Про Италию

Ардавазд Гулиджанян
В начале октября прошлого года я вернулся из Италии. Не отпускает. Я обещал написать. Пишу, а то уже кое-кто подгоняет.

И так 21 день всего, 2 из них прилет-отлет. Примерно каждый 4 день был пляжным, слишком много впечатлений, нужна была передышка и это было понятно заранее. а еще мне солнца в этом году недодали, в Италии добрал - норм. вернулся к себе и в общем спокойно так и к солнцу и к морю. они все еще есть, говорят завтра кончаться.

Тревизо, Местре, Венеция, Лидо, Падуя
Флоренция, Сиенна, Леворно, Сан-Джеменьяно
Рим, Лидо-Аттика
Неаполь, Везувий, Помпеи, Сорренто, Амальфи
Бари.

Почти 1900 км на междугороднем транспорте, 263 км и 276 этажей пешком, , местами очень неровная страна)) Городской транспорт айфон не считает, ну или я не знаю как это делать.

Я так понимаю Италия главная туристическая страна мира, но это не единственный ее доход. Там все работают как-то. Поля, сады, оливковые рощи, виноградники, заводы, фабрики и так далее. Люди куда-то спешат, звонят, вечером выглядят усталыми в транспорте и на улице, любят собираться большими компаниями в питейных заведениях, шумные очень.
Не знаю, как это работает, но есть кафе на три, а то и два столика. Значит это выгодно? Я живу в курортном поселке и знаю, у нас это – не возможно.

В Риме - худшее метро, на котором я ездил. Путанное, бестолковое, не предсказуемое и не одинаковое везде. Но мы передвигались и по стране, и внутри городов на общественном транспорте, весь остальной транспорт очень удобный и понятный, даже если не знать языка, как я.

Я так много всего хотел в этой стране и все это получил. Античность, средневековье, Европу, христианство, искусство, пейзажи, море и т.д. Всего было много, местами очень много. От средневековья я даже устал малость.

Самое гнетущее место это все-таки Колизей, как легко догадаться название от "Колосс", то-есть колоссальный, так получается, вроде. Он и правда такой. Но память о десятках тысяч убитых тут людей, кажется, заставляют воздух на этом месте и по сей день давить на мозг. Мне было там тяжело. интересно их кто-то отпевал после, среди них было очень много ранних христиан? Античность очень красивое время, много чего сохранилось с тех пор, но время было не простое, и не доброе, иногда исторические знание мешают эстетическому восприятию... опять же вера. 

На третий день в Риме я вспомнил о том, как давно забытый мной случайный знакомый, собиравшийся связать свою жизнь с Русской Православной Церковью, рассказывал о  своей поездке в Рим, где он пытался вместить в ограниченное туристическое время посещение все важных для православного римских святынь, залез в интернет и он тут же выдал мне список из семи главных паломнических церквей Рима, который включает в себя:
 четыре великих папских базилики
• Собор Святого Петра
• Базилика Святого Павла за стенами
• Латеранская базилика Святого Иоанна
• Базилика Санта-Мария-Маджоре (Святой Марии
и три малых папских базилики :
• Базилика Святого Лаврентия за стенами
• Базилика Святого Креста в Иерусалиме
• собор Святого Себастьяна за стенами
И мы на один день стали паломниками и все их посетили, добавив к списку и церковь Санта-Мария-ин-Арачели на Капитолийском холме, где нашла покой святая Елена, уж коли был я в Риме с Еленой).
Если добавить к списку храм святого Андрея в Амальфи и Святого Николая в Бари, случайно оказавшихся на пути, неожиданно жадно-историческая и культурно-историческая поездка получилась еще и очень духовной.

В Италии много русских или говорящих на русском языке людей. Местных, туристов, но везде и всегда, куда бы ты не пошел, не поехал, не полез. К русским паломникам отношение лучше, чем к туристам, во всяком случае русский язык в местах паломничества есть, а во всех остальных – нет.
Туристы из России шарахаются от русского языка, как правило, а местные «русские» – нет. Какие-то все приличные, отзывчивые и коммуникабельные люди встречались. Странно, я был рад слышать родную речь. Шарахались от меня. Так что может быть дело не в языке вовсе.)))

Еда в Италии сущее наказание для диабетика.
Панини – это бутерброд, где хлеба в 10 раз больше, чем мяса и всего остального, а пицца открытый жаренный пирожок, где тоже очень мало начинки, а хлеба много.
Да!
Итальянские рестораны в России мне нравятся больше, чем на их Родине. Вообще в стране культ хлеба.
Если ты хочешь супа, мяса или рыбы, это – вкусно, но дорого.
Итальянская еда – это много алкоголя))) Апероль, как правило, с просеко, то есть – шприц, потом макароны, потом пицца и только потом мясо или чего, всё это с вином, потом кофе и\или что-нибудь крепкое, тут есть варианты, ну, и фрукты. Мировое наследие говорят, не материальное.
Средиземноморская диета, худейте дамы))
Лимончелла, все-таки, кайф. Привез с собой бутылочку, с ней и Новый год встретил.

Еще кайф – рынок выходного дня, в субботу. Фрукты дешевые и очень вкусные, везде – на рынке – кассовые аппараты!!! Морепродукты – свежие и тоже очень вкусные. Гребешки, устрицы… купить в соседней овощной лавке лимон и, можно… не отходя далеко от кассы))) но там всего остального тоже полно.

Сушенные помидоры я видел и ел только в двух странах: в Италии и Армении. Сам делать не умею. Грущу от этого. Вещь. Вообще местами Италия очень похожа на Армению, на Грузию и даже на Краснодарский край, только поухоженней, конечно, и более сохранивших свое историческое наследие.
 
Музыка везде итальянская.

Удивили сады с крышей, сеткой их накрывают. Неужели ущерб от птиц больше, чем стоит эта сложная конструкция?
Виноград у них по-другому обрезают, попробую у себя, у меня в этом году был первый урожай. До обрезки еще не добрался.
Море очень соленое.
Самый комфортный город для жизни – Местре.
Самый красивый храм – святого Павла «за городской стеной», в Риме.
Самый фантасический и невероятный город Сиена.
Везувий – просто супер, мы с ним покурили, глядя на море.
Помпеи – я не досмотрел, еще хочу, но там реально можно месяц жить и он будет полон открытий. И - да, для полноты впечатлений в Неаполе есть музей и в нем, много деталей и подробностей.
Дороги на Амальфийском побережье очень красивые и страшные. Ну, у меня проблемы с высотой и обрывами. А вообще... вот чтоб пляжный отдых, это не лучшее место. Пляжи многие там насыпаны, как молы и ведут к ним мостики. Красиво - да, но тесно, многолюдно и пляжей не хватает, реально.
Самая классная башня – Сан-Марко в Венеции. Много чего самого-самого, долго перечислять.
Но Сан-Джеменьяно, надо все-таки упомянуть. Ехали смотреть на тосканские пейзажи. И нагляделись их до отвала, но лучшая галерея современного искусства, потрясающий средневековый городок, живой и веселый, со своими тайными уголками, вкусной едой, кучей людей, к этим пейзажам были прекрасным дополнением.   
А вот Ватикан выбесил.
Особенно музеи. Мало того, что это не музеи, а очень тесный, неприлично людный и заорганизованный до тошноты аттракцион для туристов, так еще после Сикстинской капеллы, если ты не в составе группы, тебя отправляют назад на выход через все музеи, а потом ты обходишь пол Ватикана по улице и стоишь еще одну очередь, в собор Святого Петра. И тебя снова проверяют, просвечивают, мучают. Короче достали.а ведь до собора оставалось несколько десятков метров.

Да, я изучал историю искусств, я знал заранее, что меня ждало в этих музеях, но владелец этих сокровищ занят одним – зарабатыванием денег не самым приличным способом, что для духовного центра мировой церкви не очень к лицу, я бы даже сказал, совсем не к лицу, совсем наоборот вообще.

Какая-то беда в Италии с реками. Они мутные и больные. Даже маленькие, горные речки. Это огорчило. В наших реках, а я живу в похожем климате и ландшафте, в реках можно купаться и ловить рыбу и все такое. Впрочем, рыбаки-таки сидели на берегу и во Флоренции, и в Местре, и других городах.

О!!!
В Италии, подальше от городов, в селах много брошенных домов. Есть прям красивые)

Итальянцы не носят крестов, но в храмы кто-то ходит и молится. Сам видел.

Католики, наверное, визуалы. Все святыни у них за железными решетками. Православным важен тактильный контакт, если кто-то рядом тянется через решетку рукой к святыне – он православный.

И еще, если ты в Италии, то ты либо находишься на площади, в церкви или на улице Сан-Марко или кто-то из них за углом. Сан Марко – это итальянский Ленин,  наверное.))) А ещё может быть его памятник, да.

Как-то так. Клево было и познавательно и... очень треволнительно что ли. Блин, вот Тибр, вот Колизей. Вот Апиева дорога, вот раннехристанские катакомбы, еще с рыбками вместо креста. Вот тосканские пейзажи и т.д. Таких «вот» было не по одному в день. Это знаете ли аж шатало.
Я еще чего-то допишу, может быть даже.
Да! И спасибо жене, она и переводчиком была, и турагентом, и защитила Ватикан от попытки объявить войну)))