Сценарий бала 2020г. по сказке Татианы Березницкой

Аркадий Кузнецов 2
По ту сторону зимы




- Зима с летом не схожи.

Лёд и зеркало похожи.

Что за гранью, загляни

По ту сторону Зимы.

(Появляются Эля - девочка девяти-десяти лет и её младший брат Паша.
Эля показывает язык младшему брату и смеётся)
Паша: Несносная сестрёнка! Я не останусь в долгу! Вот запулю в тебя, Элька!(Скатывает снежок и бросает  в Элю. Правда, мимо)
Паша (в сторону): И угораздило же меня родиться всего на год позже. Вот Даня везучий. Родился самым первым. Эля его слушается.
(Отвернулся и яростно стал лепить снеговика)

Белые снежинки, медленно кружась, оседают на поседевшую от холодного дыхания зимы землю.
Эля(закидывает голову):Буду ловить снежинки губами! Не буду обращать внимания на этого надувшегося Пашку.
Даня(выходит к ней):Не делай этого. Простудишься.  Ты слишком увлеклась!

(В этот момент между тучами что-то ослепительно сверкает. Маленькая искорка разгорается прямо на глазах, превращаясь в падающую звезду, которая очень быстро исчезает)
Эля: Даня, Паша, смотрите!
Паша: Спорим, она упала на пустоши?  На что спорим?
(Самая обычная местность, заросшая чертополохом и полынью, сейчас, под снегом, выглядит заколдованной сказочной страной)
Эля: Глядите, здесь - как будто заколдованная сказочная страна!
Паша: Ничего не видно!
Эля: Вы не видите сияние за дальним сугробом?
(Бежит в сторону сияния, братья - за ней)

Паша: Что ты нашла? Покажи. Ласто-о-чка. А где же звезда?
Эля: Ага. Откуда только взялась? (Подносит замёршую птичку к губам и дышит на неё)Живая! Я возьму её домой. Хорошо, Даня?
Даня: Конечно, возьми! (Стягивает с левой руки варежку и протягивает Эле)  Положи её сюда, а то совсем замёрзнет, пока доберёмся домой.
Эля: Даня, ты для меня - самый хороший, самый лучший и красивый брат в мире.  Пашка меня  любит иногда подразнить. А ты – никогда.
Даня: Я старший.
Эля: У меня кончик носа совсем замёрз. Каково же ласточке, привыкшей к тёплому лету и южным странам! Заверну её получше! (Прижимает к  шубке)
Скоро мы будем дома, и ты согреешься.
Даня: Наконец-то снег и мороз!
Паша: Сегодня вечером можно пойти кататься на коньках. Лёд уже достаточно крепкий.
Даня: Ещё старый Новый год впереди...
(Ребята заходят в дом. Эля укладывает ласточку возле печи)
Эля: Так ей будет тепло, но не слишком жарко.(Садится рядом на лавочку)
Я буду звать тебя ласточка-звезда. Потому что ты упала с неба как звезда, - (Гладит  птичку по головке пальчиком)
Даня: Ну, чудесно, а я и Паша пойдём на речку. Вот твои коньки... (Уходят)

(Музыка)

Голос ласточки: Спасибо! Ты меня спасла.
Эля: Тебе уже лучше? И ты умеешь говорить?
Голос ласточки: И даже могу потанцевать!
(Танец ласточки и Эли)

(Бьют часы. В комнату вбегают мама и соседи, неся на руках Пашу)
Сосед: Заноси, заноси скорее.
Соседка: Дров подкинь в печь. А мальчика быстрее в постель. Анна, неси всё, что есть тёплого, отогреть мальца надоть.
Эля: Мама, что случилось? (Соскакивает с лавки) Мама…  Это Паша... Что с Пашей?
Сосед: Твой брат попал в полынью, девочка. Лёд проломился.  Вот ведь как бывает, дочка. Беда приходит, когда её не ждут. Зима в этом году поздняя. Тонкий лёд-то ещё. Ты не смотри, что сверху вроде хорош. Молочный он ещё.
Эля: Скажите, он же выживет? Паша выживет, правда?
Сосед: Даст бог, выживет. Матери твоей будет нелегко смириться и с одной потерей …
(Взрослые склоняются на Пашей. Мама хлопочет у печи,  ставит на огонь воду для отвара)
Эля: А где Даня? Они же вместе ушли.
(Мать негромко всхлипывает)
Где Даня?
Сосед: Дани нигде нет. Может, его забрала река.
Эля: Нет! Нет! Этого не может быть. Даня… Вы все врёте!
(Хватает в охапку шубку, выбегает из дома)
Даниил!!! Вернись… (Начинает плакать)
(Вдруг на окне встаёт ласточка)
Ласточка: Ты плачешь? Ты очень любишь своего брата. Я думаю, ты ещё сможешь его вернуть.
Эля: Как?
Ласточка: Для этого придётся перейти на ту сторону зимы и вернуться обратно.
Эля: Но я не знаю туда дороги... И что это за место вообще?

Ласточка (звенящим голосом): Зима с летом не схожи.

Лёд и зеркало похожи.

Что за гранью, загляни

По ту сторону Зимы.

Эля: Это всего лишь глупая песенка...

Ласточка: В мире света и тьмы,

Где живут мечты и сны.

Звёзды ночью не видны

По ту сторону Зимы.

Тёплый снег и мягкий лёд,

И зелёный небосвод.

Эля: Это просто песенка. Дурацкая песенка.
Ласточка: Если ты хочешь, я проведу тебя туда.
Эля: Конечно, я пойду.(Застёгивает шубку)
Ласточка: Не надо, шубка не понадобится. Там тепло. Помнишь, тёплый снег и мягкий лёд.
Эля: Тогда я возьму только мамину шаль. И Дане она может пригодиться. Вдруг он замёрз, пока был в реке.
Ласточка: И зеркальце! Иначе никуда не попадёшь.
(Эля прячет маленькое зеркальце в кармашек платья и, укутавшись в шаль, идёт от дома)
Эля:Холодно.
Ласточка:  Бросай зеркальце вверх. Бросай скорее, пока совсем не замёрзла. И ничего не бойся.
Эля, прижимаясь к ласточке, подбрасывает зеркальце вверх)
Эля: Как странно! Я думала,оно разобьётся. А оно  вдруг перевернулось и зависло в воздухе.
Ласточка: Смотри - солнечный луч, пробившись сквозь облака, упал на гладкую поверхность, и , словно в калейдоскопе, вспыхнула радуга огней, рассыпавшись невиданным звездопадом!
Эля: Какой кругом мягкий пушистый снег! А ветки деревьев звонят в воздухе...

(В небе разгорается и переливается сияние. Звучит композиция из песен "Звенит январская вьюга" и "Сказочная тайга":
Не видят люди друг друга,
Теряют люди друг друга,
И в дебри сказочной тайги
Падают они!)

Эля: И что же дальше, ласточка-звезда?
Ласточка: Вперёд!  За горизонт.
Эля: А разве там что-то есть?
Ласточка: Конечно. То, что ты видишь, всего лишь маленькая частичка этого мира. Иди вперёд и помни о брате.
Эля: Сниму-ка я валенки. Снег тёплый и очень напоминает лебяжий пух! Но, ласточка-звезда, я устала и ужасно голодна.
Ласточка: Потерпи немного. Нам надо дойти до леса. Осталось немного.
Посмотри: Деревья больше походят на гигантские папоротники. И цвет у них  необычный. Под зелёным небом на белой земле растут деревья с сиреневой и оранжевой листвой.
Эля: Вот это да!
Ласточка(поёт): В небесах горит зелёный восход,
По мосту идёт оранжевый кот,
И лоточник рядом с ним продаёт
Апельсины цвета беж...

Отдохни пока тут. А я поищу еду и дорогу.

Эля(опускается на опавшую листву и оглядывается по сторонам): Как здорово! Под соседним деревом - целая семейка ярко-малиновых грибов, а дальше, над зарослями сиреневого кустарника порхает стайка перламутровых бабочек.

(К Эле упала гроздь золотистых плодов)
Ласточка: Это съедобное. И поспеши, я нашла дорогу.
(Музыка)
Эля(пробует один плод): Пахнет ванилью и ещё чем-то, то ли сливками с корицей, то ли запеченным гусем. Вкус - как печенье с абрикосом. И сил с каждым съеденным кусочком прибавляется. Я отдохнула, идём дальше!
Ласточка: Я буду показывать дорогу! Вот и высокий холм. Его крутой склон спускается прямо к реке.
Эля: Какая белая пена у реки! Она превращается на берегу в сугробы! А над самой рекой висит в воздухе  радуга!
Ласточка: А вот и мост!  Право, как всё удачно складывается. Мы - перед радужными ступеньками. Давай, смелее.
Эля: Я боюсь. Она слишком лёгкая и прозрачная.
Ласточка: Не бойся, выдержит. Ты как пушинка. И потом, всё равно другого пути нет.
Эля: А если идти вдоль реки?
Ласточка: Ты сразу завязнешь в сугробах. Да и не та это дорога.
Эля: Как бы сейчас поступил на моём месте Даниил? (Вступает на мост) Тебе хорошо, у тебя крылья. Ой, а тут всё разноцветное, и я сама - разноцветная! И что ни шаг, то новая мелодия!
(Танец разноцветных красок)
Эля (спустившись на другой берег): Это было так красиво! И ничуть не страшно.
Ласточка: Я же говорила. На радужном мосту не может быть страшно.
Эля: А откуда это тиканье?
(Слышно тиканье часов)
Ласточка: Мы в городе часов. Вот башенки, дома.
(Туман тает, сквозь него проступают очертания башенок и домов)
Эля:  Каких только часов тут нет! Рядом с напольными ходиками - будильники разных размеров. Часы с позолотой и маленькими ангелочками рядом с корабельными часами. Прямо в воздухе висят часы с кукушкой. И все эти часы идут!
Голос человека в часах: Тик-так, тик-так -  со всех сторон.
(Танец часов - пьеса Л.Андерсона "Часы с синкопами")
Ласточка: Вот и Круглая площадь! Сейчас пробьют башенные часы!
(Бой курантов. Когда стихает эхо от последнего удара, под часами открывается маленькая дверка и оттуда высовывается голова в полосатом колпаке.
Человек в часах: Время шесть часов. (Подмигивает Эле) Что стоишь? Торопись, а то опоздаешь. Время есть только до полуночи. Торопись, Кудряшка.
Ласточка: Ты слышала, что он сказал? Пойдём скорее.
Эля: Он назвал меня Кудряшка... Ты понимаешь? Кудряшка. Так меня называл только Даня. Я обязательно найду его. Обязательно.
Человек в часах: (читает стихи о времени)
(Город часов скрывается под песню о часах)
Ласточка: Вот и серебряная дорога. А рядом растут кристальные деревья.
Эля: Ласточка-звезда, я больше не могу.
Ласточка: Хорошо, давай отдохнём. И поиграем...
(Игра "Да" - "Нет")
Молочница Тереза (появляется в белом фартуке и чепце перед Элей и ласточкой): Тра-ла-ла-ла, Тра-ла-ла-ла. Ах, какая милая девочка!
Эля: Кто вы? Вы так ласково на меня смотрите!
Молочница: Откуда ты, малышка? Но откуда бы ты ни пришла, верно, очень устала. И, наверняка, мечтаешь об отдыхе и большой кружке молока. Моя коровка даёт чудесное молоко, которое быстро вернёт тебе силы. Вот мой домик. Я сейчас схожу за молоком.
(Заходит за белый домик к белой корове и возвращается с голубой кружкой молока. В это время звучит танец "Тридцать три коровы")
Эля(пьёт молоко): Спасибо. Мне стало тепло и уютно.
Молочница: Меня зовут тётушка Тереза. Ну вот, твои щёчки и порозовели. А то совсем бледненькая была. Теперь посиди, отдохни, а я пока пойду к пышным розовым кустам - полью свои цветы. Я поливаю их молоком.
Эля: Тётушка Тереза, а зачем вы свои розы поливаете молоком?
Молочница: А как же иначе?  Я ведь выращиваю снежные розы, а они зацветают только если их поливать молоком от снежной коровы. (Ставит ведёрко в сторону)
А теперь, если ты отдохнула, то, может, расскажешь, как тебя зовут и как здесь оказалась?
Эля: Меня зовут Элеонора. Я ищу брата Даниила, которого, может быть, забрала река.
Молочница: Не хочешь ещё молока? Нет? Ну и ладно. Послушай, Часовой человечек прав. Чудо может свершиться только до полуночи, и брата ты сможешь найти только пока не пробьёт полночь.
Эля: Но как мне его найти?
Молочница: Ищи за Чёрным оврагом, за долиной Шёпотов, там, где замёрзший водопад обрывается в бездонную пропасть и звездопад воспоминаний искрящейся пылью оседает на его льдистых струях.
Эля: Спасибо, тётушка Тереза. Спасибо.  Я тогда пойду быстро, хорошо?
Молочница: Иди, деточка. Времени до полуночи осталось не так уж много. Возьми на память одну из снежных роз. Они излечивают любую хворь.(Срезает один из крупных тугих бутонов и протягивает Норе)
Эля: Спасибо. До свиданья!
(Музыка)
Эля (ласточке): А почему овраг назвали Чёрным?
Ласточка: Это самое тёмное место. Свет не достигает дна оврага даже в полдень.
Эля: Он что, такой глубокий?
Ласточка: Нет. Просто в нём собралась вся тьма мира. И ещё там живёт Снежный лев.
Эля: Ой, как темно стало! (Затемнение)
(Впереди раздаётся ужасный рёв. В темноте размытым пятном что-то забелело. Чем ближе, тем отчётливее и больше оно становится. На девочку уставилась огромная львиная морда. Вокруг неё ореолом развевается серебристая грива)
Эля и ласточка: Снежный лев!
Снежный лев: Это я. Будете убегать?
Эля: Нет.
(Лев качает головой)
Снежный лев: Ну и правильно. Что я зверь какой? (Ревёт) Скучно. Никого нет. Никто не заходит в гости. Скоро совсем с тоски помру. Или одичаю. Может, поиграем, а?
Эля: Я бы с удовольствием. Но я ищу брата и мне надо успеть найти его до полуночи.
Лев: А мы успеем. Я тебя куда угодно мигом отвезу. Только давай поиграем немножко. Ну, чуть-чуть.
Эля: Ну, хорошо. А во что будем играть?
Лев: В салочки! Мои любимые. Обещааю поддаваться!
(Подвижная игра, в салочки со львом играют все участники бала)
Лев: Всё, дай отдышаться! Куда отправимся?
Эля: Тётушка Тереза сказала, что моего брата надо искать за долиной Шёпотов.
Лев: Тогда, вперёд! (Рычит и срывается с места)

(Панорама лесов и лугов,  высоких гор, чьи заснеженные вершины серебрятся в темноте. Затем горы расступились, и видна небольшая долина)
Лев: Это и есть долина Шёпотов. Прислушайся.
(Акустическая музыка с шёпотом)
Лев: Замёрзший водопад ты увидишь сразу, когда выйдешь из ущелья. Удачи, маленькая подружка! (Лижет девочку в щёку и отходит)

Эля: Теперь надо не споткнуться в темноте... Здесь  гораздо светлее, чем в ущелье.
(Появляется вид водопада. Близ него танцуют звёздочки воспоминаний. И тут вперёд выходит Дед Мороз с посохом и мешком)
Дед Мороз: Всё закончится хорошо, если все сейчас вспомнят что-нибудь хорошее в минувшем году!
(Участники бала по кругу делятся воспоминаниями)
Дед Мороз: Смотрите! Здесь кто-то стоит! Волосы сверкают золотом...
Эля: Это же Даниил!
(Даниил  поднимается с камня, на котором сидел, и направляется в противоположную от девочки сторону)
Ласточка: Он, похоже, не видит Элю.
Эля: Даниил! Даня! Даня!(Бежит к брату)
(Музыка, звучит эхо. Даня обернулся, и Эля уткнулась лицом ему в шею)
Даня: Кудряшка!  Как же далеко ты забралась.
Эля: Просто мне было без тебя так плохо. Нам всем без тебя плохо. И маме с папой, и Паше. Возвращайся домой.
Ласточка: Торопитесь, скоро полночь!
Даня: Как нам вернуться?
Ласточка: Просто возьмитесь за руки и закройте глаза. Только не отпускайте друг друга ни на миг.
(Брат с сестрой берутся за руки)
Дед Мороз: И все беритесь за руки!
Эля: Ласточка-звезда, иди скорее ко мне.
Ласточка: Нет, нам пришло время расстаться. Я – душа. Прошло слишком много времени, как я была человеком, так много, что я уже забыла даже своё имя. Но теперь это неважно, ты дала мне новое имя.
Эля: Ласточка-звезда.
Ласточка: Не грусти, ты нашла брата.  А меня просто вспоминай, когда будешь смотреть на мелькающих в небе ласточек. И кто знает, может быть, именно в этой стае промелькнут мои крылья. А сейчас поторопитесь, осталось слишком мало времени.
Дед Мороз: И загадайте про себя самое сокровенное желание на старый Новый год!
(Дед Мороз, ласточка и звёзды провожают Элю и Даню под песню "Любви негромкие слова")
Эля: Прощай, ласточка-звезда. Спасибо тебе.
Ласточка: До свидания. Только до свидания. Запомни, нет разлук для тех, кто стал дорог друг другу.

(Вновь все собираются у дома братьев и сестры. Их встречают мама и соседи)
Мама: Дети, пора обедать. Мне  долго вас ждать?
Даня: Мы уже идём. А Пашка и Элеонора, видишь - просто без лишних слов бегут наперегонки!

Дед Мороз: Но это ещё не всё! Давайте теперь все отпразднуем хороший конец этой истории, пройдя традиционным шествием! Выбираем пару...
(Выборы пары и шествие)
(Вальс)
(Выборы королевы бала)
Ласточка: А теперь Дед Мороз раздаст призы всем, кто отличился на балу, и сувениры на память!