Планета Земля стонет от варваров!

Влад Лесной
Друзья!

Есть на свете путешественники, туристы,  экологи, охотники и рыбаки, геологоразведчики и т.д. Все те , кто тесно связан с Природой!
Я из их когорты! Назвать  себя истинным натуралистом-природолюбом не могу- нет достаточного опыта и знаний, как у моего друга (ныне покойного) Александра  Николаевича Пискунова (см. его   книгу "Записки натуралиста" на сайте "Экосистема").
И все же всю свою жизнь исследую родной край, ныне это Юганское Междуречье в ХМАО-Югра. Большой остров между реками Обь и Юганская Обь, с его островами поменьше и обскими протоками, островными  лесами, лугами, болотами, растениями, грибами, птицами и животными. Результат этих постоянных таежно-речных путешествий   электронная книга -двухтомник "Песнь и плач  Матери-Земли", недавно вышедшая в uralizdat.ru!(Готовится к печати и в бумажном варианте).
Плач истязаемой Природы- кто его слышит? Кругом, сдается, слепые и глухие люди, равнодушные к бедам братьев наших меньших и к судьбе самой  больной планеты!

Отступление.

Почти полвека назад Великий Учитель человечества М. с гималайских высот  продиктовал по огненному  мыслепроводу жуткие слова. Они содержатся в книгах "Грани "Агни-Йоги".
Вот они!

1972 г. 339. (Июль 2). Планета больна. Болезнь вызвана нарушением равновесия. И не только в области стихий, но всюду проявлены признаки этого разновесия, и всюду вторгается хаос. Вторгается он и в сознание человеческое, нарушая гармоническое состояние организма; яро неистовствует астрал, толкая людей на всякие крайности. Отсюда и чудовищный рост наркомании и пьянства. Печально видеть, как убивается все живое, хиреет природа. Отравляется, загаживается и оскверняется все, к чему прикасается рука человека. Огромные отвалы ядовитых, отработанных отбросов угрожают омертвить большие площади Земли, не говоря уже о водоемах и реках. Гербициды уничтожают насекомых, принимающих деятельное участие в жизни растений. Так, нарушение гармонического круговорота в природе зашло так далеко, что следствия этого вторжения в ее жизнь отразятся тяжко на всем. Но глухи и слепы люди к пониманию того, что они творят. Видя короткую и явную сторону своих действий, им нужных, другую, длительную по своим следствиям и убийственную по характеру, видеть они не хотят. Принцип «после меня хоть потоп» действует яро. Но сгущаются тучи, и обратный назревает удар. Идет неистовый грабеж, расхищение и уничтожение природных ресурсов, и часто не на строительство и созидание, но на разрушение, убийства и ведение человеконенавистнических войн. Страшные дела делаются под солнцем в надежде на безнаказанность. Но обратный удар назревает.

 

1972 г. 410. (М. А. Й.). Грозные события потрясают планету. Стихии вышли из берегов. Стихийные бедствия и неуравновесия усиливаются. Свирепствует рак, и всевозможные заболевания умножаются. Растет злоба людская. Безумие охватывает целые страны. Хаос в финансах и неуверенность в стабильности когда-то прочных валют. Бессмысленная жестокость захватнических войн и ярое уничтожение производительных сил Земли. Отравление ядами рек, озер, морей и океанов и всей атмосферы, убийственное действие химикатов на все живое. Каких еще признаков надо катастрофического состояния планеты! Если не опомнятся люди, мирового катаклизма не избежать.



1972 г. 414. (Гуру). Вмешательство человека в жизнь природы и ее преображение только тогда благотворно и созидательно, когда находится в полной гармонии с ее законами и вооружено знанием. В противном случае следствия вмешательства будут ужасны и разрушительны. Нельзя вводить в этом направлении ни одного новшества, не учитывая следствий преобразования. Невежественное вмешательство самоуверенных незнаек, воображающих себя учеными, уже привело во многих случаях к результатам, противоположным ожидаемым. Нельзя допускать невежд к преобразованию природы. Надо учиться и знать, знать, знать, иначе неминуема гибель производительных сил природы.

 

1972 г. 455. (Авг. 12). Положение в мире будет все время ухудшаться, пока не совершится Приход. И удивляться этому не будем. Надо, чтобы дух пробудился. Удары по веществу материи должны возрастать, чтобы пробить ее толщу и духа коснуться. Толстокожие люди малочувствительны к этим ударам. Их ничем не пробьешь. Нужны очень сильные потрясения и бедствия, чтобы проснулись. Безумцы стоят в некоторых странах у власти. Безумна политика их. Не останавливаются перед самыми чудовищными преступлениями. Человеконенавистничество, разрушения, смерть несут они людям.



1972 г. 464. (Авг. 15). Раньше считали, что гнев Божий проявляется в различных бедствиях: эпидемиях, засухе, наводнениях, землетрясениях, войнах и прочих несчастьях, которые обрушивались на людей, забывших о Боге. Теперь можно пояснить, что микрокосм и макрокосм связаны тесно и что микрокосм человеческий наделен мощными энергиями. Когда сознание отвращается от Высшего Мира и Иерархии Света и нарушает гармоническую связь с макрокосмом, разновесие это действует на природу, на все, что окружает человека, на подземный огонь, на стихии, и человечество в целом становится разрушителем планетных устоев и здоровья Земли. Обратный удар стихий может быть страшен. И никакая техника не спасет от расплаты за злые дела человеческие. Словно безумие овладело миром: омертвляются реки, озера, водоемы. Уничтожаются безответственно животный и растительный миры. Отравляются почва и атмосфера, и чудовищная жестокость и воображаемая безнаказанность руководят действиями безумцев. Но следствий не отвратить. И бессильны люди перед мощью стихий, выведенных из равновесия. Знаки и предупреждения даются, но видеть их не желают, а главное, не хотят знать и верить, что, отвратившись от Сил Высших, Сил Света, силы тьмы, разложения и уничтожения на себя навлекают, вызывая их к ярому выявлению.

 

1972 г. 474. (М. А. Й.). Трудность воздействия на людей в том, что сверх вместимости сознания своего не могут воспринимать. А надо, чтобы устремление к восприятию исходило изнутри. Внешнее и насильственное только лишь скользит по поверхности, не проникая внутрь и не оставляя следа. И тогда только мощные стихийные воздействия и удары могут пробудить дух. Отсюда и происходящее на Земле. Не было времени такого тяжкого и столь напряженного. Планета больна. И вывести ее может из этого состояния лишь противоположная поляризация сознания человечества, которое ввергло дом свой земной в разорение и бедствия. А дома другого, столь хорошо приспособленного для жизни, в Космосе нет для землян. И сколько эонов потребуется для того, чтобы остатки человечества, уцелевшие от угрожающей Земле гибели, могли приспособиться к новой планете.

 

1972 г. 475. (Гуру). Безответственность людей за планету, за дом свой земной, есть результат невежества и незнания. Но как же дать знание, если глухи и слепы земляне ко всем грозным знакам и предупреждениям, которые щедро посылаются им. Дано Великое Учение Жизни, и мощно насыщается им пространство. В этой нужной, важной и срочной работе по цементированию пространства может помогать Нам каждый, кто знает Учение Жизни. Подобно лучам во тьму, вонзаются мысли Света во мрак, окутавший Землю, и рассеивают его. Не пропадают бесследно ни одно усилие, ни одна попытка, ни одно устремление, ни одна искорка Света, но все вносит свою долю в великое строительство Нового Мира.

 

1972 г. 476. (Авг. 19). Давление становится невыносимым. Многие организмы уже перегорают. Смерть снимает обильную жатву. Ощущение этой пространственной тягости приписывают чему угодно, но только не ее действительной причине. А причина вся в том, что неуравновесие планеты порождено духом человечества, его коллективной мощью, направленной не на созидание, но на разрушение. И, подобно тому как физическое тело человека теряет равновесие и заболевает, вследствие нарушения законов природы, точно так же заболевает и Земля, на которой он живет и которая чутко реагирует на нарушение человеческих законов гармонии и согласованности. Если люди отвращаются от Высшего, они обращаются к низшему. Если отвращаются от Света, обращаются во тьму. Но тьма разрушительна и дисгармонична. Болезни, бедствия, войны, наводнения, засуха, ураганы, землетрясения есть следствия воздействия дисгармоничных и разрушительных энергий человечества на природу. Даже цветы вянут и погибают от влияния на них вредоносной и темной ауры человека и болеют животные. Но какова же коллективная мощь всех людей в целом, если она устремлена на разрушение, вражду, самоистребление и лишена доброй, строительной согласованности!

 

1972 г. 478. (Гуру). Нарушая закон духа и Света, убивая, разрушая и утверждая неистовое человеконенавистничество, думают эти преступники против Земли и Неба, что защищены денежными мешками и что могут уйти от ответственности и остаться безнаказанными. Напрасны надежды. Придется за все отвечать, содеянное ими, и полностью оплатить. Ужасна участь этих цивилизованных делателей зла.

...Да,ужасна! Но, увы, сегодняшние  преступные олигархи разных мастей не хотят слышать таких грозных предупреждений, по-прежнему разрушая планету!? И Силы Высшие будут вынуждены избавить Землю от всей этой нечисти!
Суд  Страшный, космический, грядет в огне и молниях!..

Вл.Назаров
 
**************
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Экологическое краеведение — это новое направление в современной педагогике, востребованное нынешним критическим состоянием окружающей среды. Тяжелейшее экологическое состояние Урала в целом и Свердловской области в частности вызывает закономерную озабоченность ученых, широкой общественности и педагогов области.

Не обошла эта проблема и г. Краснотурьинск на Северном Урале. Хозяйственная деятельность Богословского алюминиевого завода, горнорудных и золотодобывающих предприятий, газовиков, а также большая насыщенность автотранспортной сети этого рода привели к сильнейшему загрязнению воздуха, воды, почвы и нарушению ландшафта Северного Урала. Всё это привело к тому, что Краснотурьинск занял, к сожалению, одну из верхних строчек в перечне различных раковых, туберкулезных и других заболеваний населения города и поселков в округе.

Анализ причин экологической напряженности показывает, что современные экологические проблемы — это в значительной степени проблемы воспитания, проблемы педагогики. Центральной фигурой, призванной изменить мышление людей в сторону экологического мышления и успешного решения экологических проблем, становится учитель. Все будущее общество взрослых — от тракториста до министра — проходит через школу, через учителя и его идеи, его понимание и видение мира. Это накладывает на учителя особую ответственность за будущее общество страны. Поэтому учитель и школа нуждаются в постоянной помощи и внимании со стороны органов власти всех уровней, как местной, так и федеральной, а так же самой широкой общественности.

Еще в 1978 г. в средней школе №1 г. Краснотурьинска было основано научное общество школьников «Юный эколог», главными целями которого стало: через экскурсии, походы и ежегодные экспедиции по изучению природы родного края дать школьникам основные понятия об экологических закономерностях развития растительного и животного мира Северного Урала, понять сущность антропогенного воздействия на состояние окружающей среды, воспитание экологически грамотной личности и активная пропаганда идей необходимости охраны природы.

За 18 лет существования этого уникального научного общества через его девять секций (ботаники, фенологии, гидрологии, метеорологии, охрана памятников природы и другие) прошли сотни школьников средних и старших классов, где старшие воспитывали младших, где непременной являлась преемственность общественно значимых дел и традиций. На счету юных экологов три научных открытия: определены новые ареалы растений колломии линейной, ветреницы отогнутой и кувшинки четырехгранной. По результатам многолетних эколого-краеведческих экспедиций члены научного общества подготовили первую на Северном Урале цветную рукописную «Красную Книгу охраняемых растений Северного Урала», издали типографским способом четыре серии плакатов охраняемых растений и один — по ядовитым растениям Северного Урала. Были составлены уникальные карты рек Каквы и Сосьвы со всеми прибрежными скалами я указанием перспективных памятников природы этих рек. Материалы эколого-краеведческих экспедиций, фотографии и видеофильмы, отснятые юными исследователями природы, постоянно использовались ими при беседах и лекциях для школьников и взрослых. Материалы краеведческих исследований юных экологов составляют около тридцати рукописных томов. Члены научного общества «Юный эколог» ежегодно становились победителями городских, областных и всероссийских олимпиад, конференций и слетов юных исследователей природы.

Исследовательские работы научного общества велись на севере Свердловской и сопредельных Пермской и Тюменской областей по заданиям ученых Уральского научного центра, института экологии растений и животных, областного и городского обществ охраны природы. Деятельность научного общества «Юный эколог» получила высокую оценку этих организаций. Многие школьники нашли свое призвание, начав путь к своей профессии в научном обществе — учителя биологии и географии, врачи, биологи-охотоведы, топографы, флористы, метеорологи, работники лесного хозяйства и др.

По результатам исследований научного общества исполком Краснотурьинского горсовета в 1985 г. принял решение об охране семи скал р.Каквы (как памятников природы Краснотурьинска).

Большой объем накопленного материала по экологическому краеведению Северного Урала позволил открыть в школе первый в Свердловской области учебный кабинет экологии, на базе которого ежегодно проводились семинары по экологическому краеведению и экологическому образованию подрастающего поколения для учителей и директоров школ города и области.

Но за многие годы успешной деятельности научного общества школьников по экологическому краеведению и образованию пришлось столкнуться с неожиданным фактом.

На многочисленных открытых мероприятиях для учителей и директоров школ города и области, на научно-практических конференциях школьников, где с докладами выступали члены научного общества «Юный эколог», слушатели видели и оценивали только одну сторону деятельности школьников — их экологическое краеведение. Но это была только видимая часть деятельности общества по формированию личности школьника.

А была ведь еще невидимая сторона деятельности этого общества, оказывавшая огромное влияние на становление личности подростков. И если о видимой стороне участия ребят в научном обществе по экологическому краеведению все присутствующие говорили с похвалой, даже с восторгом, то о невидимой стороне редко кто говорил. Эту невидимую сторону слушатели (учителя и директора школ!!!) понять не могли. И не мудрено, что не понимали, не освещали в прениях и не оценивали. Ведь они сами ни походов, ни экспедиций школьников в природу не совершали. Иначе бы знали, каких усилий школьнику стоит один подготовленный доклад по экологии своего края. Да к тому же, если учесть, что подготовлен не один школьник с докладом, а более сотни.

Вот педагогическую ценность этой невидимой стороны в деятельности научного общества «Юный эколог» нужно осветить подробнее.

1. ПЕДАГОГИКА ВЫЖИВАНИЯ

Ее, пожалуй, правильнее следует назвать «самовыживание».

Выполнение членом экспедиции закрепленных за ним обязанностей полностью исключало всякое иждивенческое настроение. В горных или водных экспедициях члены общества приобретали бесценный личный опыт выживания в экстремальных условиях. Ведь им приходилось не только стойко преодолевать все тяготы экспедиций, но и зачастую бороться за собственную выживаемость. Примеров тому можно привести множество. Это и грозы в горах, и переправы с полным походным снаряжением через бурные горные речки, и сплав по рекам Северного Урала, очень бурных весной и после летних ливней, это и спасательные работы по эвакуации экспедиционного лагеря на р. Какве во время сильнейшего наводнения в 1993 г., повлекшее разрушение плотины в Серове, снос домов и гибель там более тридцати человек.

Во время этого наводнения родители школьников прибыли с вахтовыми вездеходами к месту расположения экспедиционного лагеря с целью вывезти их в город. Но ребята решительно (все, без исключения) отказались покинуть лагерь и уже на новом (безопасном) месте продолжили свои исследования растений, метеонаблюдения, топографические съемки и др. работы.

И зимой, и летом юные экологи приобретали навыки устройства простейших укрытий от непогоды: навесы, шалаши, землянки. Учились делать укрытия даже в сугробах снега. Все в жизни может пригодиться. Незабываем зимний поход по сбору материала о состоянии природы в зимний период, когда, вопреки метеопрогнозам, ребята попали в жесточайшую пургу. С каким энтузиазмом они, преодолевая ветер, залеплявший лицо снегом, готовили дрова для шатровой печурки, как они укрепляли свои палатки. Подгонять никого не приходилось и все обошлось без «ЧП».

Умению пользоваться компасом и читать карту ребята учились сразу же по началу участия в деятельности научного общества «Юный эколог», В первых же походах и последующих экспедициях исследователи природы приобретали навыки ориентирования в лесной и на открытой местности и в горах. Без компаса, независимо от времени суток и года и состояния погоды, они учились свободно определять стороны горизонта и находить нужное направление своего движения. Ориентирами к указателями пути им служили различные свойства растений, звезды, Солнце, разметка лесных кварталов и другие особенности местности. Во время походов и экспедиций школьники убеждались, что искать «компасные» приметы нужно только на отдельно находящихся растениях и предметах. В густолесье, в ущельях, оврагах и других складках и перегибах рельефа, в буреломе любые признаки смазаны, выражены нечетко, грешат приблизительностью. На конкретных природных приметах и с помощью компаса ребята убеждались, что ориентироваться по ширине годовых колец на пнях и густоте веток на кронах деревьев и кустов, как это довольно часто рекомендуется в художественных книгах и справочниках, не следует, т.к. ширина годовых колец дерева зависит от физиологических особенностей роста дерева, освещенности, микроклимата. А густота кроны определяется направлением господствующих ветров (явление «флаговости»), освещенностью, свободным для прорастания пространством.

Областные и районные газеты ежегодно сообщают, что одиночки или группы людей, уйдя в лес (за грибами, ягодами или туристы), заблудились и погибли от голода. Заблудились — не смогли сориентироваться, не смогли найти дорогу к жилью. Умерли от голода — закончились продукты, взятые с собой, а прокормиться в лесу не смогли. Это в уральской-то тайге! Да еще летом или осенью! Можно, конечно, представить себе всю беспомощность погибших, оказавшихся наедине с природой. И их трагедию.

Думается, что такого печального исхода не будет у ребят, прошедших школу научного общества «Юный эколог». Дело в том, что составной частью походов и экспедиций юных экологов было знакомство с лекарственными, ядовитыми и съедобными растениями Северного Урала. Смородина, черника, кедровые орехи, брусника, клюква, грибы, морошка, шиповник — это само собой разумеющееся. Ветки и соцветия таволги — это прекрасная заварка для чая. А вот на Конжаковском Камне юные экологи учились, как можно использовать в пищу невысокий кустарничек — полярную иву. Вслед за руководителем экспедиции ребята попробовали внутренние части молодых, освобожденных от коры, побегов в сыром виде. Попробовали и молодые листья, сережки соцветий и очищенные от земли корешки. У Сосьвинских стариц и озер школьники знакомились, как употреблять в пищу камыш и рогоз. Даже попробовали хлебные лепешки, приготовленные из корневищ кубышки и кувшинки, предварительно высушенных и растертых до мучного состояния. В лесу ребята узнали, что нераспустившиеся сосновые почки, молодые побеги-свечки тоже можно использовать в пищу, а из хвои можно приготовить прекрасный витаминный напиток.

Кислица, дикий лук, щавель, иван-чай, подорожник всегда были добавками к походному столу юных исследователей природы. Девочки-повара отлично справлялись с их обработкой и приготовлением блюд, а в сборе принимали участие и все парни. Так что навыки распознавания съедобных растений получали все.

Использование некоторых из этих растений в пищу особого энтузиазма и восторга у ребят не вызывало, а попробовать обжаренные на костре лягушачьи задние конечности, которые руководитель экспедиции нарочито аппетитно смаковал, вообще отказались. Да это и не было главной целью руководителя (чтобы они обязательно это испробовали). Дело в другом. Все увиденное, а кое-что и лично испытанное в корне повернуло сознание ребят. Школьники убедились, что оказавшись без привычной пищи в природе, выжить можно. В подсознании этот факт у них крепко отложился. И если вдруг они окажутся в такой экстремальной ситуации (дай Бог этому не случиться), то это подсознание сработает, инстинкт собирателя пищи, который был присущ первобытному человеку и генетически закодирован у нас, проснется в них и поможет им выжить. Цепкая подростковая память придёт на помощь теперь уже взрослому человеку, прошедшему школу выживания в научном обществе школьников «Юный эколог».

Составной частью походной и экспедиционной жизни является костер. Каждому знакомо чувство уверенности человека, сидящего у костра. На нем не только пищу готовят, он и обсушит, и согреет. У костра человек чувствует себя уютно. Развести костер в сухое время — не проблема. Гораздо сложнее развести и сохранить костер в дождь или при сильном ветре, или зимой.

Все эти жизненно важные премудрости юные исследователи природы и постигали в походах и экспедициях по Северному Уралу.

Мы остановились только на нескольких примерах приобретения навыков выживания членами научного общества при экстремальных ситуациях, в которых может оказаться любой человек. Перечень можно продолжить: это и умение предохранить себя от укусов таежных клещей-переносчиков возбудителей болезни энцефалита, и распознание ядовитых растений Северного Урала, и умение оказать пострадавшему первую помощь и т.д.

Главное в экстремальных условиях — не потерять самообладание. Выживание человека» в решающей мере зависит от его морального состояния, силы воли, уверенности в благополучном исходе. Человек, впавший в отчаяние, — обречен. Человек, продолжающий борьбу за жизнь, в самых сложных условиях сохраняет шанс на спасение.

Напомним, приобретение минимума знаний, умений и навыков по выживанию в экстремальных условиях — это один из комплексов той невидимой стороны значения участия школьников в деятельности научного общества по формированию всесторонне развитой личности, которая осталась незамеченной подавляющим большинством присутствующих на многочисленных конференциях и открытых мероприятиях научного общества «Юный эколог».

2. ТРУДОВАЯ ПЕДАГОГИКА

Иначе ее еще можно назвать «трудотерапия». Ни один поход, ни одна экспедиция научного общества не обходится без трудового участия всех ее членов. Уже подготовительный период вовлекает их в трудовую деятельность: ремонт палаток, рюкзаков, байдарок, лодок, закуп продуктов и т.д.

Прибыв на место запланированной базовой стоянки необходимо оборудовать кострище, походный стол и сидения, санитарные места, метеопост с навесной защитой от дождя, поставить палатки. Больших физических усилий требует заготовка дров. Школьники должны уметь преодолевать десятки километров пути по бездорожью — горным каменистым тропам, болотам, размытым дорогам, бурелому, горным ручьям. И все это с тяжелым рюкзаком. Сплав по Сосьве и Какве требует умения много часов грести и управлять лодкой и байдаркой, преодолевать перекаты, валуны, длинные плесы, подмытые деревья, лежащие на пути, обносить суда и груз на мелководьях и в местах лесных завалов.

Совсем не просто, например, новичку в полевых условиях организовать питание. Вряд ли кто из девчонок и парней в начале своего участия в научном обществе самостоятельно мог приготовить пищу, так как в домашних условиях привыкли жить на всем готовеньком. А через несколько двухдневных походов по изучению природы родного края все утрясалось: и картошка в супе была не сырой, и каша не пригорала и не была пересоленной, да и чай на таволге и смородине получался отменным.

Труд ежедневный. И он отличается от уроков труда в школе. В экспедиционных условиях есть один чрезвычайно существенный нюанс. На уроке труда работу школьника оценивает учитель, а в экспедициях она оценивается его товарищами. А это не одно и то же. Перед товарищами не схитришь, не проведешь их. Иначе потеряешь их доверие.

Трудовая деятельность школьников во время походов и экспедиций закаляет их, делает крепкими, выносливыми, физически развитыми. Эта «трудотерапия» тоже относится к невидимой стороне деятельности научного общества юных краеведов. «Трудотерапия» оказывает громадное положительное влияние на развитие подростка, но для окружающих она не заметна, скрыта. Именно сочетание педагогики выживания в экстремальных условиях экспедиции и «трудотерапии» давало возможность школьникам в научном обществе приобрести бесценный личный опыт. Образно выражаясь, самим «испробовать на зуб» суровую, но настоящую жизнь.

Преодоление трудностей — это колоссальный жизненный стимул. Но кто учит тому, что это так же необходимо, как есть, пить и дышать? Думается, что это одна из главнейших задач родителей и школы. Участие школьников в походах, экспедициях и других сферах деятельности научного общества «Юный эколог» давало им прекраснейшую возможность закалять себя и физически, и духовно, не пасовать перед возникающими трудностями повседневной жизни. Здесь школьники получали навыки преодоления появившихся трудностей без нанесения ущерба другим. Пройдя школу научного общества, они вступали в большую жизнь физически крепкими, закаленными и духовно на голову выше своих сверстников. Очень важно при этом добиться того, чтобы подростки по-другому оценили то время, когда в домашних условиях жили на всем готовеньком. Чтобы по-новому оценили блага цивилизации. Попутно, а самое главное — самостоятельно, они сделают и другие полезные для себя выводы.

3. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Вся деятельность научного общества «Юный эколог» пронизана межпредметными связями. Можно привести массу примеров применения школьниками в исследовательской деятельности тех знаний, которые они получали на уроках химии, биологии, географии, физики, рисования, литературы и других предметов школьной программы. Это и умение составить раствор нужной концентрации, и умение провести химический анализ почвы и воды, определить растение, описать и зарисовать его, начертить различные графики, диаграммы, спланировать и написать реферат и т.д.

А сколько дополнительных к школьному курсу знаний, умений и навыков получили юные исследователи природы за время пребывания в научном обществе «Юный эколог»! Это знания в области почвоведения, гидрологии, фенологии, топографии, геодезии, лесоведения, фотографии, видео— и аудиотехнике и многое-многое другое.

Тригонометрические премудрости, абстрактно заучиваемые на уроках математики, совсем по другому воспринимаются школьниками во время экспедиций по изучению природы своего края. Здесь тригонометрические формулы синусов и косинусов, тангенсов и котангенсов «оживают», здесь они находят свое практическое применение.

Как измерить ширину реки? Как определить высоту дерева, скалы? Как вычислить расстояние до недоступного объекта? Вот, оказывается, когда на помощь приходят те знания, которые когда-то изучались на уроках математики. А некоторые участники экспедиций познают эти загадочные формулы за один-два года до того, когда с этим программным материалом они познакомятся на уроке (пример опережающего обучения). Это нужно было видеть, с каким интересом школьники во время тренировочных походов (с субботы на воскресенье) проводили десятки измерений на местности, практикуясь в применении тригонометрических формул, а потом, для своей убежденности, перепроверяли свои расчеты обыкновенной рулеткой. При совпадении результатов измерений и расчетов по формулам глаза юных исследователей природы сияли одновременно и удивлением, и восхищением, и радостью. После таких тренировок — перепроверок на местности школьники с доверием начинают относиться к измерениям и расчетам с помощью тригонометрических формул. В последующих экспедициях они уже полностью верят в правильность результатов, полученных тригонометрическими измерениями.

В процессе исследовательской деятельности по изучению природы Северного Урала школьники убеждаются, что учебный материал нужно заучивать не только для того, чтобы ответить на следующем уроке, а потом можно и забыть. Оказывается, полученные знания могут быть востребованы жизнью в самый неожиданный момент, при самых различных ситуациях, когда, естественно, под рукой ни нужного учебника, ни справочника нет. Здесь самое время порыться в памяти, найти нужную полочку, куда когда-то были помещены нужные на данный момент знания.

4. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА

Многочисленные экскурсии, походы и краеведческие экспедиции, совершавшиеся научным обществом «Юный эколог» с целью изучения своего края через познание экологии растительного и животного мира, климатических особенностей своей местности, встречи с интересными людьми, работа с многочисленными печатными источниками (научные книги, газеты, журналы) способствовали становлению интеллектуально развитой личности всех членов этого общества.

Юные исследователи природы умели отлично обращаться с различными приборами и снаряжением во время экспедиций, они умели фотографировать, производить видео-съемку, делать рисунки растений и птиц, Обработка материалов экспедиций, подготовка докладов, выпуск стенгазет, плакатов и экологических бюллетеней, беседы с младшими школьниками и своими сверстниками по охране природы, активное участие в многочисленных слетах, конференциях, олимпиадах, телепередачах, проведение различных открытых мероприятий на школьном, городском и областном уровнях также способствовало расширению кругозора школьников — членов научного общества «Юный эколог».

Это общество воспитывало школьников быть инициативными, отстаивать свою точку зрения, уметь генерировать новые идеи, разрабатывать различные проекты, аргументировано защищать их и внедрять их в практику. В научном обществе подростки воспитывались быть деловыми, что столь необходимо людям в новых (рыночных) взаимоотношениях.

С целью развития творческой и активной личности школьника в обществе практиковалось проведение «часов размышлений». В это время ребята обычно уединялись в своих любимых местах: около родника, у реки, любимой скалы, или у стога душистого сена. В такие моменты юный исследователь всецело поглощен своими мыслями. Сейчас он не только созерцает. Он думает, и свои сокровенные мысли он записывает. Вот этой способности — уметь видеть — чрезвычайно важно научить подростка. Наилучшим образом это удается реализовать при постоянном общении с природой, во время краеведческих экспедиций. В своих «часах размышлений» подросток не обходил вниманием ни лепет родника, ни порхающий полет бабочек, ни трепет листьев берез и осеннее буйство красок осин. Даже комариный звон дает пищу для размышления. Вся окружающая нас действительность — прекрасный наглядный материал для развития мыслительных способностей подростка. Дело наставника — научить его погружаться в окружающий мир, научить сосредотачивать свое внимание на красотах природы. Выстраданные, самостоятельно написанные размышления дают школьнику несравненно больше, чем десятки упражнений и диктантов. Подросток овладевает глубинной сутью языка — возможностью отразить мир и выразить чувства в самых точных и ярких словах, какие он только может найти.

Особое значение для интеллектуального развития школьников — членов научного общества имели их многочисленные встречи с учеными Института экологии растений и животных Уральского отделения Российской Академии наук: академиками В.Н. Большаковым и П.Л. Горчаковским, сотрудниками этого же института М.М. Сторожевой, Е.А. Шуровой, Н.П. Салминой, В. Ипполитовым, П.А. Косинцевым, кандидатами биологических наук — преподавателями педагогического института (университета) З.Г. Щенниковой и М.К. Куприяновой, наставником учителей биологии Свердловской области Э.Э. Волковой, действительными членами Географического общества Н.Н. Подгайским и О.В. Штраухом (г. Ивдель), уральским писателем Б. Рябининым и многими местными старожилами. Каждый из них — это оригинальная личность, это кладезь житейской мудрости и неисчерпаемый источник краеведческих знаний.

Общение с ними в познавательном и эмоциональном плане было для юных исследователей природы важным стимулом активизации и поиска новых форм своих исследовательских и практических работ по изучению и охране природы Северного Урала.

Научное общество школьников «Юный эколог», организуя всевозможные мероприятия по экологическому краеведению, спасало подростков от безделья, от правонарушений, они были изолированы от влияния дурных компаний. Постоянная занятость в деятельности научного общества сформировала у них совсем другие интересы, другой менталитет, другую совокупность умственных навыков и духовных установок. Научное общество «Юный эколог» — это школа воспитания человека с новым типом мышления, человека с экологическим мышлением, который должен стать ключевой фигурой будущего общества

5. ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВИЗМА

На всевозможных слетах и конференциях их участники с огромным интересом знакомились с фотовыставками, слайдфильмами, а в последнее время и видеофильмами, показывавшими разнообразную жизнь членов научного общества «Юный эколог» в полевых условиях. Редко кто из участников данных мероприятий имел счастье в таких естественных экспедиционных условиях так интересно жить и проводить свои исследовательские работы в дикой уральской тайге, как юные исследователи природы из научного общества «Юный эколог».

В походах и экспедициях воспитывается личная ответственность за собственные поступки. Здесь же воспитывается самостоятельность, подросток не ждет приказа со стороны. В «Юном экологе» царил дух равноправного сотрудничества в решении всех проблем. В результате этого у подростка исчезает потребительское отношение к жизни и вырабатываются навыки самостоятельности и активности.

Совместная исследовательская работа, помощь друг другу, незлобивость, умение прощать, понять чужую боль и сопереживать, уметь выслушать и согласиться с правом любого человека иметь свою точку зрения — все это способствовало становлению группы, первоначально состоящей из отдельных членов, в сплоченный коллектив уже через несколько месяцев совместного пребывания в научном обществе. А песни у вечернего костра и на тихих плесах во время сплава по рекам Северного Урала способствовали созданию того комфорта в научном обществе, который делает совместное пребывание желанным и радостным.

Межпредметные связи, развитие интеллекта у школьников, формирование коллективизма у подростков — все это тоже оставалось вне поля зрения у большинства участников различных учительских семинаров и конференций. А жаль. За докладами юных исследователей природы об экологии Северного Урала учителя и директора школ упускали, пожалуй, главное в деятельности научного общества — формирование человека с высокими интеллектуальными и моральными устоями, человека с высокими нравственными принципами, человека, не теряющегося перед возникшими экстремальными жизненными ситуациями и способного им противостоять.

У каждой секции научного общества «Юный эколог» были свои традиции, выработанные за много лет несколькими поколениями школьников, были свои дипломы и грамоты за активное участие в различных городских, областных и Всероссийских олимпиадах и конференциях. Но всех их объединяла одна общая крыша научного общества и страсть к познанию своего края, познание тайн природы Северного Урала. И самое главное: в их единении и таился залог их счастья, самого нормального счастья. Того счастья, которое знакомо всем единомышленникам, объединенных общей идеей.

Думается, что почти каждый человек талантлив. Почему «почти»? Потому что очень трудно разбудить и воспитать в человеке творческую личность, оживить ее, создать такие условия для этой личности, чтобы она могла раскрыть себя, чтобы она была способна придумать что-то новое, невероятное и непохожее. А именно дети видят мир таким, каким он есть: многогранным и удивительным, так как у детей генетически заложено первозданное восприятие окружающего мира. В этом и кроется их гений, в этом и состоит суть их невероятно большого творческого потенциала. И этот потенциал оживал, вырастал и расширялся именно в этом неповторимом коллективе, каким являлось научное общество школьников "Юный эколог", находившимся под крышей их родной школы № 1 г. Краснотурьинска.

А.Ф.Меркер, педагог.

Данная статья была опубликована в "Материалах Всероссийской научно-практической конференции", 16-17 марта 2006 года, г. Екатеринбург)
*******************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
3 января 2020 года.