С вулкана Баранского большой студенческой гряды

Ян Лех
С вулкана Баранского Большой Курильской гряды открывается потрясающий вид на остров Итуруп и прилегающие восхитительные, чудовищно красивые окрестности. Высота его около тысячи метров над уровнем безбрежного океана. На вершине вулкана - кратер диаметром более 600 метров, из другого кратера, расположенного пониже, видно, текут и парят термальные воды, активно думают свою долгую думу о самых глубинных недрах Земли огромные грязевые котлы.
Сказочный, марсианский пейзаж!

Какие чувства переживал и о чём вспоминал, стоя на склоне вулкана, Владимир Николаевич Тодоренко? О Черлаке? О покоренных там черлакских  кручах и оврагах? О том, что Иртыш переплыть можно, а - океан? Океан разве переплывешь? А хорошо бы было поплыть туда, где небо и вода играют в баскетбол восходящим солнцем.  Наверняка вспомнил об отце? О его рассказах о Курильских островах. Грустная мысль о маме.  Веселая мысль о сестренке Татьяне.  И, может быть, ещё о чём-то, самом сокровенном. Все чувства нахлынули разом, когда он вздохнул полной грудью океанский воздух, стоя на высоком  склоне вулкана Баранского.

- Мы с  ним прошли многие маршруты, - рассказывает Григорий Иванович Бутов, кандидат медицинских наук, врач-гинеколог клинико-диагностического центра «Ультрамед». – Исследовали остров Итуруп вдоль и поперек. Видели, как растет бамбук. Трава там очень высокая. Много медведей. Купались в речках с повышенным содержанием серной кислоты. Настоящее кино «Земля Санникова»! 
 
Как известно, в роли главного героя этого приключенческого фильма, насыщенного романтической музыкой и песнями, снялся ставший уже легендой актер из Омска Владислав Дворжецкий. Кстати, по первому своему диплому тоже медицинский работник. А прототипом главного героя романа Владимира Обручева «Земля Санникова», по мотивам которого снят замечательный фильм, стал успешный полярный исследователь и неуспешный  Верховный правитель России Александр Колчак, Белый Адмирал, объявлявший на короткий период Омск столицей государства. В Омске сохранился  на берегу Иртыша дом, в котором жил Верховный правитель России, особняк Батюшкина, а неподалеку возвышается в своем прежнем великолепии здание бывшего генерал-губернаторского дворца, в котором находился его рабочий кабинет.
 
Г.И. Бутов:
- Я знаю Владимира Николаевича с 1979 года. Именно с той памятной поездки студенческого стройотряда на Курилы. После наших степей и перелесков очутиться на Дальнем Востоке, на острове в океане, – это экзотика фантастическая! Самолетом - до Владивостока. Там ждали, когда соберется весь отряд. А потом отправились до острова Итуруп на корабле «Советский Союз». Ощущение возникло, что это настоящий огромный «Титаник»! Как потом узнали, корабль, действительно, раньше тонул, он был немецким. После войны его подняли со дна морского, отремонтировали и дали новое название. Но пассажирский лайнер сохранил немецкий дизайн – огромный зал, с колоннами, везде украшения, лепнина. Величие и комфорт! Корабль настолько большой, что морской вокзал казался спичечным коробком на фоне пачки сигарет. Мы доплыли! Разместили нас в поселке Рейдово, неподалеку от Курильска. В комнату рабочего общежития  селили по 6-8 человек. Практически бригадами. И началась путина.
 
Это был настоящий, с 12-часовой сменой, бесперебойный конвейер. Неделю – в ночь, неделю – в день. Сейнеры без устали доставляли новые порции свежей морской рыбы. Студенческая женская команда трудилась в рыбном цехе, на нарезке рыбы. Икра – в икорный цех, тушка рыбы в бункер и в царство соли, в солильных цех. Здесь в бригаде работал Григорий Бутов. Рыба выдерживалась несколько дней. А потом её разгружали на транспортер. В этой бригаде работал Владимир Тодоренко. Так называемый цех ликвид. Рыбу мыли, обрабатывали, укладывали в бочки. И закрывали. Студента от обычного рабочего трудно было отличить: такая же черная роба, резиновые огромные сапоги до колен, фартук.

Ну, разве что улыбка до ушей, несмотря на тотальный пронизывающий всё терпкий рыбный запах, да глаза озорные, веселые, ещё полные оптимизма. Да, чуть про портянки не забыл. На ноги наматывали фланелевые портяночки, как тогда считалось, для удобства и гигиены стопы.  А как без танцев? А как же без ночного костра? А без песни разве обойтись? Культурно-массовая работа цвела пышно, как трава на Курилах, в человеческий рост. Давали самодеятельные концерты. Отмечали дни рождения. Проводили спортивные праздники.
 
 Известен случай, когда на огонек к студентам заглянул комиссар стройотряда Владимир Сергеевич Рублев. В общем-то, хороший человек, но строгий. Вместе со студентами отведал их королевское блюдо - горячих пельменей. Ему пельмени понравились настолько, что на следующий день он подозвал куратора всей этой кухни Владимира Тодоренко. Не стал докучать при всех. 

«Возмутительно! Нигде в округе нет мяса. У людей мясное – это консервы.  А вы вкушаете пельмени! Вы используете служебное положение!?» С большим трудом удалось убедить человека, что Володя Тодоренко сам  приготовил пельмени из обычной для тех мест красной рыбы, только специи подобрал с таким искусством, что даже комиссар стройотряда впал в заблуждение, приняв рыбу за говядину. Не рассказывать же ему, что Володя Тодоренко начал постигать кулинарные премудрости давно, когда оставался дома, в Черлаке, один – мамы нет, папа в дальнем рейсе. Отец,  когда уезжал, говорил: «Сынок, вот здесь деньги на несколько дней. Хозяйничай!». Разве забыть? Рассмешил студентов комиссар.

- Нас до сих пор туда манит, - с неожиданной грустью в голосе говорит Григорий Иванович Бутов. – Недавно разговаривал с Володей. Слетать бы на Курилы. Он говорит, что я бы тоже слетал. Просто пройтись по курильской земле, посмотреть, где мы были в молодости, в студенческие годы.

Наверное, и на вулкан  Баранского Большой Курильской гряды замахнутся. Какие их годы-то? Владимиру Николаевичу 26 сентября исполнится только 60 лет. Наверняка поднимется на вулкан, знакомый с той памятной романтичной поры, чтобы оглядеть новые горизонты свершений. Оттуда многие виды и истины открываются, мир предстает взору иным. Как знать? Свои дни рождения он чаще всего встречает в путешествиях. Не любит официоза, помпезности, излишней шумихи. Он, Владимир Николаевич, и мне говорил:
- Напишите в книге больше о людях, о коллегах. Они этого достойны.
Согласен.

Вот Григорий Иванович Бутов уже в седьмом классе знал, куда будет поступать после окончания общеобразовательной школы. Мама Екатерина Ивановна работала окулистом. Все дети врачей знали друг друга, потому что место встречи изменить было нельзя – Калачинская районная больница. Старшая сестра Наталья поступила в Омский медицинский институт. И каждую субботу Григорий отвозил в Омск из Калачинска родительскую посылку с продуктами. Иногда ночевать оставался в общежитии. В общем, студенческая веселая жизнь ему близка и понятна с ещё школьной скамьи. На шестом курсе медицинского вуза, начал работать врачом «Скорой медицинской помощи». Практики проходил в Калачинске. После ординатуры по акушерству и гинекологии вернулся в родной город. До 2012 года заведовал гинекологическим отделением. Защитил диссертацию. И семья в порядке. Супруга Юлия Ивановна – председатель районного комитета по образованию. Сын Константин – врач-онколог, оперирующий, в Омске. Дочь Ксения – сосудистый хирург, в Москве.

- Когда Владимир Николаевич пригласил меня открывать хирургическое отделение в «Ультрамеде», раздумий особых не было, - говорит Григорий Иванович. – Я сам проводил законченный цикл – обследование, сам оперировал, проводил послеоперационную реабилитацию. Опыт большой. Ко мне в Калачинск, в мою частную клинику, приезжали из соседних районов. Работа в Омске – это новый этап. Оборудование активно приобреталось. Сейчас в хирургическом отделении достаточно мощный комплекс из двух операционных. Эндохирургия. Инвазивные методы. Травматология. Квалифицированные анестезиологи. Рентгеновское оборудование применяется во время операций. Физиотерапевтический кабинет. Лечебная физкультура. Индивидуальный подход. Полный цикл лечения.

Доверяют они друг другу.
 С давних лет.
В походе на Рудном Алтае, в мае 1980 года, шли они, как говорится, в одной связке – через полноводные реки, через перевалы высотой до трех тысяч метров.
Ледники, мокрый снег.

На одном из склонов Володя Тодоренко получил травму, подвернул ногу, повредил мениск. 180 километров шли они по бездорожью, по горам. Он хромал, однако от группы не отставал, не ныл. Терпел. Такой человек. Надежный. А потом, когда  они вернулись с Алтая, вместе спели под скромные гитарные аккорды поэтические строчки Владимира Высоцкого:

Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но – шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но – держал,
Если шел за тобой, как в бой,
На вершине стоял хмельной, -
Значит, как на себя самого,
Положись на него.

И на всю оставшуюся жизнь.

- Существует мнение, что с друзьями работать сложно, - говорит Владимир Николаевич Тодоренко. – А вот мне, наоборот, - спокойно. Большая удача иметь рядом коллег, которым ты полностью доверяешь. Немало дорог у каждого позади, свой опыт, жизненные принципы и правила. Они состоявшиеся в профессиональном плане доктора. У всех в центре внимания – пациент, решение его насущных проблем. Это главный критерий работы. Мы хорошо  понимаем друг друга.  Хотя столько лет прошло с нашего знакомства. И, наверное, не только мне одному снятся загадочные вершины Курил.

Отрывок из документальной повести "Сценарий успеха".