Дорожные зарисовки

Егорова Людмила Николаевна
                Бассейн
   Машина выписывает петли по серпантину узкой дороги, зажатой между непроходимой чащей буро-зеленой растительности с одной стороны и отвесными склонами гор с другой. Утро. Солнце еще не поднялось из-за гор, и воздух, задувающийся в открытое окошко,  свежий и наполнен  незнакомыми запахами. Настроение бодрое, оптимистичное: впереди ожидается сплошной позитив!

  Очередной крутой поворот, и на обочине дороги видим зазывающий баннер: «База отдыха «Ласточка». Минеральные источники, бассейн». Вот оно, вожделенное купание не в простой воде из-под крана, что бежит по ржавым трубам, а чистой,  сдобренной  минеральными солями!

  Территория базы со всех сторон окружена склонами гор, круто уходящими вверх прямо за домиками для туристов. В центре большой бассейн с небесно голубой водой. Вокруг него массивные деревянные столы со скамьями и навесами. Здесь можно и раздеться, и посидеть после купания, и закусить, причем, не только привезенным с собой, но и приготовить здесь же на мангале.

  Сейчас на базе тишина, лишь плещутся у бортика две пожилые пары. Воздух прозрачный, какой-то хрустальный. Скорее, скорее в воду!

    Теплая, мягкая, она ласково принимает в свои объятия, оставляя на губах чуть солоноватые капли. Как хорошо! Чудо! Рай! Останавливаться здесь надолго, конечно, не будем, но часа три водичкой насладимся!
 
   Прошел час. Палящее южное солнце поднялось над горами, и мы оказались в котловине, где с каждой минутой становилось  жарче, душнее. Машины подъезжают одна за другой, выплевывают из себя шумные компании, в основном пожилых людей, сумки с провизией, баулы с полотенцами, халатами, покрывалами. Уже раздувают мангалы, и запах жареного мяса, вязкий и горький,  висит над бассейном.

   Люди спешат занять свободные столики. Одни начинают отдыхать с раздевания, другие – с раскладывания на столе огромного количества пакетов, банок, откупоривания  бутылок. И  все это под шумные переговоры, крик в телефон, позирования для селфи..

   Вода стала мутной и нагрелась так, будто ты в ванне и хочешь согреться. С бортиков, как ленивые тюлени, медленно и грузно сползают новые и новые желающие окунуться в целебную воду. Кто-то старается плавать, лавируя между телами, кто-то медитирует, неподвижно зависнув по горло в воде и прикрыв глаза, кто-то бултыхается, разбрызгивая воду далеко в стороны.

   В раздевалки и туалет очереди. По краю бассейна образовалось лежбище из обсыхающих и загорающих.

   Очарование природой, воздухом, водой безвозвратно исчезло: то -  ли утонуло в замутненной воде, то – ли  задохнулось  в шашлычном дыму и запахе. А,  может, его придавило одно из огромных тел, фривольно брошенное на дорожке его хозяином?  И  уже через полчаса машина стремительно несется в обратном направлении. Домой, скорее домой! В тишину, прохладу и под душ!
               
                Прогулка по ущелью

  Прогулка по Гуамскому ущелью начинается с посадки в состав из шести  маленьких вагончиков, которые тянет  почти игрушечный тепловозик. Его путь проходит по узкому    участку извилистой дороги  между отвесными стенами скал и ущельем, по дну которого бежит, пенясь, река Курджипс.
 
   Публика на экскурсию едет разная, но особенности сегодняшней жизни на многих оставляют свой след.Напротив меня в открытом вагончике женщина лет сорока пяти – пятидесяти. Небольшого роста, худая, с избытком макияжа на лице и в шифоновой кофточке со спущенными с плеч рукавами и  декольте на половину спины. Рядом тепло одетый молодой человек (все же начало  октября). Судя по ее победным, хотя и беспокойным взглядам по сторонам, это определенно не сын.

   Чуть дальше, с видом глубоко задумавшегося человека, сидит девушка с накладными ресницами и силиконовыми губами. Происходящее вокруг ее мало интересует, она решает какую-то задачу.

   Шумит, как стая грачей, группа школьников. Кто крутит по сторонам головой, старается все заснять на телефон, кто-то увлеченно  в нем  играет, кто-то рассеянно рассматривает пассажиров.

    Состав остановился на небольшом пятачке: конечная остановка. Река прорезала камни полукругом и устремилась  дальше еще на два километра, доступные туристам. Отсюда по тропинке между каменной стеной, уходящей ввысь и узким  ущельем, по дну которого грохочет вода, надо идти пешком.  В 1930 году здесь была проложена узкоколейка, по ней возили лес. Но после оползня, случившегося в  2011 году,  восстанавливать ее не стали – опасно, да и большой необходимости уже не было. Но узкоколейка  осталась, и по ней семеня и боясь оступиться,  сегодня спешат туристы. Они - люди разные, и цели  посещения экскурсии, как  оказалось, у всех  тоже разные.
                *                *                *
  Галдящей гурьбой шустро пробегают мимо школьники. Гид и сопровождающая их учительница постоянно одергивают ребят: «Не отставайте! Не подходите к краю! Смотрите под ноги!»

   Подростки, как и в вагончике,  заняты кто чем: кто снимает,  кто продолжает играть в телефоне, мелко семеня вдоль рельс и рискуя упасть, кто оживленно обсуждает что-то с  товарищем или подругой. Цепочку школьников замыкает крупный полный мальчишка лет 14. Он в куртке, тонкой трикотажной шапочке, за плечами объемный рюкзак. Ему явно тяжело успевать за остальными. Он быстро семенит по шпалам, не отрывая от них взгляда, левая его рука высоко поднята и отведена в сторону, в ней телефон. Мальчишка  не видит ущелья, скал на его противоположной стороне, пенных бурунов воды внизу. Он боится отстать и оступиться.  А телефон снимает и снимает все, что попадается ему «на глаза» как доказательство общения его хозяина с природой.
                *                *                *

   На маленьком пятачке смотровой площадки, нависшей над обрывом , остановились две  пожилые молодящиеся дамы. Они в ярких теплых спортивных костюмах, с таким же ярким макияжем и палками для скандинавской ходьбы в руках. Одна за другой они становятся у ограждения, принимают различные позы,  лучезарно улыбаются и фотографируют друг друга. Затем на их лица принимают выражение бесстрастности и холодности, они медленно возвращаются «в колею» тропинки  и,  стараясь шагать от бедра,  сосредоточенно двигаются дальше.
                *                *                *

    Возле небольшого водопада толчея: все хотят сфотографироваться на его фоне. В толпе девушка из вагончика  с силиконовыми губами. Ее сопровождает молодой человек с фотоаппаратом – похоже, здесь можно получить и такую услугу. Она стоит в стороне и снисходительно брезгливо оттопырив и без того надутую губу, ждет свою очередь. Наконец место освободилось, и девушка мгновенно преображается: призывно вопросительный взгляд из-под густо нарисованных бровей, широкая улыбка на губах готовых, кажется, лопнуть. Поворот влево, поворот вправо, голова на плечо, взгляд через плечо… Еще минута, и девушка со скучающим видом идет дальше в поисках места для  очередных эффектных фото.
                *                *                *

     Молодая пара. Парень уныло бредет, глядя под ноги. У девушки злое лицо, слышно, как она раздраженно выговаривает спутнику: « И что здесь такого? За что деньги заплатили? Камни и камни -  невидаль! Они здесь везде!»
                *               *                *

    Две бабушки лет по шестьдесят пять – семьдесят медленно бредут, держа за руки девочку.  Она в шапочке, дутом пальто, длинных штанишках. Малышке года два-три.  У женщин в руках объемный баул. Троица поднялась на смотровую площадку и одна из бабушек начала торопливо раздевать девочку, а другая копаться в сумке. На свет было извлечено воздушное розовое платьице в воланах и оборках и белые туфельки. Женщины переодевали ребенка для селфи на обрыве!
                *              *                *

    На обратном пути я увидела молодящуюся женщину, сильно замерзшую в шифоновой кофточке,  и почему-то одну. Напротив  меня  сидела пара среднего возраста. Женщина все старалась сфотографировать себя на фоне мелькавших мимо скал  и  приговаривала, обращаясь к мужчине: «Ты уже отправил фотки? И я сейчас…Он будет в шоке! Так классно получилась! Он точно будет в шоке!»

    У ущелья  удивительная история. Оно и сегодня может рассказать о себе много интересного и необычного – надо только захотеть увидеть и услышать, подумать и понять. Но люди в большинстве своем  спешат мимо застывшей вечности, мрачно наблюдающей за ними  черными провалами вымытых водой глазниц. Обоюдное пренебрежение. Зато какие фотки будут в одноклассниках!