Принц на...

Саша Лиса
Рассказ моего папки, который он мне прислал по интернету. Я немного подредактировала.
***********************************
Книга - источник знаний.

Мой дед, а твой прадед, с пятидесятых годов прошлого века работал заведующим складом книготорга Карачаево-Черкесской Автономной области Ставропольского края.
Это были поистине сокровища Али-Бабы.
В те благословенные времена не было интернета и люди читали бумажные книги. И читали их не только интеллектосексуалы, а большинство населения.
Книги были разные. На все вкусы: от детских раскрасок до философских и "первоисточников" от "основоположников"...
Книги были на русском, карачаевском, черкесском, адыгейском...
Так вот. Склад был большой и занимал два этажа кирпичного дома в самом центре Черкесска. Аккурат рядом с обкомом и исполкомом.
Так раньше ценили книги!
И с первого этажа на второй ходил подъёмник. Первый лифт в моей жизни. И вот дед поднимал меня на второй этаж и я там пропадал часами. Воистину пещера сокровищ.
Книги любые. От сказок и приключений до фантастики и измышлений политологов. А также портреты разных вождей.
Как не странно, там был и Сталин и Берия и Маленков и иже с ними. Не знаю зачем, но берегли на всякий?
Вдруг наши вернутся?
Был там и товарищ Хрущев.
Но я не об этом.
Так вот, переодически со склада в разные населенные пункты области и края развозили книги. По книжным магазинам. Для этого в книготорга была специальная машина. Да не простая, а целый автобус.
Естественно, в том старом стиле. Сделанный из грузовика.
И мой дед часто ездил на развозки сам. Иногда в дальние горные аулы. И всегда брал меня с собой. Это было в начале 60-х прошлого века.
Дороги были никакие, скорее их вообще не было. Асфальт местами, а дальше камни и осыпи.
Но книги везли. И их ждали люди.
Ну так вот. Выезжали очень рано утром. Машину уже загрузили накануне доверху книгам и только под потолком оставалось местечко.
Бабушка собирала нам в дорогу снедь. И всегда давала небольшой матрасик. Который я клал сверху книг и, накрывшись покрывалом, ложился досыпать. Это был ритуал своего рода. Ехать в горы на книгах.
Автобус еле-еле тащился по разбитым дорогам. А я, покачиваясь и потряхиваясь, дремал на книжках. Так приезжали в первый пункт разгрузки.
Я помогал чем мог.
Ехали дальше. Но я, лёжа на книжках, уже смотрел в окна на красоты гор Кавказа, окружающих нас.
Гудел мотор, дед переговаривался с водителем, а я неотрывно смотрел. Горы, реки, обрывы, леса. Дикая красота. И мы, везущие в горы книги.
Романтика.
И когда разгружались в последнем пункте обычно расстилали покрывало и садились... Нет не обедать, а уже ужинать.
Домой ехали по узеньким горным дорогам в свете тусклых фар старенького автобусика.
Но как было здорово!
***************

Вот такую нехитрую историю написал мне в письме отец.