Ладожский Титаник Часть 2-я

Иосиф Финкельштейн
   Оставшиеся в живых впоследствии поведали о совершенно потрясающих эпизодах
  мужества, стойкости, взаимопомощи во время этой самой крупной в истории
  катастрофы на внутренних водоёмах.
   Выпускник медицинской академии Михаил Ситкин вспоминал, как курсанты Высшего
  Военно-морского инженерного училища среди холодных волн пытались спасти девочку
  дошкольного возраста, родители которой находились рядом, в воде. Родители
  выбились из сил и утонули. Трое курсантов из последних сил держали девочку на
  поверхности до тех пор, пока не иссякли и их собственные силы. Среди них был
  курсант Михаил Рогачёв, который держал эту девочку в ситцевом платьице. И
  девочка и её спасатели погибли.
   Курсанту Василию Якименко запомнился на воде батальонный комиссар Богданов с
  женой. Богданов плыл в шинели, поддерживал и успокаивал жену: "Ирочка,держись".
  Набежавшая крутая волна поглотила жену комиссара.
   Аварийная ситуация на тонущей барже развивалась стремительно. Ветер крепчал,
  росла волна. Шторм набирал силу.
   Баржа продолжала быстро заполняться водой и быстро оседала, погружаясь в воду.
  Сильнейшие порывы ветра срывали и уносили за борт различные предметы.
   Раздавались крики о помощи. Курсанты и их командиры в этих условиях проявили
  исключительное самообладание. Находясь в опасной обстановке, они, как могли,
  успокаивали растерявшихся.
   Смыло за борт политрука Щербо. Он судорожно пытался сбросить с себя снаряжение
  и шинель. С криками "Спасать политрука" за борт бросились курсанты Абрам
  Фаерсон, Олег Александров и Владимир Василевич, но следующая волна накрыла их
  навсегда.
   Курсант Олег Толстобров и ещё сорок человек продолжали бороться со стихией на
  кормовой части баржи. Много лет спустя капитан 1-го ранга Олег Леонидович
  Тостобров вспоминал,что разговоров они не вели, издавали только предупреждения:
  "Берегись! Волна!". И всё же после схода волны недосчитывались людей. Со своим
  соседом по тросу Тостобров пытался удержать полуобнажённую обезумевшую
  женщину, у которой погиб ребёнок. Обессиленная, она стояла между ними. Сильная
  волна, накрывшая их, оторвала эту женщину и унесла в пучину.
   Курсант Фёдор Ермолин увидел, что к плотику, за который он зацепился,
  приближается девушка, подал ей руку и помог взобраться на плотик. Какое-то
  время Ермолин был занят тем, что боролся с ней, не давая ей покинуть плот,
  держал за руку, когда надвигалась очередная волна. Потом девушка успокоилась и
  сказала Ермолину:"Давай перед смертью познакомимся". Её звали Тосей Захаровой.
  Их плотик отнесло далеко от баржи. Фёдору и Тосе удалось спастись.
   Николай Михайлович Лазарев, автор капитального труда "Титаник" Ладожского
  озера", вспоминает:"Курсант первого курса паросилового факультета Александр
  Шнайдман в критический момент катастрофы, как и все пассажиры, стоял на верхней
  палубе. Участок палубы, на котором он находился, оторвало от баржи и снесло
  волной в сторону от неё. При этом волной его не накрыло. В первые мгновения он
  не осознал всего того, что с ним произошло. Он не понимал, что находится на
  обломке палубы, а не баржи. Но затем, мобилизовал своё внимание, волю,
  осмотрелся и оценил обстановку вокруг себя. Справа, в метрах тридцати плавала
  баржа. Буксирный пароход "Орёл" в нескольких метрах раскачивался на волнах,
  подбирал с дощатых обломков и  из воды плававших людей. Александр  так же
  заметил, что на якоре буксира, крепко вцепившись в него руками, сидел человек
  в белых трусах.  Носовая часть буксира то погружалась в воду, то появлялась
  над поверхностью воды. Курсант на якоре был почти полностью раздетым и
  проходил жестокие испытания: то принимал холодную водяную ванну, то охлаждался
  пронизывающим ветром, который гнал воздух, наполовину разбавленный водяной
  пылью.
   Шнайдман быстро двинулся по обломку палубы в сторону буксира, схватился за его
  фальшборт (ограждение по краям наружной палубы корабля, представляющее собой
  сплошную стенку без вырезов или со специальными вырезами для стока воды-И.Ф.)
  и перевалился на палубу. Всё это он проделал относительно легко, так как в
  воде находился непродолжительное время и сохранил свои силы. Оказавшись на
  палубе, он вспомнил о человеке, державшемся на якоре буксира, направился в
  носовую часть парохода и вытащил его на буксир. Так Александр вызволил из воды
  курсанта первого курса электротехнического  факультета Л.Ф.Суевалова....".
   Впоследствии Л.Ф.Суевалов стал доктором технических наук, профессором,
  начальником кафедры военно-морской академии кораблестроения и вооружения
  имени А.Н.Крылова, инженер- контр-адмиралом.