Встрёлки 2

Рауфа Кариева
Встрёлки. Стрелки. Встречи.
Это особые фантазийные сказы о встречах живых людей с покойниками.
Только для взрослых. 21+
Часть вторая
Тексты составлены по материалам книги Д.К Зеленина
«Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки».
Москва, Издательство «ИНДРИК», 1995
Ерь
В некоторых местностях считалось, что все умершие люди, которые не прожили полные 70 лет, превращаются в духов под именем «ерь».
Ери шумят и поют, как люди. Живут в той же местности, где жили в образе человека до его смерти.
 Ери злятся на живых людей. И если человек умер от какой-то болезни, то, превратившись в еря, он способен эту же болезнь насылать на живых.
Если ерь поселяется в жилище людей, то его изгоняют особым способом, при помощи колдуна или шамана.
Уор
Те ери, которые были людьми в молодом и сильном возрасте, в полном расцвете сил, представляют собой особую касту  под названием «уор».
Уоры особенно злые, так как не успели пожить, как старики, и уже были достаточно разумными, не как дети.
Старики и дети, а также больные и ущербные люди, инвалиды, слабохарактерные и спокойные при жизни,  уорами не становятся и особо злыми тоже не становятся.
Другое дело уоры. Вот они наиболее опасны для людей.
В какого именно духа превратится человек после насильственной, неестественной смерти, и будет ли он злобным или нет, и сколько времени он будет скитаться по земле, не находя покоя, зависит только от качеств души человека при жизни.
Серая птица с красным клювом
В некоторых регионах люди были уверены, что если убит их соплеменник, член семьи, рода, и не был отомщен, то над их селением будет летать
серая птица с красным клювом. Она будет страшно, истошно кричать и требовать отомщения. Если мести не произойдет, то птица превратится в злобного духа. И он начнет вредить своей семье или роду до тех пор, пока не погубит его. И это несмотря на то, что все же это его бывшие родственники.
Гибель рода может произойти и от убитого членами этой семьи чужеродца. Он тоже может стать такой серой птицей.
Сухая беда
Так называется  своеобразный старинный способ мести.  Кровно обиженный кем-либо человек лишал себя жизни через повешенье на воротах двора своего обидчика.
Естественно, хозяин дома, скорее всего, видел это до прибытия властей,  быстро снимал покойника, и подкидывал его в другой двор, чтобы насолить своему другому врагу. Тот тоже мог успеть этого покойника отнести еще кому-то.
Много лет и даже веков прошло с тех пор, как месть «сухая беда» практиковался, но в иносказательном смысле это словосочетание используется  и сегодня. Словами «сухая беда» называют поведение людей, которые хотят взвалить свою вину на другого. «Сухая беда» - это синоним словосочетания «перевести стрелки» или «найти стрелочника».
Да, обычай «сухая беда» - это очень древний и забытый обычай. Но у него был глубокий смысл.
Потому что  боялись-то не  властей, а злого духа, в который превратился этот «вишальник» в момент смерти.
Хоть сколько таскай труп по чужим дворам и пытайся на кого-то вину свалить, но злой дух во время повешенья обиженного поселяется именно у обидчика. Дух не обманешь человеческими манипуляциями.
И это была страшная месть. Дух умершего доводил виновника до такого бедствия, что во время его жизни не было возможным ни при каких обстоятельствах.
Это была очень жуткая месть. Удавившийся на дворе своего обидчика человек поселялся в семье обидчика и постоянно там бродил в виде страшного загробного гостя.
И теперь-то даже самый трусливый и смирный человек отрывался что называется по полной. Он был теперь способен уничтожить обидчика и его семью, и ничто их не могло защитить: ни богатство, ни власть, ни влияние, ни правоохранительные органы.
Как нужно хоронить заложных покойников
В некоторых областях считалось, что повесившемуся надо отрезать голову. Тогда он не будет приходить из могилы.
Часто делали так. У трупа самоубийцы (повесившегося) отрубали  голову и, положив ее между ног покойника, зарывали его на месте смерти.
В других областях удавившихся зарывали на горе между двумя елями, поворачивая трупы лицом в землю.
Гроб с телом самоубийцы относили обыкновенно в какое-либо болотистое место или в лес, если он близко, где при дороге и зарывали. Старались сделать это подальше от деревни.
Почти везде считали, что заложного желательно хоронить на месте его смерти.
И. А. Гончаров увековечил в своем романе «Обрыв» (ч. I, гл. 10) симбирский обрыв, о коем «осталось печальное предание в Малиновке и во всем околотке: там, на дне его, среди кустов, убил за неверность жену и соперника и тут же сам зарезался один ревнивый муж, портной из города. Самоубийцу тут и зарыли, на месте преступления».
В поздние десятилетия позапрошлого века власти стали запрещать  хоронить заложных покойников на месте их несчастной смерти. И новые законоположения требовали обычного погребения их на общих кладбищах.
Однако народ сопротивлялся изо всех сил. Старались избегать захоронений заложных  на общих кладбищах. Возникали трения с властями.
Почему для захоронения самоубийц использовали перекрестки
Перекрестки путей или раздорожья повсюду считались в народе местопребыванием нечистой силы. Но заложных покойников естественнее всего хоронить именно там, где пребывает нечистая сила, так как и сами заложные относятся к низшим представителям нечистой силы или, по крайней мере, находятся в ее власти.
Для прочих разрядов заложных покойников, помимо самоубийц, преимущественными местами погребения оказываются: болота, пруды, озера, мочажины и овраги.
Провалы в земле
Еще  одно место погребения заложных - это  провалы под землю, которые считаются наилучшими могилами для колдунов: оттуда уже им возврата на землю нет.
Перед смертью колдуны даже завещали своим преемникам: найти  в поле дерево, выкопать вместе с корнем,  и чтобы там образовалась глубокая яма, и в ней похоронить. Желательно, чтобы дерево было старым и уже засыхающим. После погружения покойного колдуна в ту яму, нужно все закопать и поверх посадить новое молодое дерево.
Причины, по которым народ не хотел хоронить заложных на обычных кладбищах

1. Закапывание таких покойников в землю ведет за собою, по народному мнению, неблагоприятные для произрастания хлебов климатические явления.
2. На кладбищах лежат несколько поколений предков, умерших естественной смертью. И принести туда труп заложного, который уже поступил в услужение к нечистой силе, это как в дом свой ворога пустить. Если, бывало, власти заставляли  похоронить  заложного на общем «чистом» кладбище, и вдруг случался мор, эпидемия, неурожай или еще какие бедствия, разгневанные люди шли на кладбище  и выкапывали таких покойников, и относили на болота.
3. Также люди были уверены, что, если наступила засуха, то причиной был -  точно -  похороненный обычным способом опойца. Покойника, умершего от злоупотребления спиртным, выкапывали  и топили в озере или болоте. Утопленные опойцы  уже не причиняли засух. При жизни себя топили в вине, а после смерти их утопили в воде.
4. Властям приходилось в этом вопросе идти на уступки. Был разрешен и практиковался особенный способ погребения заложных покойников, который известен под именем «погребения в убогом доме».
Убогий дом
Убогие дома  - это большие и глубокие ямы, иногда имевшие над собою сараи. В эти ямы клали тела и оставляли их не засыпанными землей.
Убогие дома, или божедомы, или божедомки и скудельницы, находились вне городов и поселков, на вспольях.
В эти ямы складывали тела людей, умиравших несчастными и внезапными смертями, — удавленников, утопленников, замерзших, вообще самоубийц и умиравших одночасно на дорогах и на полях.
Один раз в год люди приходили туда с кутьей и свечами. Проводили общую панихиду. После панихиды пришедшие провожать скудельницы люди  засыпали яму с телами землей  и рядом выкапывали новую.
Избавление от засухи
Если засуха губит посевы и скот, а люди не знают, где опойца похоронен, то ищут. Старики говорят, надо обязательно найти. Когда могилу опойцы находят, то трупу отрезают ноги. Это если  негде его утопить – озеро и болото уже высохли.
Если опойцу негде было утопить, то хоронили в  глухом лесном  овраге.
Лишь бы не на общем кладбище! Не то будут засухи и неурожаи.
1800 год. В селе Затрачном, что у Волги, началась засуха и неурожай. Стали искать могилу местного опойцы. Нашли и начали копать, чтобы труп в реку сбросить. Но когда разрыли могилу, то увидели только яму глубоченную, а в ней никого не оказалось: покойник провалился в преисподнюю. Дна ямы достать не могли самыми длинными веревками. Могилу не зарыли – все испугались зияющей черной бездны, и разбежались. Но очевидцы потом рассказывали, что по ночам из этой ямы выскакивали необычно большие черные волки и разбегались в разные стороны.
1890 год.  В одной деревне Веринославской губернии удавилась женщина. Родные похоронили ее около кладбища, хотя и без обряда. Народ был против.
Хотели было отрыть покойницу, но власти не позволили. Вскоре после этого приснился одной местной женщине сон: удавившаяся будто бы просила у ней воды напиться. И так три ночи подряд.
Жители села решили ночью тайно отрыть покойницу.
Достали женщину  из могилы  и вылили на нее три бочки воды. Потом в реке утопили. И засуха не случилась.
В селе Митрофановке Борисовского уезда  в 1899 году повесился местный крестьянин. Его похоронили, по распоряжению начальства, с  обрядом, на общем сельском кладбище. Старики сразу сказали: «Если неестественно умершего похоронят на общем кладбище, то дождей летом в этой местности не жди. От бездожия надо обливать могилу».
И все лето крестьяне этой деревни втихую, по ночам, обильно поливали могилу водой.
Жители деревни Яккот близ Нислана приписали бездождие 1867 года похороненному у них на кладбище человеку, у которого при жизни имелся хвост.
Раскопали его могилу на 2 метра, залили ее водой. Помогло.
В местечке Кукове Сароянской губернии в 1796 году вырыли из могилы тело повесившейся крестьянки, считавшейся знахаркой, и сожгли кости ее вместе с гробом, с целью избавления от засухи.
А в соседнем селе всех ведьм народ хоронил в могилах, полностью заполненных водой.
Народ знал, что вода составляет для душ всех умерших труднопреодолимое препятствие. Опасного покойника естественно поэтому хоронить в воде: он не скоро оттуда выберется, чтобы возвратиться домой и повредить там кому-либо из живых. Потому и поступали с покойниками именно так.
Объяснение о необычном холоде
Так объясняли необычные холода, особенно весенние и летние: значит, где-то лежит «неубранный утоплый».
Считалось, что причиной  холодных ветров служит захоронение в землю утопленника.
 Закапывание заложных покойников в чистую землю влечет за собою вредные для произрастания хлебов весенние заморозки.
Земля чиста и ничего нечистого в себя не допускает. Действующая на земле нечистая сила обитает отнюдь не в земле, а в стоячих водах (озерах, болотах и т. п.) и под землей. Заложные покойники находятся в полном распоряжении у нечистой силы, а потому и сами в высшей степени нечисты. Закапывать такую нечисть в землю — значит оскорблять эту последнюю. Земля  рассердится и выразит свой гнев в том, что будет холодная весна.
Убитые громом
Конечно, между убитыми громом и прочими заложными покойниками есть существенная разница. Внезапная смерть пораженного молнией у одних народов приписывается силе высшей, небесной, поэтому убитый громом почитается, словно как бы избранный небом. Но другие народы на это смотрят совсем иначе: молнией поражается только тот, в котором поселилась нечистая сила.
Благодарные покойники
 В благодарность за похороны заложные покойники порой  оказывают  похоронившим их большие услуги. Иногда это просто подарки, например, кони, а часто это указание, где искать клад.
Рассказывали, что человек нашел в камышах у реки покойника и похоронил его с уважением. И ему открылись знания, где искать клад. Во сне. Покойник ему приснился и сказал: «Спасибо, что похоронил меня, убитого. А то меня вороны клевали  и дождь меня омывал холодной водой. Ищи клад там-то и там-то».  Человек клад нашел и разбогател.
Поминовение пропавших без вести или казненных, которое проводилось в Убогих домах один раз в год, также приводило к благодарности. Рассказывали, что участникам панихид и захоронений снились покойники и давали добрые советы.
Водяная мать
Она обитает в больших и малых реках.
Водяная мать  является людям причесывающей свои длинные волосы. Иногда она забывает свой золотой или серебряный гребень на берегу, и приходит за ним к тому, кто взял этот гребень. Если человек ей попадется в руки, то она уже его не отпустит. Ловит она людей вечером, когда они купаются; может схватить человека также и днем и утащить на дно. Питается водяная мать человеческим мясом, поэтому внушает людям большой страх. Если ее умилостивить, то в некоторых случаях она может быть и доброй.
Шурали
Это родственницы лешего.
Шурали имеют очень большие, длинные, спускающиеся ниже пояса, груди, из которых одну они закидывают на правое плечо, а другую — на левое.
Встреченных в лесу путников-мужчин  они защекочивают до смерти. Избежать этого можно лишь наотрез отказываясь от предлагаемой игры в «щекотание».
Шурали -  это умершие незаконнорожденные дети, а также дети, проклятые родителями, главным образом еще до своего рождения. Живут они в озерах и болотах, спят всю зиму и питаются сыростью. Эти существа очень безобразны, злы и стараются как можно больше повредить человеку: сделать пьяницей, самоубийцей, свести его с ума и т. п.
Полудницы
Полудница — это полевой дух, представляемый в виде высокой девицы, одетой в белую и красивую  одежду; она стережет хлеб в поле и в полдень бывает видима на межах. Появление в полдень и дало название этому духу.
 Полудница - это хранительница поля. Если поле с рожью -  тогда ее называли  Ржицей.
 Она вызывает головную боль у людей во время жатвы. Она же заманивает в рожь малых ребят и заставляет их долго блуждать там.
Во время цветения ржи нельзя в полдень выходить в поле, а также в этот период нельзя полоскать белье в реке. Полудница рассердится.
В такие дни в полдень все сидели тихо в избах, выжидали время.
Если же кого полудница застанет в поле, тот должен в течение целого часа рассказывать ей об одном и том же; в противном случае полудница отрежет человеку голову или убьет как-нибудь иначе. Но чаще все же сворачивает голову.
Те, кто выживал после встречи с полудницей, становились хромыми. Дети не выживали никогда.
Гороховая кикимора
Живет на гороховище (там, где посажен горох). Выглядит как старуха в отрепье. Со всколоченными волосами.
У нее в руках огромная сковорода. Люди видели. Кого поймает гороховая кикимора на чужом поле, того и изжарит на своей огромной сковороде.
Такие кикиморы могут жить на огородах. Как правило, они их охраняют урожай  от краж. Эти кикиморы тоже полудницы, поэтому в старину никто не выходил на огороды в полдень. Кто выходил – видели здоровенную бабу в шубе навыворот. Может треснуть по башке.
Шишига
Шишига - это бес, злой дух.
Рыбак  однажды пошел на озеро порыбачить, и увидел шишигу, которая сидела на кочке и заплетала свои волосы в косы. Шишига, заметив мужика, нырнула в воду, а гребень, которым чесала свои волосы, оставила на кочке. Рыбак подплыл к кочке на лодке, взял гребень и принес его к себе в избу. В тот же день лишь только смерклось и все семейство рыбака улеглось спать, послышалось постукиванье в дверь и голос шишиги, жалобно умолявшей рыбака возвратить ей гребень. Рыбак отворил окно и выбросил гребень, -  схватила его проворная шишига и исчезла.
Водяной космат
Это водяной, часто он муж русалки. В основном живет в воде. Но может и выходить из нее.
 Русалки
Это девушки-утопленницы или девушки, умершие до замужества. Они очень красивы, с зелеными распущенными волосами, живут в подводных дворцах.
Русалкам  свойственна нагота; они мертвенно-бледны.
Часто русалки могут быть женами леших, почему иногда и зовутся в народе «лешихами» и «лешачихами». Единство оберега (чеснока) от русалок и от лешего - это доказательство большого сходства между двумя этими представителями нечистой силы. Сходство русалок с водяными еще явственнее: русалки очень часто живут в воде и как правило являются  женами водяных.
Бывают и старые русалки. Они очень некрасивые. Это  злые женщины, имевшие при жизни сношения с нечистым духом. Но за измену ему, за их ветреный нрав и за любовь к земным мужчинам, злой дух осудил их сидеть на дне озер и болот.
Вот как русалку, или водяную чертовку, увидел один крестьянин, когда та у бани на плотках колотила платье: «баба большого роста, голая; титьки большущие, до пупка висят, волосы чернеющие до самых пят; увидев, захлопала в ладоши и бух прямо в пруд».
Русалок нельзя признать определенно духами водными, или лесными, или полевыми. Так как бывают русалки водные, лесные и полевые. И есть русалки, которые могут жить везде. И менять свое место жительства.
Чаще всего это пропавшие без вести девицы. А также утопленницы.
Морские русалки
Они живут в море, вид их такой: до пояса женщина, а дальше рыбий хвост: они иногда выходят из воды и поют приятными голосами, так, что наши люди слушают, учатся у них пению, от них взяли и ноты. Иногда они плачут. Увидев человека, спрашивают, скоро ли свет окончится. Если человек скажет, что еще не скоро, то заплачут и уйдут в воду. Между ними есть и мужчины, но поют только женщины.
Русалки-лихорадки
Это русалки с распущенными длинными волосами, в белых рубашках, и они специально пугают людей; кого пугали, с теми случалась лихорадка. Внешность у них соблазнительная. Умеют напускать чары.
Но бывают злые, худые, безобразные и простоволосые (с распущенными волосами) существа, в других случаях старые старухи, которые ходят в лаптях, с палкою и стучат по ночам в окно клюкою: кто отзовется на их стук, к тем они и „пристают".
Подобно русалкам, сестры-лихорадки  - это  девицы и женщины. Они бывают красавицами и безобразными, молодыми и старыми.  Всегда и все -  с распущенными волосами, нагие или в одних белых рубашках. Живут в воде или у воды, в реках, болотах и лесах; сидят на ветвях; нападают на людей и ловят их,  а также прельщают, называя по имени, целуя и обнимая; лихорадки сладострастны; способны к оборотничеству и принадлежат к нечистой силе.
Народ представлял лихорадок (разные виды этой болезни  считаются особыми болезнями) в виде женщин.
У каждой сестры-лихорадки разное проявление.
Вот что про них известно: «Одна отбивает от еды, другая гонит сон, третья сосет кровь, четвертая тянет жилы и пр.».
По другим сведениям, «каждая из них терпит и сама то или другое страдание: одна вечно дрожит от холода, другая постоянно мечется в жару, третья корчится от ломоты в костях и т. д. Называются они и по именам: Ломиха, Огниха, Трясовица, Желтяница, Горчиха, Бессониха и др. Почти всегда сестер-лихорадок 12, но иногда число их доходит до 40. Во главе всех сестер стоит главная, старшая лихорадка. Она самая страшная, злая и опасная.
Живут сестры то на море, то в реках: и болотах, а иногда в ущельях гор, или летают по воздуху. Во главе всех лихорадок стоит старшая, которая управляет всеми остальными, и те исполняют ее приказания.  Иногда они прямо накидываются на людей, кто только попадется им под руку; в других случаях называют по имени и нападают только на тех, кто отзовется на их зов, „забирают" и таких, кто матерится и плюётся. Иногда они стараются передать болезнь через свой поцелуй, а иногда оборачиваются мухой или соринкой и попадают в пищу: кто не догадается их вынуть и проглотит, заболеет лихорадкой.  Если, увидев лихорадку, представившуюся женщиной, ударить наотмашь, то она „отстанет". Каждая из лихорадок чего-нибудь боится, и каждую можно выжить известными средствами, действительными только против нее одной».
«Лихорадки живут в воде или около нее, зимой же ищут приюта в теплых избах. Все они сладострастны, любят хорошо покушать, понежиться, но в то же время легковерны, недальновидны, трусливы и брезгливы. Движимые сладострастием, лихорадки стараются уловить в свои сети всякого неосторожного человека, который бывает часто у воды или в воде или спит на земле, пригретый солнышком. Чаще всего они преследуют человека весной, когда он, обрадовавшись теплу, разгуливает всюду. Облюбовав сонного человека, лихорадка обыкновенно его целует, что и обозначается появлением на губах заболевшего мелких пузырьков (герпес); затем время от времени она заключает избранника в свои объятия».
Лихорадка сидит весною на дне рек и ловит купающихся, а потому купаться ранней весной нельзя.
Обереги от лихорадок: ударить её наотмашь, а также  трава полынь. И хорошее поведение в жизни и быту.
Жертвенные приношения
Во многих областях практиковали жертвенные приношения для  умерших детей, преждевременно родившихся, недоносков, выкидышей. Для этого наливали мёд в мисочку и относили ее на перекресток дорог. Также некоторые матери угощали  соседских детей варениками, пампушками и проч.
Эти приношения являлись задабриванием и успокоением для неупокоенных душ.
Особенно важно было угощать  за русалок. Эти мятежные  заложные покойницы отличаются мстительностью. Попробуй не угости за нее, будет охотиться: кого в воду утащит, кого в лесу насмерть защекочет.
Строго следят русалки за жертвоприношениями. Успокаиваются только, если каждый хозяин на своем поле положит по куску свежего хлеба.
Чтобы русалки скот не пугали, хозяйки разбрызгивали молоко по пути следования скота к водопою или на пастбище.
Русалки любят еще, кроме хлеба и мёда, блины, ткани, пряжу, полотенца и женскую одежду. Все это люди  старались оставлять на могиле утопленниц.
Когда терялась корова, ходили ворожить. Если ворожея указывала, что скотинку увела русалка, то делали «относ». Для этого плели новые лапти, разрывали новую женскую рубаху на онучи, все это, вместе с хлебом и солью, завязывали в чистый белый платок, перевязывали красной лентой и относили в лес на перекресток тропинок.  Узелок клали у дерева, кланялись на 4 стороны и громко обращались к русалке с просьбой вернуть корову. Почти во всех случаях корову русалка возвращала.
Лапти с онучами часто дарили водяному. Чтобы помогал рыбакам ловить рыбу. Помогало.
Когда в лес ходили, всегда с собой лишний платок брали. При встрече с русалкой рекомендовалось платок ей кинуть. И убегать. Многие так спасались.
Еще незамужние девушки плели венки. Приходили в лес, развешивали венки на деревьях и просили русалок помочь найти хорошего жениха. У какой девушки венок был самый богатый и искусно сделанный, той доставался первый парень на деревне.
В отдельных областях, где были огромные водоемы, люди знали, что русалки массово выходят из воды весной и живут в лесах до осени. И чтобы они не вредили людям в лесу, в глубокой чаще на толстых деревьях им сооружали качели. Пусть себе качаются и лишний раз к людям не пристают.
А еще говорили русалкам прибаутки. Например: «Русалка, царица, Красная девица, Не загуби душки, Не дай удавиться, А мы тебе кланяемся».
Отличия чистых и нечистых покойников
В старину считали, что все  мертвые зимой спят. А весной пробуждаются.
Чистые покойники, предки родов, начинают помогать живущим потомкам и помогают им во время летних забот и работ.
Усопшие чистые предки в еде земной не нуждаются, а только в молитвах. Одежды им хватает той, что надели на них на похороны. Им не нужно веселье в их честь и в качестве поминовения.
Просыпаются весной  и заложные, нечистые покойники. И начинают всем живым вредить. Заложные покойники отличаются от  прочих умерших:
они доживают свою земную жизнь, поэтому нуждаются в земной еде, одежде, развлечениях и они злятся на живых, стараясь им навредить.
Вот почему заложных желательно пораньше и подальше спровадить от местожительства живых людей.
Заложные покойники, сохраняя свой земной нрав, испытывают весной потребность в обычных весенних увеселениях деревенской молодежи; если им этих увеселений не предложить, то они будут тосковать и мстить. Поэтому заложных покойников в старину поминали в очень веселом виде – песнями и плясками.
Польза веселья для заложных покойников
Рассказывали такой случай. Погибли на войне три богатыря. И земля их не принимала. Похоронят их люди с почестями, а они на следующее утро опять на поверхности лежат. И так уже много раз.
Шел как-то путник, увидел богатырей. И они слезно пожаловались путнику. Что, мол, никак не могут упокоиться. Умерли, а продолжают тут лежать и в небо глядеть. Обещали богатыри человеку награду, если сумеет их похоронить.
Путник согласился помочь. Пришел в город и посоветовал старейшинам выкатить из закромов 40 бочек вина. Собрали толпу и пошли к месту захоронения богатырей, и катили с собой бочки. Пили, пели, плясали, кричали, дудели, свистели, дрались. И так пока все сорок бочек не осушили. После этого богатырей похоронили и больше они из могил не вышли. Упокоились.
И тут выяснилось, что путнику, который такой план предложил, наследство перепало. Кони, много серебра и красивый дом.
Куклы как обереги от заложных покойников и нечистой силы
Глиняные  и деревянные куклы, как символ (образ) человека,  приносились некогда в жертву, для предохранения от болезней. Например, при некоторых болезнях бросали на перекрестки трех дорог деревянную куклу, со словами: «не меня ешь, не грызи! ешь это!». Если болезнь напустил заложный покойник, то она точно перейдет на куклу и человек выздоровеет.
Хорошим поминовением заложных покойников, способствующим их успокоению и отвращению от нечистой силы, считалось изготовление и продажа на больших ярмарках детских  игрушек, особенно  свистков разных сортов, кукол и статуэток.  Особенно полезно в эти свистки свистеть. Нужно было, в качестве поминовения, чтобы был крик и шум, а дети бы целый день бросали и катали глиняные «шарыши» (шары), а также свистели в дудки, палили из пищалей и т. п. Сосновые пищали, берестяные и глиняные дудки и рожки, деревянные волынки, глиняные шары и другие детские игрушки в старину во множестве продавались на кладбищах.  Также устраивали свист-пересвист на полях, где в войну были большие кровопролития.
Вообще, считалось, что свист  - это мощный оберег от нечистой силы. В лесу как душа твоя похолодела – значит почуяла нежить – начинай свистеть. Но недолго. Леший не любит свиста. У него от него уши болят. Посвисти немного и утекай быстрей.
Русалки
Заложные покойники - женщины, превращаются, по общенародному поверью, в русалок.
Русалки  - это женщины и дети, умершие преждевременно несчастною смертью.
Русалки (лоскотовки, от слова лоскочут -щекочут) в первую очередь - это утопленницы-девицы, а также умершие дети (мавки), преждевременно родившиеся, недоноски, выкидыши.
Мавки - это русалки, живущие на горных вершинах, а также в лесах. Они любят качаться на ветвях деревьев.
Утопленницы становятся женами водяных, которые старшинствуют вообще над русалками.
Нечистая сила, живущая в воде, всегда приглядывается к купальщицам. И выбирает, какую утопить.
Речную русалку можно отличить по длинным зеленым волосам, с которых беспрерывно струится вода.
Русалками становятся также девицы не утонувшие, а просто умершие до назначенного венчания.
В русалку может обратиться большая грешница, внезапно скончавшаяся. Самоубийцы, проклятые родителями и без вести пропавшие  также становятся русалками.
Всех, кого защекотали лесные русалки, тоже становятся русалками.
Когда во время войны происходят массовые утопления кораблей, то все люди с него – женщины, мужчины, дети и старики – все превращаются в русалок. В море у них у всех вместо ног вырастают рыбьи хвосты. Если таких скапливается много, то они могут останавливать корабли, и задавать разные вопросы.
Если ответ им нравится, то  радуются; в противном же случае с досады топят корабли.
Лесные русалки
Вот какое описание давали люди, которые видели лесных русалок:
«Это  молодые существа женского пола, ходят голые, без обуви и без покрова на голове. Тело у них белое как снег; лицо светлое, как восходящая луна; волосы красновато-светлые и длинными локонами расстилаются по плечам. Они легки, как пух, быстро перебегают от дерева к дереву, перескакивают с ветви на ветвь и, качаясь на ветвях, чистым и нежным голосом альта зовут подруг: „Кума, кума! Приходи!"»
А еще рассказывали про русалок такое:
«Девок и молодых женщин русалки не любят и, когда увидят какую в лесу, нападают на нее, срывают одежду и ветвями прогоняют из леса. Но мужчин с хохотом окружают, рвут одежды, пока совершенно не сделают голыми, потом сзади хватают под мышки, щекотанием приводят их в хохот и щекотят до тех пор, пока они не падают в обморок. Тогда, осыпая их поцелуями, берут на руки и невидимками приносят в дом и полагают на их постели, а женатого — к жене под бок».
Стариков же и старух русалки не любят и прячутся; им доводится слышать только голоса русалок и видеть, как ветви колеблются под ними, когда они качаются.
Рассказывали такое:
«Одному из отважных молодых людей сильно захотелось увидеть русалок. Чтобы избежать щекотания их, ему посоветовали обратиться наперед к знахарю. Вот какой рецепт дал ему знахарь: „Когда настанет ночь и все лягут спать, и ты ляжь на своей постели и не спи, пока все не заснут. Когда все захрапят, ты поднимись, разденься догола и надень два оберега: один на грудь, другой на спину. Русалки оттого нападают сзади, а не спереди, что боятся оберега на груди; а как у тебя будет висеть оберег и на спине, и притом ты будешь гол, то они будут играть с тобой, но до тебя не коснутся". Парень строго выполнил наставления знахаря. Он лег первый и притворился спящим; когда полегло все семейство и заснуло, он — долой с себя рубашку, надел два оберега, так что один висел на груди, другой — на спине, и шмыг из дому — через огород, конопляник, ниву — духом перелетел в лес. Смотрит: множество русалок! Одни качаются по ветвям, другие водят хороводы, иные поют, хохочут. Они все были голые. Тела их были белы как снег; лица сияли, как полная луна; волосы светло-огненные кудрями падали по плечам. Парень остолбенел от страха и восторга. Долго он любовался красотою русалок, грациозными движениями, приятными и звонкими голосами и неподдельным восторгом и веселием их. Вдруг русалки затихли и стали неподвижны. Они почуяли дух человека и, взглянув в ту сторону, где стоял парень, вдруг бросились к нему с хохотом и рукоплесканиями и окружили его. Каждая хотела обнимать и целовать парня, но руки и губы не прикасались к нему. Каждая забегала назад и старалась схватить под мышки, чтобы щекотанием расположить его к хохоту и веселью; но опять руки их не прикасались к парню. Тогда парень ободрился; он сам начал играть с ними, старался схватить которую-нибудь, но руки его не прикасались к ней. Он пел и плясал с русалками целую ночь. К утру они заманили парня в кусты — на густую и высокую траву и стали качаться по траве. Им последовал и парень. Но вдруг оберег, висевший на спине, упал с него. Русалки схватили его сзади под мышки и начали щекотать. Он хохотал до тех пор, пока не потерял сознание. Тогда чуялось ему, что русалки положили его на ветви и понесли его молча. Вынесли из лесу; вот несут его через ниву, конопляник, двор, внесли в избу и, надев на него рубашку и порты, кладут на постелю. Затем уходят и уносят ветви. Парню все еще слышался вдали хохот и песни русалок. Наконец он заснул глубоким сном. Его едва мог разбудить отец криком: „Покуда ты будешь дрыхнуть? вставай! уж солнце взошло!"».
Об этой ночи парня у русалок знали и рассказывали многие и многие люди.
Где спят русалки
Одни говорят, что они поднимаются вверх и спят на облаках; другие думают, что они скрываются под землею и спят там остальное время года; а иные думают, будто они переселяются в реки.
Но по большей части люди знали, что в воде рек живет Водяной, который принимает в свои объятия всякого утопленника и задерживает его, не давая ему жить на воздухе... Говорили еще, будто русалки, оставив лес, долго еще остаются на нивах и безмолвно катаются в волнах нивы. Но это ложь: на полях есть Полевой. А также Полудницы.
Встреча Степана с русалкой
Жил в деревне парень-весельчак. Но после встречи с лесной русалкой он стал другим. Грустным, печальным. А потом спился и сгинул.
А дело было так. Заблудился Степан в лесу.
Стало темнеть. Пришлось прикорнуть под кустом.
Среди ночи парень проснулся и увидел на соседнем дереве девушку. Она качалась на ветвях, ласково смотрела и смеялась.
А месяц-то светил сильно, все было видно.
Девушка звала парня по имени. Нежным голосом.  А сама вся такая милая, красивая, светленькая, беленькая. Легкая как птичка.
Смеется и рукой зазывает.
Степан обомлел. Руки-ноги как каменные стали. Понимает, что не человек эта девушка.
Вроде хочет парень  по зову русалки идти, да душа не пускает.
И тут русалка, поняв, что Степан не идет на ее зов, вдруг разрыдалась. Плакала сильно, навзрыд, и своими волосами, которые вдруг стали зеленоватого оттенка, утиралась.
Степан спросил русалку: «Чего ты, лесное зелье, плачешь?» А она отвечала: «Хочу, чтоб ты со мной остался навсегда, а ты не соглашаешься. Но так знай, я буду по тебе скучать, но и тебе свет мил не будет». И пропала.
Степан легко из леса вышел, но более никогда не был весел, как прежде. Испортила его душу русалка, погубила.
Женщины-самоубийцы
Как покончит с собой какая девушка или женщина, так попадает под власть нечистой силы мгновенно.
Ставят для нее бесы огромный котел. В него неведомые зелья бросают, тщательно кипятят. И туда грешную покойницу окунают. Долго варят.
А на следующий день вынимают ее из котла необыкновенной красавицей, очень юной и потерявшей свой земной облик. И в таком очаровательном виде ей век вековать и молодых людей с прямой дорожки сбивать и губить. По заданию бесов зловредных.
Мается целый век такая красотка, не может покоя обрести,  бродит по лесу, или в реке плавает. И будет ей совсем худо, если не станет губить живых людей.
Спят русалки на дне реки  под корягами, или в лесу в дупле старого дуба.
Навещают по ночам поселения людей. Очень скучают по земной жизни. Потому крадут белье, пряжу, малых деток без присмотра.
 Русалки ненавидят женщин и прельщают мужчин. Ни один мужчина не может устоять против ослепительной их красоты и при первом взгляде влюбляется. А это означает неминуемую гибель.
1899 год. Крестьянский парень Фрол влюбился в русалку.  Никто не мог помочь избавиться от жгучей страсти. Даже лекари лечили – не помогло.  Десять лет страдал мужик, не знал покоя ни минуты. Устал, истопил печь и влез в нее. Сгорел заживо. Даже пепла не осталось.
Обереги от русалок
Чтобы избавиться от русалок, которые пристали в лесу, надо очертить круг вокруг себя.  Через круг они не переступят.
Рекомендуется в дальний путь брать с собой кочергу. Завидев русалок, нужно вроде как оседлать кочергу и сделать вид, что подъезжаешь на ней. Русалки разбегутся, так как подумают, что это ведьма. Они ее боятся.
Можно отмахиваться от русалок вальком (рубелем), наотмашь.
Можно выкрикивать, сколько клевцов (зубьев) в бороне (5 рядов по четыре), и они тоже отступятся.
Девушкам рекомендуется вплетать в косы траву полынь.
Русалочка Марина
1884 год. Полюбила молодая вдова Марина  парня холостого, а ему родня жениться  на ней не позволила. Девку хорошую просватали и свадьбу сыграли.
А Марина в тот день в Волгу с обрыва бросилась.
Искали и неводом и снастями. Не смогли найти. После пошли слухи, что Марина оборотилась русалкой да по вечерам  выходит на берег. Сядет на огрудок (груду мелких камней) или на конец плота и все моет голову да расчесывает свои косы, а сама смотрит на избу, где живет ее любимый с молодой женой.
А потом вдруг застонет и бросится в воду со всего маху. Многие ее видели, даже слышали, как она горько плачет и поет заунывно, любимого зовет по имени.
Услышал парень, что Марина от любви к нему утопилась в Волге, стала русалкой и живет в страшном омуте, и сильно испугался.
Стал бояться рыбачить и к реке не стал ходить, и молодой жене запретил.
А слухи ходили, что русалка Марина не утешается, плачет, зовет любимого, в девушку со своим земным обликом временами превращается и лежит на песке, как только что умерла.
Рыбаки стали рассказывать, как видели в воде лик земной Марины. И просто русалку тоже видели.
Прошло время и парень вдруг к молодой жене охладел. Затосковал, стал скучный, а как стемнеет, к Волге стал ходить. Сидит у берега, песни поет, на воду смотрит.
А потом еще хуже, брал лодку и отплывал подальше от берега. Пел, плакал, Марину звал. Кто мимо проплывал, увидели однажды, как в его лодке русалка сидела. И что они обнимались и целовались там. И пели, и плакали.
Потом парень возвращался на землю, домой.
А на следующий день опять шел к реке.
Так прошел год. И в один вечер парень не вернулся домой. Нашли на реке его пустую лодку.
Молодой жене сон приснился. Муж ее с ней попрощался, сказал, прости, но мне с Мариной на дне реки милее жить. Здесь я остался. Хорошо мне здесь, и с Водяным я теперь дружен. Вместе с ним песни поём. Он мне Марину в жены отдал. Не горюй обо мне. Прощай.
Банный день
Дело было поздней очень сырой и холодной  осенью. Мужик проснулся среди ночи, выглянул в окно и удивился. В конце огорода в его бане светилось окошко и шел дым из трубы.
Была глухая ночь, все члены семьи спали, и потому мужик решил пойти посмотреть, кто это чужой его баню пользует.
Заглянул в окошко и лучше бы не заглядывал, да и вообще лучше бы не просыпался. В его бане мылась дюжина русалок. Они были похожи на обычных женщин, но очень худые и бледные. Волосы у всех до пят, белесые с зеленым оттенком. Груди у всех были огромные, свисали ниже пупа.
Не чуя ног, мужик убежал в дом и еле дождался утра.
Понятно стало человеку, что русалки мерзнут у себя на дне реки. Вот, погреться и помыться пришли.
В  бане утром не было признаков, что в ней ночью кто-то мылся. Но присутствовал явный запах тины и подтухшей рыбы.
Мужик тот баню свою разобрал, бревна сжег, и в другом месте другую баню поставил.
Женитьба на русалке
Народ верил, что  русалку можно вернуть в человеческий облик. Рассказывали, что были в старину такие умельцы. Однажды изловили парни двух русалок, привели к умельцу, и тот обратил их в обычных девушек. А красота русалочья осталась. Парни влюбились и женились на них.
Откуда русалки знали имена заблудившихся в лесу мужчин
Они не знали. Просто выкрикивали популярные мужеские имена для того, чтобы попасть на имя заблудившегося в лесу человека. Пока человек, названный по имени, не откликнется, русалка с ним ничего не поделает. Поэтому в лесу строго настрого запрещалось откликаться по имени.
Опасные русалки
1890 год. «Русалки, имеющие вид то красивых, то безобразных женщин, выходят на берег, заплетают светящиеся в темноте волосы, плетут и украшают головы венками. В это время опасно являться одному на берег реки или озера; особенно если видны движущиеся огоньки и слышна тоскливая песня. Заманят они смельчака игрой бесчисленных огней, увлекут неотразимой силой печальной песни, и он безвозвратно погибнет в болотной трясине или в глубине темных вод. На предсмертные крики его жестокие обитательницы водяного царства будут отвечать злым хохотом».
 «В час, когда вечерняя заря тухнет, из днепровских волн выбегают вереницами погубившие свои души девы; волосы льются с зеленой головы на плечи; вода, звучно журча, бежит с длинных волос на землю, и дева светится сквозь воду, как будто бы сквозь стеклянную рубашку; уста чудно усмехаются, щеки пылают, очи выманивают душу... она сгорела бы от любви, она зацеловала бы... Беги, крещеный человек! Уста ее — лед, постель — холодная вода; она защекочет тебя и утащит в реку» (Н. В. Гоголь. Страшная месть..., гл. 13).
1893 год.  «Русалки живут в воде, но в известное время в году бегают по лесам и по полям. Имеют они вид маленьких девочек, бледных, почти прозрачных, с длинными русыми или зелеными волосами; но иногда показываются на прибрежных вербах в виде небольших зверьков: белок, крыс, или даже в виде лягушек, сидящих на кладочках, где женщины моют белье».
«Русалки любят качаться на ветвях дерев и нападают в лесах и в полях на неопытных девушек и парней. А также нападают и на своих матерей, особливо тогда, когда те не поминают их; напав, лоскочат (щекочут) их до смерти».
«Русалки  - это умершие дети. Живут они в воде и в лесах, где их можно и теперь видеть. Русалки-мальчики имеют короткие, рыжие и курчавые волоса, а русалки-девочки — ровные белые волоса, в виде льняных волокон, и длинные до самой земли. Русалок видят в лесах в виде маленьких детей».
«Русалки живут на дне реки, в великолепных хрустальных чертогах. Ночью, когда взойдет луна, они все выплывают на берег реки, плещутся и поют песни, оглашая окрестность чудными, очаровательными звуками. Звуки эти имеют большую силу: услышавший их непременно подойдет к ним; если русалки заметят пришедшего, то немедленно защекочивают его до смерти. Русалки — это утонувшие во время купанья девушки».
 «Мавки или лоскотницы — не что иное, как черти. Они живут в лесах и являются людям в образе молодых и красивых девушек. Беда тому, кто их встретит: они прежде привлекают внимание встретившегося своею красотою, заводят затем с ним разговор, любезничают и, наконец, свою жертву, увлекшуюся сердечными порывами, защекочивают до смерти. Кроме этого, мавки опасны тем, что иногда отрезывают встретившемуся голову. Мавки — это уворованные дьяволом дети».
Продолжение следует.