, правда-то? Ты в какой стране живешь? Жизнь прожил, а все как ребенок! Воевал, кровь проливал, строил, а под старость – казенный дом! Да и отсюда выгонят! Никому мы не нужны!
ОН
Кому-нибудь да нужен… ... Не может быть что бы был не нужен! Такого не бывает!.. Мне равенства не жалко, люди не могут быть равны - один умный, другой – дурак, какое тут равенство... Но от каждого по труду, каждому по справедливости...
5.
Радио-диспетчер
Внимание встречающих…(Включается свет)
 ОН сидит на скамейке около елки, обхватив ноги руками. Рядом с ним сидит собака.

ОН
С чего начинается Родина?.. я вас спрашиваю!?
ОНА
Ты с кем говоришь, никого нет...
ОН
…я вас спрашиваю! …
ОНА
Нет никого, только мы с тобой, да вот собака с нами, да кот...
ОН
С чего начинается?..…
ОНА
Что начинается?.. Все  уже кончилось... Год кончился...  Жизнь - и та кончается...
ОН
Вы... Вы! Я к вам обращаюсь – потомки!... Подонки!... Чтобы и Вам в старости так же жилось...
ОНА
Умом  тронулся - говорит с пустотой…
ОН
 Это не я, это вы все сошли с ума! Да что-там - страну, ботинки - и те сперли!
ОНА (Смотрит в зал)
Не вижу, с кем он говорит... (протирает очки)  Но если кого он обидел, простите, из ума выжил человек…
( уходит.)
Радио-диспетчер
“Внимание! Пассажирский поезд Москва - Новосибирск отправляется со второго пути”.
Меркнет свет.
6.
ОН (подбирает с полу измятую газету, читает)
“Депутат Государственной думы господин Чичиков передал гуманитарную помощь - шесть коробок карманных пластмассовых часов в шестую психиатрическую больницу имени Антона Павловича Чехова... (Пауза) Вчера вечером на улице декабристов был убит известный предприниматель Коганович... (Пауза) Встреча партийных вождей окончилась очередным мордобоем... (Пауза) Елабужский дом престарелых принимает пожилых людей, имеющих государственную пенсию и трудоспособных. Наш адрес: город Елабуга,  улица Надежды Дуровой.”

Входит Она..
ОНА
Никого нет...
ОН
Кого ищешь? Вчерашний день?
ОНА
Правда твоя…
ОН
«Правду» нынче  не купишь...
ОНА
Что пишут?
ОН
Врут... Вот ты знаешь почему слово “Вождь” и “вошь” звучат почти одинаково?
ОНА
Откуда у Ленина вши - он ведь лысый был...
ОН
А я тебе скажу - это потому, что бы любой вождь знал, что он такая же вошь, как и другие! Только крови он больше насосался - ближе других сидел к телу...
ОНА
Волосы гребнем надо вычесывать - гниды, они останутся, а вшей всех вычешешь, я два раза в день чешу.
ОН
А что это у тебя? Никак, валенки?
ОНА
Со старичка одного, покойного, подали мне.
ОН
И нам, и покойникам, теперь все равно. Хотя, может, мертвым-то и лучше - не видят нашего житья, лежат себе и думают, что все у нас по справедливости...
ОНА
Почувствовал - какая ногам лягота сразу! На то они и валенки! …Мне вот все кажется, что я тебя видела где-то раньше.
ОН
Где ты могла меня видеть - на фронте ты не была, жили и то, поди, в разных городах... Бабам всегда кажется...
ОНА
На фронте-то не была, а вот окопы рыла, помню, пролетит немецкий самолет - бросят нам листовки, а там - стихи такие “Русские дамочки, не копайте ямочки! Придут наши таночки - заровняют ваши ямочки...”.
ОН
Какие ямочки – на щеках что ли?
ОНА
Я уж и забыла, какие ямочки были…

6.
Включается свет.
Радио-диспетчер:
Внимание встречающих, пассажирский поезд Москва-Пермь прибыл на второй путь...
ОНА
Пойду на перрон, может подадут чего…
ОН
Хрен они дадут! Каждый сам за себя…
ОНА
Люди везде одинаковые - добрые...
(Уходит)
ОН
Добрые мы с тобой... Работали всю жизнь, горбились на эту страну, горбились... И вот - живём!.
7.
(Меркнет свет. Поезд уходит. Входит она с пустыми бутылками. Протирает и складывает в ящик. )
ОНА
В Библии сказано - добрые победят...-
ОН
Кого победят? Этих?.. Добро победить не может - на то оно и добро!
ОНА
Сказано – «Победят...».
ОН
Все добрые, только мы, мы злые - того и гляди -  залаем!
ОНА
Совсем тронулся...
ОН
В коробочку говори, опять не слышу. Батарейки надо вынуть и стукнуть - может, оживут?
ОНА
Вот у меня случай был - старушка тут одна прижилась на вокзале, сын её выгнал, запил сильно. Пожила она здесь и померла, замёрзла. Утром милиционер пришёл - стал писать чего-то, а тут сын её появился - денег на бутылку не хватило. Так он с горя-то такого старушку стукнул - она и ожила...
(За окном грохочет поезд)
ОН
Слышу, поезда еще слышу. Славно громыхают... Жизнь как будто проходит мимо. А я её слушаю, слушаю. Вот она, вот. (стучит себя по груди) Так Новый Год и встретим - два инвалида - глухой и слепая.  Шампанского - полный бак! Пей - не хочу! Кружка железная вместо кобеля на цепи.
ОНА
А у меня для тебя подарок -  раздобыла чекушечку…
ОН
Чокнешься тут с тобой…
ОНА
А мы и чокнемся и закусим…
Главное -  мы с тобой в тепле и под крышей.
ОН
Не глухой, слышу. Ну, коли так - наливай в кружку. И кобелю кусок, и мне хренок. Вот баба!
ОНА
Да ты меня и не знаешь. Меня Натальей зовут, Сергеевной. Все у меня было, пока жив был мой соколик. (плачет, всхлипывая) Все, все было...
ОН
Все у тебя еще будет. Наливай. Я тебе спою.
(Выпивает залпом и поет)
Ах, Наталья, Наталек,
У Натальи - пузырек!
У Натальи - сволочи
Огонь горит до полночи!
ОНА
Нажилась я одна, набездомничалась. И обижали меня, и били, били... Хорошо, хоть дети у меня есть. Билет пришлют. Поеду я к ним, старость доживать.
ОН
Сволочи они.
ОНА
Может, им некогда... Пьют, наверное.
ОН
Я их еще встречу. Скажу им, как их мать живет.
ОНА
Лишь бы им хорошо...
ОН
Эх, выпьешь и хорошо... Водка - враг, да нам - пустяк! А я  и спляшу тебе, и спою!
(пляшет, притоптывая вокруг одной ноги и поёт речитативом)
Идут, идут во мне снега
и душу замело!
Ни в ком не чувствую врага -
когда вокруг бело.
Душа чиста как никогда -
до белизны полей!
И верю я - горит звезда
над Родиной моей!
ОНА
И мне вот в лафетничек плесни… В девках-то я хорошо пела:
Протопали ножки,
пропел голосок,
остался на муньке
      один волосок
8.
(сон)
 Госпиталь. Лежат раненые. Среди них солдат Роман Воронов, рядом с его койкой костыли. Заходит солдат с забинтованной головой, в руках у него треугольное письмо.
СОЛДАТ
                Воронов, тебе письмо от невесты!
  СОЛДАТ (Сосед Воронова по койкам)
Как звать невесту?
ВОРОНОВ
Анна…
СОЛДАТ (Сосед. Мечтательно и нежно.) Анечка! Везет же некоторым…
СОЛДАТ (С письмом. Подымает руку с письмом в верх.)
Пляши!
СОЛДАТ (Сосед. Протягивает Воронову гитару.)  Спой что-нибудь!
ВОРОНОВ (Берет гитару, поет.)
  (Песня)
«Мой товарищ, в предсмертной агонии,
Не зови ты на помощь людей...
Дай-ка лучше, - согрею ладони я
Над дымящейся кровью твоей!
И не плачь, не кричи,
словно маленький, -
  Ты не ранен, ты просто убит!
Дай-ка лучше, - сниму с тебя валенки,
Мне еще воевать предстоит!
СОЛДАТ (Письмоносец)
Ну,  ты - даешь! Жаль, угостить тебя нечем!
9.
Радио-диспетчер:
Внимание пассажиров Российской Железной дороги. Поздравляем вас с Наступающим Новым годом… Желаем вам благополучия, семейного тепла, радости общения с детьми, долгих лет жизни, достойной старости…  (Часы бьют “24-00”) Отдалено звучит гимн..
ОН
 (с кружкой в руке) Ну, что тебе пожелать? Пускай в Новом Году будет... будет... ( Включается свет и музыка, открывается дверь и шумно проходят  пассажиры в новогодних масках)
ПАССАЖИР
Не вокзал в этой Можге, а – бомжатник! Неужели нельзя вокзал для людей очистить…
Свет меркнет, пассажиры уходят. Гимн звучит. Гаснет свет, кончается музыка. Звук уходящего поезда.
ОНА
Ну, что? Что будет?
ОН
...Ни хрена не будет...

Долгое молчание, слышна вьюга, за окнами проносится грузовой состав, долго дребезжат стекла и бутылки в авоське на полу.
ОНА
А я так хотела, чтобы хоть что-нибудь, что-нибудь было...
ОН
Дура, ни хрена уже не будет!.. Ни-хре-на...  неужели ты не понимаешь? Иди, спать ложись.
Она молча уходит и ложится на скамейку.
10.
ОН
(подходит к стенду, читает)  “Депутаты государственной Думы, депутаты областной, городской, районной, поселковой думы, собрания  имеют право...”  Все, все имеют, имеют право...  Собрать бы их всех да...(плюет и быстро идёт к кассе)
КАССИРША
Новый год, а Вы тут со своими билетами!
ОН
Хорошо, что Новый год  - у меня ветеранская льгота, раз в году один билет бесплатно в любой конец…
Дочка, мне билет...в Москву…Мне очень надо!
КАССИРША
Нынче все с ума сошли - всем в Москву!..
ОН
Поеду, посмотрю правде в задницу, в лицо-то ее теперь не увидишь...
КАССИРША
Кому Вы там нужны?..
ОН
А ведь ты права… Пиши один билет в Елабугу, а фамилию ставь женскую.
КАССИРША
Так не положено.
ОН
Дочка, пиши, как говорю… Пиши, а то умру здесь! Войди в положение...
КАССИРША
И так в положении, только не знаю, от кого... На какую фамилию выписывать билет?
ОН
Фамилию не знаю, а зовут Наталья Сергеевна.
КАССИРША
Без фамилии нельзя.
ОН
Пиши – Иванова – не ошибешься…
11.
(Она просыпается)
ОНА
Как заснула-то… И дети мои приснились… Буд-то зовут к себе…
ОН
Пока ты спала - билет тебе прислали с проходящим поездом.. Вот. И адрес на обратной стороне написан. Ждут тебя, дети ждут.
ОНА
Билет…
ОН
И новый адрес: город Елабуга, улица Надежды Дуровой. – Дом… Хороший дом…
ОНА
…шутишь?
ОН
Вот бабы - мозги куриные... На, билет - смотри. Поезд сейчас подойдет... Собирайся.
ОНА
Я бутылки сдать не успела… Подарки бы купила…
ОН
Сама как подарок…И вот еще (достает свой доллар, расправляет) возьми на всякий случай...
ОНА
А ты?...
ОН
И я,.. (замешкался) я уезжаю. Адрес вспомнил, женщины той, вспомнил.
ОНА
А пес?
ОН
Пес с ним, не пропадет, с собой заберу. Главное - ты поезжай. Билет прислали, не забыли, значит.
ОНА
Я... боюсь я.
ОН
Чего боишься?
ОНА
Их боюсь.
ОН
Чертей что ли?
ОНА
Детей боюсь. (плачет) Детей...
ОН
Дура! Они тебе билет с адресом, а ты...
ОНА
А как же они узнали где я? Я ведь им не сказала куда уехала... В своем городе стыдно мне очень было, стыдно за детей, что они бросили меня... Да и побираться в другом городе легче - никто тебя не знает...
ОН
Совесть у них проснулась…Правду не скроешь…
ОНА
А может, вместе? Ты -  как мой… покойный.
ОН
Не покойник, не пропаду.
ОНА
Я уж и привыкать к тебе стала. Как будто век с тобой... вот здесь на вокзале... Думала, вместе доживать станем, думала...
Радио-диспетчер:
“Внимание встречающих! Скорый поезд Москва - Барнаул прибывает на первый путь. Пассажирский поезд Сыктывкар - Москва прибывает на второй путь".
ОН
Некогда думать!.. Прощай...
Бьют часы. Включается свет, музыка. .В музыке смятение. Свет гаснет, музыка стихает, поезда уходят. Воет метель. На сцене в полумраке – Он и Она. Он держит собаку за поводок, она тележку с  котом и бутылками.
ОН
Дура ты, дура!
ОНА
Как же я без тебя-то?
ОН
И я старый дурак... Дурак, что не признал тебя, ведь это ты, ты мне письмо прислала. Тебя я искал... Тебя...
Стоят, обнявшись. В грохотании поезда звучит песня:

Мою Россию замело
до малых деревень...
И воздух мерзлый, как стекло,
дотронься - хрупнет день!
Мою Россию замело,-
кто выдумал пургу?
Как будто лешие в село
ворвались на скаку...
И воет ночи напролет
по трубам домовой!
И бьется рыба в черный лед
опухшей головой...
Мою Россию замело -
и нет ей спаса, нет!
Как будто иго к нам пришло
на двести страшных лет...
Идут, идут во мне снега
и душу замело!
Ни в ком не чувствую врага -
когда вокруг бело.
Душа чиста как никогда -
до белизны полей!
И верю я - горит звезда
над Родиной моей!