de omnibus dubitandum 104. 453

Лев Смельчук
ЧАСТЬ СТО ЧЕТВЕРТАЯ (1881-1883)

Глава 104.453. В ЦЕРКОВЬ ПОШЛА БЫ, ПОМОЛИЛАСЬ…

    «Тетя Паня» все картинки разрисовала Аришеньке. До свадьбы пока на шикарной квартире поживет, с коврами, с лестницами, с богинями, шик какой! А там и во дворец переедет, к законному супругу, будет князей-генералов принимать. А скучно станет, прикатит из Питера Димочка, сейчас… — «Тетя Паня», хочу розовый будуарчик Димочке показать! — для красоток всегда открыто.

    Она проболтала больше часу, выпила коньяку, заставила, и Аришеньку пригубить и приказала быть готовой к восьми часам. Выбрала из «тряпья» что поприличней; из бельишка — потоньше, с прошивочками, — «и дрянь же!» — из платьишек — «голубенькую принцессу», в которой была Аришенька и театре, «сразу барошку одурила». Велела причесаться, перекрестила и простилась до вечера.

    Аришенька осталась в темной спальне. Шептала бессильно, безнадежно,

    — «Ма-тушка…». Призывала матушку Агнию. И вдруг до холодного ужаса постигла, что нет ей выхода. Сжалась и затряслась бессильно, как трясутся запуганные дети. Дрожа губами, призывая зажатым плачем: «Ма-а…тушка!..» — втиснулась в уголок дивана… — и вот, вышла из темноты матушка Агния,  ж и в а я, — «ликом одним явилась».

    Люди точного знания назовут это галлюцинацией, — рассказывал Федор Минаевич. — Аришенька называла это «явлением». Подвижники знают множество таких «явлений», во все времена и у всех народов. Наше подвижничество богато этим даром или       б л а г о д а т ь ю. Факт «явлений» бесспорен, объяснения его различны. Но вот что я вам скажу: в нашей жизни «явлений» таких было четыре. И все — перед переломом жизни. Эти «явления» в ы з ы в а л и с ь…  страстным душевным криком, высоким душевным напряжением, о т т у д а,  из-за нашего предела. У Аришеньки приходили на вскрик сердца, когда казалось, что молитва уже бессильна.

    Явившийся в темноте лик матушки Агнии «чуть светился», но был совершенно ясен, «до ресничек, до жалеющих глаз, усталых, скорбных, по словам Аришеньки, до дыхания на лице моем, легкого веяния, с запахом розового мыла, которым умывалась матушка». Аришенька видела, как шевелились добрые губы, блеклые. Такой, жалеющей, грустно-ласковой, хранилась матушка Агния в ее сердце.

    Бывало, в тяжелые минуты, сердцем она угадывала, что трудно Аришеньке, и ласково окликала: «А ты, сероглазая моя, встала бы да помолилась… и пройдет». И тут, с глазу на глаз, скорбно и ласково смотрела и жалела. Осиянная святым светом, исходившим от явленного лика, вознесенная радостью несказанно играюшего сердца, Аришенька услыхала: «А ты, сероглазая моя… в церковь пошла бы, помолилась… воскресенье завтра!». И стала гаснуть.

    В этот миг Аришенька услыхала благовест: в открытую форточку — открыла «тетя Паня», очень ей было жарко, — по зимнему воздуху ясно доносило, как ударяли ко всенощной в приходе, за поворотом переулка. Воскресенье завтра! А она думала, — пятница сегодня, и хотела еще пойти к вечерне.

    Не было ни страха, ни удивления: только радость несказанно играющего сердца. И было — «будто в той жизни, в обители… а  э т о г о,  страшного, совсем не было». Так объясняла Аришенька: «Будто время перемешалось, ушло назад». Она почувствовала себя такой, как когда жила в матушкиной келье, — чистой, легкой, совсем без думок. Вся осиянная изнутри, как бы неся в себе великое торжество праздника, «как после принятия Святых Тайн», — так писала она в «записке к ближним», — она перекрестилась и пошла умываться.

    Вымыла и лицо, и шею, где целовала  т а,  вымыла до плеч руки, все казалось, что на ней остается  в р а ж е с к о е,  неизъяснимое гадкое. Затеплила лампадку у Казанской и долго смотрела в чудесный лик. Совсем не думала, что куда-то ехать, «будто ничего не было». Сказала мысленно Лику: пойду к всенощной.

    Так кончилось «помрачение бесовское».

    Аришенька надела будничное платье, «чистое». Надела шубку и сказала девочке: «Анюта, пойдем ко всенощной». Девочка была рада, прыгала: «А после с горки кататься будем?». Аришенька позвала старушку: «Прасковеюшка, слушай…  т а  придет, скажешь-Богу ушла молиться. И чтобы больше ко мне не приезжала! Не отпирать, не пускать!..».

    Чувствуя свет в себе, Аришенька теперь знала, куда уйти. Знала выход верный и радостный: где-то в лесном краю устроена батюшкой Варнавой светоносная Иверско-Выксунская обитель для сиротливых дочек. Она пойдет к батюшке Варнаве, откроет ему душу, в ноги ему падет, и он не откажет ей, своей сиротливой дочке.

    Когда говорила она Прасковеюшке, старушка хотела что-то сказать и не сказала. Аришенька повторила: «Так и скажи… и Карпу, чтобы не пускал во двор».

    За всенощной Аришеньке легко молилось. Когда пели «Хвалите Имя Господне» — она сладостно плакала, как когда-то в монастыре. После всенощной зашла посидеть к просвирне. Покойно, благолепно было в уютной горнице, при лампадках, при белых половицах, с дорожками из холстов, как в келье.

    Пахло священно просфорами. Аришенька попросила, не проедет ли с ней просвирня к Сергию-Троице, благословиться у батюшки Варнавы, а расходы она оплатит. Завтра?

    Никак нельзя отлучиться, по храму нужно. И они решили поехать в понедельник. В десятом часу Аришенька попросила проводить ее до дому, и они пошли, трое, похрупывая снежком морозным. Высоко в небе, в кольце, жемчужным серпиком сиял месяц, — чувствовались «святые дни». Сугробы играли голубоватой искрой.

    У ворот повстречали Карпа: стоял — поглядывал. Сказал ласково: «Помолемшись», — открыл калитку и проводил.

    Прасковеюшка доложила, как было дело. Франтиха приезжала на таких лошадях, что диво; все со звоночками, для гуляния. Как сказали, в комнаты  е е  не допустила, хоть и рвалась. Карп, спасибо, стоял, помог. Ругаться стала, никогда и не слыхано. Все кричала: «Не может быть!». Карп, спасибо, помог, сказал: «Вы лучше не шумите, не безобразьте, тут вам не проходной двор, и двугривенных ваших мне не надо».

    Все кричала: «Сама хочу видеть, не может быть!». Прямо не справишься, как хозяйка, шумела-топотала, допытывалась, куда пошли, да в какую-такую церковь. Карп, спасибо, сказал: «В Кремль поехали, много там церквей, а в какую — не сказали».

    Часа не прошло — опять звонится, не воротились ли. Ходил Карп на угол, к Тверскому, видал: ездила все бульваром, сторожила. Он и сказал, осмелился: «Лучше не беспокойте нашу барыню, отъезжайте!». Поехала — зазвонила.

    Аришенька хотела идти в спальню, помолиться, все еще чувствуя в себе свет. Старушка ее остановили: «Хотела давеча вам сказать… простите уж меня, барыня, а скажу…».

    — И она ей сказала все, о чем и не помышляла Аришенька, — рассказывал Федор Минаевич. — Вот и золотошвейка… кажется, уличную жизнь уже знала. Не знала только укрытой грязи, украшенной: не знала, что  т а  возила ее в омут, играла с ней, готовила для себя.

    Простые люди узнали и помогли. Кучер спросил Карпа про Аришеньку: «Давно ваши барышня гуляет?». И начался у них разговор. Карп и узнал, кто она такая, «тетя Паня», так и ахнул. И не решился сказать все Аришеньке, было стыдно. Только наказал старушке, чтобы непременно Ирине Юрьевне сказала, пока не поздно.

    Аришенька, с а м а,  сорвала всю эту паутину — сердцем, внушением
о т т у д а…

    В эту ночь Аришенька хорошо молилась.