Сталинградский воздушный мост Люфтваффе

Олег Каминский
     В ходе оборонительного сражения за Сталинград летом-осенью 1942 года советские войска измотали и обескровили главную группировку врага, что создало благоприятные условия для перехода в контрнаступление. К середине ноября в районе Сталинграда удалось сосредоточить крупные силы наших войск, завершилась и подготовка к контрнаступлению.
 
     Для участия в контрнаступлении привлекались войска трех фронтов: Юго-Западного (командующий генерал-лейтенант Н. Ф. Ватутин), Донского (командующий генерал-лейтенант К. К. Рокоссовский) и Сталинградского (командующий генерал-полковник А. И. Еременко), в состав которых входили соответственно 17-я, 8-я и 16-я воздушные армии. Перед началом контрнаступления воздушные армии были усилены авиационными соединениями резерва Ставки ВГК и 2-й воздушной армией, которая оперативно подчинялась командующему Юго-Западным фронтом. Кроме того, к участию в операции привлекались части Сталинградского корпусного района ПВО (командующий полковник Е. А. Райнин). По некоторым данным, всего наша авиация имела 1.414 самолетов, против 1.216 самолетов немецкого 4-го воздушного флота.

     Общий замысел контрнаступления (кодовое наименование «Уран») заключался в том, чтобы, сковав главные силы немецко-фашистских войск непосредственно в районе Сталинграда, нанести два мощных сходящихся удара по флангам противника, занимаемым его союзниками – итальянцами и румынами, в общем направлении на Калач, окружить и уничтожить прорвавшуюся к Сталинграду немецкую группировку.   

     Авиация Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов имела задачу надежно прикрыть наступающие сухопутные войска от ударов авиации противника, оказывать поддержку пехоте и танкам при прорыве обороны врага, окружении и уничтожении войск противника под Сталинградом, вести борьбу с подходящими резервами неприятеля, особенно его танковых и моторизованных дивизий, осуществлять воздушную разведку.

     Контрнаступление началось 19 ноября 1942 года ударами войск Юго-Западного и Донского фронтов, а на следующий день стали наступать также войска Сталинградского фронта. Ошеломленные неожиданным и мощным наступлением советских войск, деморализованные войска противника не смогли оказать серьезного сопротивления и 23 ноября подвижные соединения Юго-Западного и Сталинградского фронтов соединились в районе Калача.

     В кольце окружения оказались 22 дивизии и более 160 отдельных частей 6-й полевой армии и 4-й танковой армии немцев, общим числом около 330 тысяч человек. Германское верховное командование прекрасно понимало, что залогом удержания позиций и вопросом жизни и смерти самих окруженных войск являлось бесперебойное снабжение всем необходимым по воздуху.
 
     Поэтому, уже 23 ноября транспортные самолеты Ju 52 произвели 31 вылет для доставки необходимых грузов окруженной группировке. А поздним вечером того же дня рейхсмаршал Геринг провел в Берлине экстренное совещание с участием высших чинов Люфтваффе. На нем впервые прозвучала цифра 350 тонн грузов снабжения в день, которую мог гарантировать «воздушный мост» для окруженных войск в Сталинграде, хотя сам Геринг обещал даже 500 тонн грузов.

     Согласно расчетам, для перевозки требуемых трехсот тонн грузов в Сталинград требовалось не менее 12-15 авиагрупп и примерно 630-800 самолетов типа Ju 52. Для того, чтобы набрать такое количество транспортных самолетов, было дано указание мобилизовать все исправные Ju 52 находившиеся в авиашколах, штабах и учреждениях центрального подчинения.

     Заодно, для снабжения окруженных войск, было решено привлечь транспортные группы укомплектованные самолетами Не 111 и Ju 86. Довольно скоро, в конце ноября – начале декабря, для снабжения Сталинградского котла были задействованы уже не менее 12 транспортных авиагрупп.

     Среди них – авиационные группы KGr.z.b.V.9 (Obstlt. Adolf Jаckel), KGr.z.b.V.50 (Maj. Otto Baumann), KGr.z.b.V.102 (Hptm. Walter Erdmann), KGr.z.b.V.105 (Maj. Rudiger Jakob), I./KG.z.b.V.172 (Maj. Erich Zаhr), KGr.z.b.V.500 (Maj. Ludwig Beckmann), KGr.z.b.V.700 (Maj. Ferdinand Muggenthaler), KGr.z.b.V.900 (Oberst Alfred Wubben), которые имели на вооружение обычные транспортные самолеты Ju 52.

     Самолетами He 111 располагали KGr.z.b.V.5 (Hptm. Fritz Uhl) и KGr.z.b.V.20 (Maj. Hermann Schmidt), а самолетами Ju 86 - KGr.z.b.V.21 (Hptm. Ernst Hetzel) и KGr.z.b.V.22 (командир не известен).   
 
     Надо заметить, что из-за интенсивной эксплуатации в сложных погодных условиях, множество самолетов выходило из строя по техническим причинам. К тому же, с каждым днем росли боевые потери. Боеспособных самолетов явно не хватало (в строю было не более 30-35% от штатной численности авиачастей) для бесперебойной доставки необходимого количества грузов. Поэтому, для решения транспортных задач, немцам даже пришлось задействовать части бомбардировочной авиации, вооруженных самолетами Не 111. 

     Так, для снабжения Сталинградской группировки, была назначена в полном составе KG.27 (Oberst Hans-Henning Frhr. von Beust), с группами I./KG.27 (командир не известен), II./KG.27 (Hptm. Reinhard Gunzel), III./KG.27 (Maj. Erich Thiel).

     Для грузовых полетов были подключены также Stab/KG.55 (Obstlt. Dr. Ernst Kuhl), I./KG.55 (Maj. Rudolf Kiel), II./KG.55 (Maj. Heinz Hоfer), а также I./KG.100 (Hptm. Hans-Georg Batcher). Правда, во второй декаде декабря число Не 111, привлекаемых для решения транспортных задач, существенно сократилось в связи с необходимостью поддержки сухопутных войск. Сначала в операции «Винтергевиттер» («Зимняя гроза») по деблокированию «котла», затем при отражении наступления советских войск на Среднем Дону.

     Позднее, часть «Хейнкелей» всё же вернули на снабжение Сталинграда. А ещё позже, уже в январе 1943 года, для решения транспортных задач в 4-й воздушный флот прибыли и другие части, в составе которых были самолеты Не 177, Ju 90, Ju 290 и FW 200. Впрочем, не будем забегать вперед, а лучше расскажем о мерах, предпринятых Красной армией, против Сталинградского воздушного моста Люфтваффе.
   
     Советское командование довольно быстро сориентировалось и приняло решение объединить усилия авиации по блокаде «Сталинградского котла» с воздуха. Для этого были привлечены, в первую очередь, силы 8-й и 16-й воздушных армий. В борьбе с транспортной авиацией противника принимала участие и 17-я воздушная армия Юго-Западного фронта, но гораздо меньше. Числящаяся с декабря в составе того же Юго-Западного фронта 2-я воздушная армия действовала на правом крыле фронта и её участие в деле уничтожения вражеской транспортной авиации было совершенно незначительным, поэтому, в данном случае, упоминать о ней вряд ли есть смысл.

     Принцип воздушной блокады был следующим – вокруг окруженной группировки, были определены четыре зоны перехвата и уничтожения вражеских самолетов силами 16-й и 8-й воздушных армий, а также зенитной артиллерии Сталинградского корпусного района ПВО и сухопутных войск. К слову, на 20 декабря в советских войсках под Сталинградом насчитывалось 235 зенитных орудий среднего и малого калибра, а также 241 зенитный пулемет. Значительными были также силы истребителей, на которые легла основная тяжесть борьбы с транспортной авиацией противника.

     О том, как действовал Сталинградский воздушный мост Люфтваффе и какими были результаты действий против него советских истребителей и зенитчиков, будет рассказано в своеобразной хронике событий с 23 ноября 1942 года по 3 февраля 1943 года.   

     Осталось только упомянуть, что информация для данного исследования взята из различных документальных источников, в первую очередь из Журналов боевых действий Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов, Сталинградского корпусного района ПВО, 17-й воздушной армии и других источников, в том числе материалов Фрайбургского Военного архива - Genst. Gen. Qu. (6 Abt.) «Flugzeugunfalle und Verluste bei den Verbanden». Поскольку акцент делается на борьбе только с транспортной авиацией противника, в ряде случаев информация сокращена и отредактирована.

     Продолжение следует…