Мартовские события в Грозном. 1996 год

Гунки Хукиев
   8 марта 1996 году, после двух дневной отсидки на пятом этаже квартиры в микрорайоне, я пытался покинут вместе с семьёй  полыхающий Грозный. Уже двое суток, как над нашим "скворечником" летали снаряды всевозможных калибров. Спускаться в подвалы было невозможно, они были заполнены дермом из- за не работающей канализации. Погибнем, но хотя бы в чистоте. 
 
  Грохот канонад, разрывы снаряд, стрельба стрелкового оружия и пунктирные линии трассеров в ночном небе, не пробуждали никакой романтики. И полное отсутствие связи с внешним миром. Оставаясь в черте города и не знать, что вокруг происходит. Страшное зрелище, не дай Бог никому.
Что же на самом деле произошло в Грозном?
Это в городе, хотя и не мирном, но относительно спокойном с осени 1995 года, по сравнению с остальной частью воющей Чечни. Из- за низкой видимости, авиация не работала. И то Слава Всевышнему!
Трудно об этом вспоминать, но ещё тяжелее забывать.

Несколько слов о политико - экономическом состоянии Чечни той эпохи, на уровне руководителя строительного подразделения.
Мы, строители, тем временем, в составе Спецстроя России, занимались мартышкиным трудом, днём созидали, а ночью наши и ваши лупили по объектам почём зря. Делалось это для Ельцинской политтехнологий, который на полях международных саммитов мог говорит своим западным "партнёрам": "А чта-а, в Чечне войска не воюют, а занимаются созидательным трудом!"

А на самом деле политический истеблишмент совместно с проходимцами от бизнеса России и Чечни, в мутном потоке воды ловили рыбки большие, малые, смотря кто и какую должность занимает. Делалось это под Богоугодной баталией наведения конституционного порядка.
Ох уж мне эта Конституция, сочинённая на русском языке, где глумливо над народом занесено, что он является источником власти!
-И когда же ты станешь задом к лесу, лицом к народу?
 
А что мы могли видеть с вершины древнего башенного ансамбля горной Чечни? Ничего, кроме, как полувоенная организация Спецстрой, отмывала деньги, которые не выходили за пределы МКАД-а. И сами же распускали слухи, что Чечня -это бездонная яма, куда текут федеральные деньги. Выражаясь языком этих банд, мы отмывали им бабло, а они без всякого зазрения совести и других общечеловеческих ценностей, о которых понятий не имели, обогащались на крови народов России и Чечни.
Трудились мы на более сохранившихся объектах школ, больниц, меняли внутреннюю систему отопления жилых домов. Но в категорической форме не велено было подходит к разрушенным строениям свыше 5 %, о капитальном строительстве, о дорогах и коммуникациях хабар пока не был.

Два года предвоенного времени, люди не получали заработной платы, навсегда потерянные время и деньги, теперь, несмотря на военные действия люди трудились, чтобы там не было и не смотря ни на что.
Производственникам вся эта политическая свистопляска до одного места, им надо семьи кормить. Они другой жизни не признают, а проще говоря и не ведают, кроме как делать своё дело, даже в таких экстремальных условиях, с надеждой на счастливый финал. Их девиз простой: "Да всё образуется". Это о производственниках говорят, что ходят по земле своими ногами, а не чужими.
Что их могло поддерживать в таком отчаянном пути жизни? Конечно,  с одной стороны вера во Всевышнего, а с другой, и ненависть: "-скоро им всем конец!"
 Но пока "На полях" Ельцинской СМИ, передавали фронтовые сводки о потерях федеральных сил, не более одного - трёх бойцов ежесуточно. Бойцов, а надо бы дельцов! Информации, о числе жертв с чеченской стороны не сообщалось.

      Забегая намного вперёд открою гостайну, как во второй Чеченской компании, Путинские СМИ изменили тактику оповещения неразумных граждан. В лице "добрейшей" души генерала Манилова- зам. Генштаба ВС, с его воистину Маниловской улыбкой Гоголевского персонажа, который с потрясающим упорством не менял цифру ежедневно уничтоженных боевиков - в ДВЕ тысяч человек! Путин объявил свой "джихад", за взрывы боевиками жилых домов в России, тем самым вызывая огонь на себя.
Здесь, осмелюсь сострит, возможно боевики во время атаки контрактников (а не срочников, как в первый раз) разбегались по сортирам, где нетрудно, и главное- приказано Главкомом, мочить их там хопом. Думаю, не совру если скажу, всего то их было активных штыков две тысячи единиц.

За время Яндарбиевского (и. о. президента, после гибели Дудаева) перемирия с Ельциным с 1996 по 1999 годы, народ Чечни насытился чарами Шариатского правления президента Масхадова. При нём, родимом, народ вновь показывал чудеса стойкости и бессмертия! Жить, работать без зарплаты и старикам существовать без пенсии могли только чеченцы, взявшись за не подъемный суверенитет.
На вопрос куда деваются деньги, был стандартный, в духе его предшественника Дудаева, ответ: "Это национальная тайна". А как по другому, когда кругом враги!
Зато свобода слова и совести было навалом!

О совести.
 Какие то производные от религии ислама, ловили нас на дорогах, проверяли не хлебали ли водку со дня развала Союза, другие заглядывали в преисподние, не забыли ли ненароком дома одеть трусы (как у вахабитов), устанавливали в общественном транспорте перегородки между мужчинами и женщинами, третьи ковырялись в деловых бумагах.
Появилась некая Шура, для контроля качества работы над самим президентом. Естественно тому это стало не по нраву, начались дворцовые интриги, переходящие местами до вооружённых стычек.

И получилось так, что народ сам по себе, власть сама по себе. От сладости такой свободной жизни, до полного разложения общества один шаг, и перед этим шагом стала мощная стена многовековой традиции нашего народа, не изжитые, несмотря на суровые годы Советской власти. Ибо выстрел произведённый сегодня, у нас эхом отзывается в горах ещё лет сто.
   Мы даже не удивились, когда в нашем районе появился самозваный "пророк" по имени Адам! До этого, отметившись в центральном телевидении для всеобщего обозрения в студии Соловьёва и Гордона, возможно, и в невидимых застенках секретных помещений Москвы, Правда своё течение ислама "пророку" не долго удалось проповедовать. Его  взорвали прямо в собственной студии во время эфира нравственных наставлений.   

Молодое поколение, только что вышедшее из советской инквизиции, начало сомневаться в компетентности наших бедных, несчастных мулл, когда появились знатоки ислама из арабских стран, с университетскими образованиями.  Считая своих уже дилетантами в вопросах религии.
А ведь наши Шейхи, муллы, и дальше их последователи, как подпольщики скрываясь от агентов КГБ, учили молодое поколение  основам Корана, как зеницу ока берегли религиозные чувства своего народа. И делали это не корысти ради.
Их выселяли на Соловецкие острова, на виду друг у друга, живыми пускали через металлические жернова, остатки спускали в реку Сунжу, но они не отреклись от своих взглядов.

Не беря грех на душу скажу, что чеченцы, ингуши и аварцы из всех мусульманских народов СССР, были более религиозны чем остальные. И главное, с сожалением, наши братья мусульмане признавали это.
И им был чужд всякие агрессии против мифических неверных, с которыми приходилось работать плечом к плечу.
Все эти страсти происходили при, так называемом руководстве, Масхадова.
Запрещали работать на Масхадова, который, якобы, отошёл от чистого ислама! Клянусь, приходилось прятать папки с бумагами под ковриками в машине.

А каковы были дела у Масхадова с соратниками по цеху?

О слове.
Например, возьмём героя Первомайска (февраль 1996 год. Кизляр, Первомайск. Дагестан) Салмана Радуева, сей "полководец" в 1997 году, не поделился чем - то с своим главкомом Масхадовым, а Масхадов возьми да объяви своему бригадному генералу четыре года тюремного срока. Только наш герой и не думал отбывать срок наказания, устроил бессрочный митинг своих сподвижников у пьедестала бывшего памятника Ленина, и через свой личный телеканал показывал фигу Масхадову и его, прости меня Аллах, шариатскому суду. Я видел, ты видел, все видели. В том же году создал собственную армию имени "генерала Дудаева". Со штабом в его родовом селе.
                * * *
   Появились публичные расстрелы, производимые Шариатским судом на площади у памятника дружбы. Однажды случайно сам очутился во время исполнения подобной кровавой постановки расстрела парня и молодой женщины. Доказано прелюбодеяние, сговор и убийство мужа влюблённой. Судья зачитывал приговор, рядом с ним женщина и мужчина в белых халатах. Приговорённые стояли полуоборотом к толпе, пристёгнутые наручниками к каменной стенке,  читали молитвы, просили о прощении их душ.

Я не смотрел до конца финал, сел в машину позади толпы, дожидаясь товарища. Три палача выпустили, по моему, все 90 пуль.
Здесь на Прозе меня спросили: " А правда ли, что людей согнали силой на это "зрелище"?" Нет неправда, у Масхадова такой силы не было. Если сравнит по масштабам митингов, людей собралось не много, половина случайные зрители, как и я, другая половина такие же грешники, как и те. Здравомыслящий человек на такое зрелище добровольно не придёт.

Вот они пришли смотреть на парочку, что так глупо попались. Было много молодых женщин. С первых выстрелов раздались вопли женщин: "Ай, вай, уй!" Изображать из себя "благородных мадама". Остались удручающие впечатления, и ощущения, что значит коленки дрожать.
Считаю ли я, разумное существо, вопреки своему внутреннему миру, невольно ставшим одним из исполнителей этой сцены, что тяжесть греха этих людей надо карать подобным жестоким образом?

Не знаю, клянусь, не знаю. Хотя и утверждаю, но не случайно же сам я оказался тут, значит есть огрех и не мне быть им судьёй. Только не надо демонстрировать подобную свободу, если весь грешный мир такого не делает, то почему мы должны уподобляться средневековой инквизиции.
Так я записал  на листочках в тот вечер, досмотрев дома сцену расстрела по телевизору, и как врачи освидетельствовали смерть. И ещё, озаглавил свою писанину строками Расула Гамзатова: "Отныне, невежество вместе с дикарством, беру как солдат на прицель".

Я пристрастился писать с тех пор, как начались революционные события в Грозном, когда всем хотелось всё сказать, никто никого не слушал, а тут сидишь себе, "вверяя грусть тоску бумаге", а она молчаливо всё терпит.
В современной истории человечества, только ЧК взяло на себя подобный судебный разврат: ловить преступника, вести расследование, приговаривать и самим же исполнят. Вторые мы.
                * * *
Масхадовские школы закрыты, дети, как Гавроши на улицах революционного Парижа, чумазые от нефтепродуктов, продают в 10 литровых банках бензин, солярку.  Школьный товарищ, друг и ровесник моего сына, как факел сгорел от зажигалки, вспыхнула одежда пропитанная бензином, да и тело, наверное. Его не могли догнать и накрыть.

Тогда и разошлись пути дороги у президента Масхадова и Ахмада Кадырова, служившего муфтием Чечни, который демонстративно выступил перед депутатами и дал характеристику трём президентом Ичкерии: "Дудаев был- такой, Яндарбиев был -сякой,- и махнув рукой произнёс,- а Масхадов -никакой". Потом добавил: "Да он не является хозяином стула на котором сидит!"   

А народ, тем временем, тешился над комедией "Свадьба в Малиновке", дублированном на язык вайнахов, чеченскими народными артистами. Сюжет фильма был перефразирован в духе текущей жизни свободной Ичкерии, а панычей, типа Грициана Таврического и адъютантов Попандопуло, предающего своего боса продажей его оружия массового поражения, у нас были столько, сколько в штате пана атамана Аслана Масхадова "генеральных бригадиров".

Иногда становилось даже жалко этого полковника-артиллериста Советской армии, который в своей жизни кроме трёхдюймовой гаубичной батареи ничего не видел и тут взялся обустраивать жизнь этакого народа, как чеченцы.
Оно так и случилось в конечном счёте в марте 2005 году, финал бывает печальным, когда берёшься не за своё дело. Вся страна лицезрела труп Масхадова в полуспущенных штанах, откуда выглядывали полосатые трусы.

   А Чечню при нём, "бригадиры" разделили по районам на вотчины и каждый, по мере возможности, тянул воз в личную епархию, но все были в одном едины. Нельзя пить водку! Нельзя и всё! Остальное всё можно, только водка- Хьарам, Грех! Шариатский суд вёл палочную экзекуцию пойманным за выпивкой и делалось это демонстративно в эфире телевидения.   
Бедные коллеги, каково нам ездить в соседний Дагестан к своим единоверцам, у которых этого добра плескалось больше чем само Каспийское море и там развеять грусть тоску.
(Высоцкий В.) "Едем, Коля, море там!",- но там ещё до моря от Хасав- Юрта по Кизлярской трассе, в лесной чаше десятки кафешек под романтическими названиями "Вдали от жён!" Не нужны нам берега Таиланда нас и тут удовлетворяют. И это за 25 км от нашего села!

Только чеченцы торжественно клянутся сражаться за чистоту ислама и должны быть на порядок выше чем те же арабы на языке которых ниспослан Коран. Этакий народ - полицейских нравов. Оказалась, эта священная миссия предписана нам начинать из Чечни и до Саудовской Аравии.
Вот, говорю, человек утверждает, что он атеист, что значит не верит ни в Бога, ни в чёрта. А он к нашему удивлению нормальный, совестливый человек, что не соответствовало нашим понятиям. Сколько я встречал в жизни подобных порядочных людей. По мне пусть Бог сам разбирается с ним это не моё дело.
И каждый здравомыслящий, на уровне своего тупого оппонента, предлагал обратную стратегию: "Давайте эту чистку начнём оттуда- сюда", - пытаясь этим вывести горячие головы за пределы Чечни.

Мусульмане всего мира не любят Европу, но жить хотят по их стандартам, одни мы собираемся умирать. И главное, меня об этом никто не спрашивает и никто не задаётся вопросом: кому на руку наше всеобщее харакири? Раз в судный день перед Всевышним, ответ буду держать я, собственной персоной, то зачем мне здесь посредник между мной и Аллахом! Если, конечно, своим нейтралитетом я не буду мешать другим, то не лезь ты в мою душу.
Вам смешно? Не поверите и нам было! Иначе можно поперхнуться глотком воды и откинут копыта - это в худшем, а в лучшем случае играть роль Наполеона в психушке.

   Вот поэтому, надо было сдать Грозный боевикам ещё тогда в марте 1996 году, обладать малость политической дальновидностью, терпением и Чеченский "крейсер" сам пришвартовался бы из свободного плавания "к родной гавани". Без всяких там западных санкций и главное, без "бессмысленных и беспощадных жертв", без, так называемой, второй чеченской войны.

Нам кажется, Жириновский больше артист чем политик, хотя и то и другое у него в избытке, но только он просил тогда у власти дожидаться, пока чеченцы не станут валить друг друга. А события развивались к этому.
Вся свобода Чечни (Ичкерии) базировалась на слухах, и в понятиях, где любой сопляк считал себя вправе прервать самого президента и сказать: "А вот я от бабушки слышал совсем другое...".
Например ещё: быть подданными ЕЁ Королевского Величия Великобритании, конечно весть заманчивая, подобные слухи распускались в кулуарах меджлиса (парламент Ичкерии), ссылаясь на предсказания наших святых шейхов, что в далёком будущем Чечня станет под предводительством Англии и это будущее, слава Аллаху, уже наступило. И пошли "слуги народа" караванами в командировки в далёкую Британию... договариваться.

"-И почёму шейхи, если дело было даже так, прогнозировали нам жить в составе консервативно -христианской Англии, а не под эгидой Саудитов, или пусть усыновят нас Эмиры в Эмиратах, ну на худой конец в Хункар- мохке (Турция). Хочу к своим единоверцам, а не подчиняться католикам, которые совершали крестовые походы против братьев мусульман!", -это я говорю.
"-Ха-ха, да ты кто такой подвергать сомнениям дела добродетелей ислама?",- это мне говорят.
"-При чём тут ислам, мы говорим о конкретных людях",-опять я.   
"-Они близкие люди Аллаха, они ЕГО друзья, товарищи!"
"-Почему, сидя так высоко, они дозволяют испытывать подобные трагедии каждому поколению чеченцев?",- опрометчиво выговариваю вслух, то что думает мой оппонент, но озвучить боится даже себе самому.
"-О! Да ты Богоотступник, ты не любишь чеченцев, ты любишь русских, христиан, любишь цитировать их и т. д..."  -Любишь, не любишь...

О чём говорит далее "если дуб, как дерево родился баобабом...".
Самое тяжкое, под тенью такого баобаба люди засобирались больше чем, у света пророчества, где предупреждали, что игры с Россией обойдутся себе дороже.
Примерно такие дебаты происходят всюду, три человека, три мнения.
В одной семье уживаются "позиционер" и "оппозиционер ".
"Лучше большой мир - чем поганая война!"- это я ещё до того сказал! Причём давно, в 1991 году, на площади "Незалежной" в Грозном, когда там впервые прозвучало слово "газават"! Меня тогда освистывали, а "все ближние мои бросали бешено каменья".

И тут меня, будто бы из поднебесья, озарила гениальная мысль: нет пророка в родном Отечестве, а в нашем селе тем более его отсутствует.   
Конечно, Россия тоже не подарок судьбы, от её непредсказуемой политики шарахаются во всём Мире, от неё можно ожидать всё что угодно. А об этом ещё дорогой Леонид Ильич говорил: "Нам нужен мир, желательно весь!" Шутка! Но в нём доля правды есть. Поэтому Чечня приобретёт свободу влияний тогда, когда России совсем не станет.
  А теперь, когда Россия ярко демонстрирует, как "крепнет, крепнет год от года сила русского народа", придётся отложит эти пророчества в долгий ящик и стать на защиту Единой и Неделимой! Что и делают успешно сегодня мои оппоненты тех революционных бурь. Такие не пойдут, как Бруно, на костёр. Вмиг переметнутся и вновь с усердием будут поклоняться новым Богам. Эксперимент? но не впервой в истории человечества.

Но вернёмся в пылающий Грозный марта 1996 года.
В истории первой и почему-то Чеченской войны, эту битву нарекли "мартовскими событиями 1996 года", когда Федеральные силы не пожелали вернуть Грозный боевикам, что им не помешало сделать то же самое в августе того же года, после бесчисленных и напрасных жертв и разрушений.