Это было недавно... часть вторая

Александр Георгия Сын Николаев
                Это было недавно … часть вторая



                1



Тридцать первого декабря прошлого года  так и не получилось продолжить  начатое накануне.
С утра была нормальная метель, с добавлением снега и со снижением температуры, - следовало ожидать именно такого завершения  для уходящего года : «и кости ломило, и хвост не выпускал на улицу» … вполне обычное дело, - «закрытие плана по осадкам и по ветрам» …

Субъективно же пришло очередное недомогание при резких переменах погоды в любое время года.
От чего настроение построилось неравноценное, идущее прежде всего от чувствительности  сосудов и капилляров в пределах головы.
Да и поясница вместе со всей личной системой передвижения, после прогулки днём раньше, чётко выразили своё нежелание ни участвовать в снятии почти тридцати-сантиметрового слоя снега с поверхности крыши хозяйственного сарая, ни вновь помогать  снеговой лопате при очистке дорожек во дворе, в саду и в огороде, уверенно обозначенных вольным в перемещениях Дружком.

Пришлось ограничить себя  движениями в пределах дома, занимаясь архивами черновиков своих стихотворений, чтением новостей с помощью Интернета, а затем и ознакомлением с новыми авторами - ((( и откуда  постоянно столько берутся ?! - что на Стихи.ру, что на Проза.ру … )))

Разумеется, с утра, пусть и после всего шестичасового сна, приготовил завтрак и для Дружка и для себя, протопил печку, вынес и вылил в компостную кучу ведро  кухонное с очистками картофеля и с доливом из ведра под умывальником, - тем самым «Мойдодыром».
Условия  не лучшие, но вполне устраивающие в данный момент, - ибо нового пока что не предвидится.

Дружок обычно просится на прогулку вне пределов нашего двора, проверяя «свою» территорию и вдоль забора и зачастую на другой стороне этой улицы.
Прежде чем выпустить его, выхожу сам за калитку для того, чтобы убедиться в безопасности Дружка, так как проходящие мимо люди иногда вызывают у Дружка недоверие и тогда он старательно защищает меня громким лаем и всем своим видом.
В этом случае приходится подзывать Дружка к себе и голосом удерживать его рядом, поглаживая по спине и по голове.

Если же никого нет  в пределах видимости на несколько домов в обоих направлениях от нашей калитки, то Дружок уносится по  снежному покрову, отмечая знакомые ему места принятым и понятным способом.
Возвращается обычно сам, открывая вовнутрь двора не тяжёлую деревянную калитку после церемонии прогулки, или же в случае появления на имеющем вид тротуара пешеходной дорожке не нравящихся ему людей : тогда, со своей стороны забора, имея  неограниченное право, начинает громко и солидно лаять, при этом сопровождая вдоль забора и ворот проходящих с другой стороны.
Но так происходит достаточно редко. Обычно Дружок на прогулке миролюбив,  не проявляет ни к кому агрессии, - разве что если не чувствует идущего от других непроизвольного страха и опасения по отношению к нему, к Дружку.
В этом случае Дружок сам забегает в наш двор, и лишь тогда выражает своё неудовольствие.

За столько лет нашего общения и взаимного в общем-то воспитания мы понимаем друг друга всегда и полностью. Можно и «секрет» открыть : Дружок всё понимает и во всём поступает правильно благодаря нашей действительно телепатической связи.
Иначе трудно объяснить множество ситуаций, когда, не видя и не слыша друг друга, мы всё же  воспринимаем взаимные наши  мысли.
Примеры ? Вот  наиболее наглядные.
Дружок ушёл-убежал так далеко, что я его не вижу. А по времени прогулка его длится больше обычного времени.
Тогда призываю Дружка, мысленно, вернуться.
Проходит несколько минут … и вот он на полной скорости мчится ко мне …
Прибежал, отдышался, приобрёл очередную похвалу и новые поглаживания-почёсывания, вместе  зашли во двор, при этом калитку открываю я при внимательном ожидающем взгляде Дружка …

Второй пример, не менее значимый.
Зима. Дружок в одной из зимних своих «квартир» … Выношу добавку, две-три сырых нагретых куриных лапы, когти с которых снимаю садовым секатором.
Зову … Появляется голова, отдаю одну куриную лапу … голова скрывается … неслышный голос мой предлагает следующую … Вновь появляется голова … аккуратно скрывается …

Третий пример. Понимание  Дружком значений интонаций  слов, жестов, мыслей.
Чаще всего процесс мануальной терапии для моего четвероногого друга происходит на крыше ближней  утеплённой конуры, совсем рядом со входной дверью в дом.
В холодное время года приглашаю Дружка  голосом и похлопыванием по одеялу, на котором затем и располагается, лёжа на животе или на боку, или же упираясь всеми лапами, предпочитая быть во весь рост, --- массаж   пальцами рук не жёсткий, но плотный, сильный.

Когда же тепло и побольше свободного времени, это наша взаимная радость проявляется на диване, расположенном под навесом с одной из сторон дома вблизи вишнёвого сада.
Скажешь «Диван ! Гладиться !» , - и намного меня опережая, Дружок  мгновенно там.
Видели бы вы улыбки, позы, глаза Дружка не только в эти блаженные моменты !
И такое же приятное приглашение : " Гулять !"

 


                2



Но я сильно отвлёкся от «основной темы сочинения» … Возвращаюсь .

Итак, самые памятные для меня моменты «тридцать первых декабря»  и, ((( куда же без них ))),  «первые январи» …
То есть, именно то, что вспоминается, - при желании, - прежде всего.

Призыв в Советскую Армию, 30 ноября 1973 года --- принятие Присяги, начало военного специального образования в учебном взводе, в «школе сержантов».
Достаточно давно рассекреченный военный полигон, теперь известный всему миру «Плесецк».
А тогда, при подписании документа о неразглашении военной тайны, нам стало известно о том, что и эта стартовая площадка была предана печально известным полковником Генерального Штаба …

Свойства личной памяти, или настолько сильные впечатления того времени и такого внутреннего состояния, что и сейчас, через почти сорок шесть лет, могу  «нарисовать словами» и сборно-щитовые казармы и почти все объекты на территории этой большой воинской учебной части.
Но не стану, ибо  имею планы «восстановить» эту часть прошлого в отдельном произведении.
Скажу лишь о потрясающем  виде  вблизи на впечатляющий стартовый стол, весь  украшенный надписями - «автографами»  солдат и сержантов срочной службы, - это раз, и два, - это монументальное сооружение  монтажно-испытательного корпуса, в котором мы иногда скрывались во время обязательной, даже в зимние холода, пробежки во время ежедневной  утренней зарядки.

Архангельская область … Но не заполярная её часть : Солнце, хоть и ненадолго, днём мы всё же видели. Равно и впечатляющие северные сияния …
Тридцать первое декабря 1973 года … с утра обыкновенный мороз, привычные занятия в учебном корпусе, - с утра, после завтрака, и до вечера, с перерывом на обед.
После ужина возвращение в бытовую казарму и там свободное время, до отбоя.

В быстро приходящем вечере в канун Нового Года неожиданно стало очень и очень темно, чрезмерно шумно.
Выглянули в двери казармы … Идёт настоящий и такой сильный дождь !
Зимой ! В северной области !

Деталей встречи 1974 года практически не помню.
Казарма … Ленинская комната, маленькая, тесная … столы с лимонадом, печеньем и прочим нехитрым дополнением к солдатскому рациону.
Чёрно-белый телевизор … вроде бы даже был включён …

Но «самое интересное» было наутро, первого января.
Резкое ночное похолодание, превращение всех дорог и дорожек в  ледяной каток, деревья под гнётом наледи, где обломанные, а где и словно в коконе.
Окна казармы, и до того практически не прозрачные, в корочке льда ; стены, для утепления засыпанные нами с уличной стороны до нижнего края окон, тоже во льду …

Зарядки утром первого января не было, - праздник ; построились на  дороге возле казармы, двинулись в столовую …
Понятно, строя как такового не было, да и сержанты наши сами дали команду идти не в ногу, стараясь не упасть и не сбить идущих рядом.

После завтрака направились куда-то на склады, за инструментом.
Разобрали «кому что нравилось» : лопаты снеговые, штыковые, совковые, а так же ломы и ломики, пешни …
И вся наша учебная часть трудилась весь день и даже часть вечера, при свете фонарей, на очистке ото льда всего, что было приказано.
Кололи, убирали лёд, замёрзший снежный наст, раскидывали песок по всем дорогам и дорожкам.
Глупые, - шутливые ? - старания некоторых освободить деревья  ото льда привели к поломкам ветвей …

Вроде бы и второго января 1974 года продолжали то же самое.
Усталость ? --- была. Радости от прихода Нового Года ? --- не уверен …
Затем начались обильные снегопады и стало намного проще передвигаться по территории.
После таких трудов в борьбе со всеобщим оледенением уборка снега воспринималась   не забавой, но рядовым событием.


Встреча Нового, 1975, года …
После учебного подразделения, с апреля 1974 года, были распределены по всему полигону.
Некоторые ребята угодили на Новую Землю, в Нарьян-Мар, в совсем отдалённые «точки», где была необходимость в расположении телеметрических станций.

Наша группа из восьми или десяти человек, будущих молодых сержантов, прибыла в максимально специализированную телеметрическую часть, называемую «наземный измерительный пункт».
Номер «площадки», её название помню, но читателю это ничего не скажет.

Не так далеко от нашей в\ч ( воинской части ) располагались несколько стартовых позиций для пуска ракет и военного назначения — два раза в год контрольные или испытательные пуски в район Тихого океана, где-то вдали от Чукотки, Камчатки ...
и как бы гражданских, - серии «Космос», и прочих, связанных с исследованиями, с испытаниями новой техники …

В этой небольшой по площади воинской части были две кирпичных трёхэтажных казармы, на первом этаже одной из которых располагались комната дежурного по части, почта, солдатский буфет, солдатская столовая и медсанчасть, - это в той казарме, на третьем этаже которой «квартировал» наш отдел.
Во второй казарме на первом этаже были офицерская столовая, кинозал и библиотека.

Было ещё несколько зданий технического характера, с аппаратными и антенными полями, с помещениями штаба части и секретного отдела.
Во время боевых работ переходили на собственное электропитание, используя дизельные электрогенераторы, - отдельное здание.

В общем-то служба в этой воинской части была интересной и полезной.
«Единственное неудобство» было в том, что вокруг сплошные леса и небольшие озерки, в летнее время комары «размером с неприятность» и гнус, не боящийся «даже командира части», настоящего участника Великой Отечественной войны, полковника …
И не давали нам «увольнительных» --- просто некуда …

Сам город Мирный казался неким оазисом в нашем понимании, когда при необходимости
ездили лечить зубы, или, если что посерьёзней, в госпиталь.
Привозили  же нас в кузовах ГАЗ-66 несколько раз на строевые смотры и два раза в гарнизонный Дом офицеров на концерты ансамбля Ленинградского военного округа …
Офицеры добирались до мест своей  службы на мотовозе, - командиры и начальники штабов имели в своём распоряжении тентированные УАЗики …

( Видел фильм об этом полигоне в двадцать первом веке. Теперь офицеры перемещаются на вполне комфортной "электричке", с тягой локомотива. )

В начале лета 1974 года все мы стали младшими сержантами, командирами отделений.
К этому времени втянулись в службу на техническом уровне, привыкли нести новые обязанности в карауле, в наряде по казарме, в наряде по солдатской столовой.
Познакомились, и некоторые, вероятно, подружились с новыми для себя сослуживцами.
Были и у меня новые товарищи, и ровесники, из солдат, и постарше, из сержантов.
Но после службы ничего ни о ком не знаю, - хотя и отправлял поначалу по домашним адресам свои письма ...

К приходу Нового Года особе не готовились, зная о том, что будет кино, будет просмотр в казарме телевизора, прослушивание заезженных пластинок в Ленинской комнате, те же самые лимонады и прочее, что можно было купить на свои деньги в солдатском буфете.

В солдатской столовой, по праздничным дням, полагалось как бы разнообразие, но оно не прельщало и не насыщало так, как мы могли позволить себе в буфете, где ассортимент привлекал внимание и глаз и желудка … колбаса … икра … сгущёнка … кофе … конфеты … шоколад ...

Был ещё один момент, сильно влияющий на желание встречать любой праздник в казарме : неудобство  «парадной»  формы одежды, тесные узкие ботинки, обязательное наличие в расположении каждой роты \ у нас --- отделы \  дежурных офицеров из числа наших непосредственных командиров, в то время  старших лейтенантов, капитанов, майоров.

По этой вот действительно причине многие из нас стремились попасть в наряд, тем самым избегая  неуклюжести своей в «парадной» форме, тотального контроля, да и тянушегося от безделия времени в пределах казармы.
Поэтому был очень рад своему очередному назначению начальником караула в пределах нашей воинской части.
Так получилось, что именно в караульном помещении, вместе с отобранными мною солдатами, нёс службу в период с вечера тридцать первого декабря до вечера, смены состава караула, первого января.

Да, было чуть сложнее, чуть ответственнее именно по случаю усиленного варианта несения службы, - но зато эти сутки  промелькнули почти незаметно, да ещё с учётом доп.пайка, который мы вскладчину приобрели для встречи года предстоящей нашей демобилизации.
Вот это значение приходящего Нового, 1975, года и стало самым приятным для ребят нашего ноябрьского призыва.

Не знаю, что и о чём думали другие мои сверстники, но сам я так радовался этому сочетанию чисел, обозначающих завершение службы, возвращение домой, - хотя и не представлял себе в ту новогоднюю ночь ничего конкретного относительно своего приближающегося будущего.
Лишь начиная с осени 1975 года появились первые продуманные мысли о  предстоящей далее гражданской жизни.

Вероятно, тот опыт встреч любого праздника  вне  общего, вне массового проявления не всегда искренних чувств  помог в дальнейшем гораздо свободнее чувствовать себя именно в подобных ситуациях, когда  символичность перемены дат происходит  прежде всего внутри собственного мира.
По жизни ещё не единожды встречал очередной Новый Год в обстановке трудовой, в условиях выполнения служебных обязанностей.
И это воспринималось всегда  нормой лично для меня, не испытывающего разочарований и неудовольствия таким ходом событий.



                02.01.2020

                продолжение следует