Гелий Коржев Тюрлики

Геннадий Мартынов
Тюрлики. Такое забавное название. Если мы не увидим этих Тюрликов, то вероятнее всего мы подумаем, что речь идет о чем-то очень весёлом, смешном,  привлекательном. О чем –то  незлобивом, наивном и трогательном. Воображение уже рисует такое подобие Чебурашек. Куколки такие, человечки презабавные. И уже настраиваемся в полной расслабленности на то, что нам подсказало всё перечисленное.

      А теперь давайте посмотрим на этих Тюрликов. И всё ваше простодушие сразу, мгновенно растворяется. Вас обдаст волна ужаса и отвращения от того, что увидите. Тюрлики – это такие чудовища, один вид который вселит в душу страх, возмущение и желание бежать от них как можно дальше и быстрее.  И очень далеко, чтобы с глаз долой и так, чтобы эти Тюрлики, не дай Бог, не явились бы вам даже во сне. Словом, ужас.

   А потом и другой вопрос появится у вас неизбежно. Особенно,  если вы уже были знакомы со всем тем, что создавал ранее  художник Коржев. Как приверженец  крутого соцреализма, яркий, мощный представитель Сурового стиля в живописи, мог вдруг создать что-то из мира нереального, что-то из преисподней,  что-то невероятное по силе устрашения? Откуда и почему у него всё это взялось? И сколько неожиданной фантазии  проявил художник  при этом! Нет, уверяю вас, ничего похожего мы не увидим  во всей мировой живописи. Даже и у таких мастеров  изображения всяких живописных безобразий, как Босх и Брейгль.

   И тут появится и еще один вопрос. Это просто удивительно. Как эти чудовища, с какой такой стати стали выползать из сознания художника, чтобы воплотиться в красках на холсте? Как его разум в полном здравии, стал  поражать нас неожиданным буйством необыкновенной фантазии. Ведь всему же есть причина.  Посмотрите и вы сами убедитесь, как эти чудища  с необыкновенной силой будут  отталкивать и привлекать вас в одно и то же время. То есть. также как нас привлекает всякая всевозможная жуть.

                *****
    А ведь ранее  каждая  картина художника  всегда была наполнена ясной и глубокой мыслью. В ней не было никаких загадок. Все становится понятно при первом же взгляде на изображение.  И именно в этом состояла черта его несомненного таланта. И эта ясность только ещё более  побуждала проникаться ею все глубже и глубже. А это, по-моему,  очень важно. Важно то, что хочет донести нам художник.

     И для меня важна определённость в том, что хочет сказать человек, держащий в руке кисть. Без намёков, полунамёков, стыдливых недосказанностей, не говоря уж о закодированных в линии и крючки всякие ребусы.   В качестве примера посмотрите самое его известное и знаменитое полотно, которое вы вероятнее всего видели. Оно называется «Поднимающий знамя». Здесь мысль, выраженная художником, бьёт в самое сердце, в душу и  призывает тебя самого  следовать подвигу самопожертвования во имя высокой цели.
   
    Невольно приходишь к таким мыслям,  принимая во внимание все ранние созданные образы  художника. А в начале его творческого пути это были всё герои, преданные выбранному пути. Сильные духом и крепкие телом. А ещё и своей непоколебимой убеждённостью в  свои идеалы и правоте выбранных жизненных целей. Они были коммунистами. В подтверждение этой мысли я предлагаю посмотреть его знаменитый триптих, который так и называется «Коммунисты». 

                ***** 

   И всё-таки, откуда же и почему появились эти загадочные,  ужасные Тюрлики. А ответ прост. У каждого времени свои герои.  Река времени несёт нас,  и мы все вместе не можем не следовать её потоку. Он несёт.  А времена, как известно, не выбирают – в них живут и умирают.И у кадого времени свои образы и свои герои.
 
  Это мы сами прокладываем  русло этого потока, чаще всего не отдавая себе отчёта в этом. И во всем нашем человеческом сообществе довлеют мысли и настроения, которые могут возникнуть только на этом временном для всех нас отрезке. Нам надо непременно пройти всем вместе определённые рубежи, ранее не возникавшие и ещё не опробованные.  Нам нужен исторический опыт, чтобы двигаться по жизни всем и каждому в отдельности. Революция или застой – всё это не случайно.  Именно так приобретается  «опыт – сын ошибок трудных». Ошибок, чрез которых невозможно и нельзя не пройти.
 
      Было время,  когда художник верил в пламенные идеи пролетарской революции. И как не поверить. Впервые в мире, впервые за всю мировую историю взялись за переустройство всего мирового порядка. Прошло время философских размышлений по поводу этого уходящего мира, когда всё человечество  только созерцало безучастно, как неведомая сила несла нас всех неизвестно куда. Наконец, пришло время, когда решили,что пора брать правления в наши собственные мозолистые руки. Самим всё исправлять.  Загоним клячу истории! Владыкой мира станет труд!  Как не поверить в такое. И мы наш, мы новый мир построим. Невиданный. Весь мир НАСИЛИЯ мы разрушим. Ну не без труда и возможных жертв. Так на то и революция.
 
   А художник Коржев верил, верил со всею страстностью своей честной натуры. И он поднял то самое знамя красного цвета, которое мы видим на его известной картине. Верил глубоко и, как ему казалось, бесповоротно. Но вот пришло другое время, и эти идеи у многих стали тускнеть, терять весь свой жар и привлекательность. И сознание стали терзать сомнение в правильности некогда выбранного пути. Наступало разочарование и депресуха. Зря, конечно, так. Энергия вечных идей может в некоторые моменты и понижаться,но со временем вновь обретать силу жизнеутверждения.  И так человечество и движется  по синусоиде во времени.

       Но, однако,  никогда идеи не исчезают и не пропадают. Они имеют счастливое свойство  возвращаться  в бесконечности времени. А если веришь, то «надо  только выучиться ждать,  надо быть спокойным и упрямым». Нам всем нравятся эти строки из известной песни, которая так и называется «Надежда».

                *****
               
  Ну а пока  депресуха у художника, навеянная ветрами перемен в лихие годы.  Но и не опускать же при этом рук, не опускать знамя. Он же художник и должен отражать наступившие времена так, как он умеет. И тоже всем своим мастерством  и жаром своей души. Упрямый Коржев продолжает работать. Он крепко по-мужицки держит кисть в руке. И  это время он отражает во всей силе его таланта. Это так он видит этот мир, весь наполненный такими  чудищами-чудовищами.  И все свои предчувствия касательно опасности, которая грозит его стране, он выразил таким вот образом.
 
   Вот посмотрите ещё раз на эти  «Тюрлики» («Мутанты»), созданные им в 1990-е годы, изображающие фантастические гротескные существ. Вот как он сам выразился по этому поводу.  «Что я хотел выразить “Мутантами”? Трудно сказать. Они понимаются по-разному. Может быть, это было предчувствием грядущих перемен, того, что затем произошло у нас. Так или иначе, это получилось у меня совершенно непреднамеренно, я ничего конкретного не имел в виду. Я остановился в тот момент, когда работы стали политизироваться и терять общий, более глубокий смысл».
 
    Вот посмотрите на одну картину из этой серии: «Схватка». Один из этих Тюрликов вцепился в человека. Он рвёт зубами его тело. Борьба между человеком и его тенью в образе чудища. Мы все в те времена пребывали в борьбе с собой. Не знали, во что верить. Где правда и где зло. Не знали. Как не знали и того, что Тюрлики сидели внутри каждого, или почти каждого из нас.  И кто победит в этой схватке, нам даже по прошествии времени и сегодня ещё неизвестно.

   Бес так называемой  свободы вырвался наружу. Бог нравственности и порядочности исчез и все стало возможным. Всё, что не запрещено законом, стало разрешено. И началась великая битва за металл, и вся страна превратилось в поле этой битвы между всевозможными ОПГ.Весь центр Москвы превратился в сплошной рынок. Лубянка, Столешников переулок, где я работал, - всё сплошная, огромная толкучка. Тысячи людей, выстроившись в ряд,  потрясали трусами и бюстгальтерами в надежде продать их. Не торговали только лишь на Красной жилплощади. А ведь Христос, как известно, выгнал торгующих из храма. А тут целая рать Тюрликов ворвалась в этот храм.

    С голубых экранов на нас ринулся поток чернухи-бесовщины. Оплевали всё и вся. Самих себя оплевали, на радость и удивление наших врагов. А чернуха со всех сторон шла на нашу же потребу. Это мы сами её захотели. Шабаш Тюрликов в пространстве всей великой страны. Он и сегодня не укрощен до конца. Тюрлик-Собчак устраивает пошлейшую,  бесстыдную веселуху, и пляшет свой танец вокруг известного шеста – и ей аплодирует  весь московский блямонд числом в три сотни. Как всё это назвать?
   
     Эта серия Тюрликов художника  не так уж и знакома нашим людям. Их почти и не увидишь в наших музейных залах. Знаете почему? Потому как многие из них теперь в частных коллекциях за бугром. Отчего же не купить и не посмотреть. Так занятно. Ведь любим же мы Босха за то же самое. В природе человеческой присутствует притягательная сила ко всему, что вселяет в наши души ужас.
 
     К счастью для нас есть теперь Интернет. Вставьте в поисковик « Гелий Коржев. «Тюрлики». И со всем вниманием рассмотрите все эти чудные, чудовищные образы. Может даже,  и удовольствие получите. А может,  наведут эти безобразные образы  на какие-то размышления.  Вот так, как это случилось со мной, что я попытался изложить на этой странице.