Все к нам ехали, в Сибирь

Василий Храмцов
ВСЕ К НАМ ЕХАЛИ, В СИБИРЬ
Чего-то вспомнилось сегодня. Кто-то разбудил память. Я жил тогда в деревне на Алтае. К нам каждое лето приезжали «шабашники» - строительные бригады. Были из Закарпатья, приезжали из Армении, из других мест. Я дружил со всеми, и некоторые из них побывали у меня дома.

Мужчина из Закарпатья принес однажды в подарок яблоко. Диковинка в наших краях по тем временам. О чем мы с ним говорили? Да обо всем. Но только не о политике. Он был старше меня. Очень сдержанный, тактичный. Впечатление о нем осталось хорошее. Я попросил его научить меня говорить по-украински. Мы начали со слова «спасибо». «Дякую» - сказал он.Я очень удивилcя. Ничего общего с нашим понятным – «спаси Бог!» , и никакой благодарности в нем не звучало. Но я запомнил его, хоть и казалось мне, что собеседник  меня разыгрывает.

Бригада работала дружно. Начинала с восходом солнца и трудилась до заката.  Располагались они в одном из классов школы, и местная уборщица, мать-одиночка, сама не имевшая жилья, готовила им еду. Приходил к ней парень – отец мальчика, да только морочил голову. Дескать, мать не разрешает ему связать с ней судьбу.

Наступило время, когда закарпатцы стали возвращаться с работы пораньше. Но не затем, чтобы отлеживаться. Они времени  не теряли. К своему отъезду  безвозмездно построили домик для школьной уборщицы и вселили ее. А для колхоза срубили добротный бревенчатый коровник. По их просьбе рассчитывались с ними пшеницей. Они отправили ее домой по железной дороге.  Затем и ехали в такую даль – за пшеницей.

Раньше или позже – не помню, но что-то строила в колхозе бригада армян. Эти были молодые. Ко мне захаживал парень, ровесник, или даже моложе меня. Мы расспрашивали друг друга о местах, где живем. Я рассказывал ему об обычаях сибиряков, о выживании зимой. Он удивлялся, так как даже не мог представить, что такое мороз до сорока градусов. Да еще с ветром!

В Армении климат мягкий. И обычаи другие. Я тогда не знал историю армян и слушал очень внимательно. Дошло до культуры. И вдруг этот парень заявляет:

- Наша нация в культурном отношении более развитая, чем русские.

- Почему ты так решил?

- У нас многие играют на скрипке, а у вас скрипок нет. Балалайки.

- Не только. Есть гармошки, баяны, мандолины. Целые оркестры народных инструментов. Есть в них и скрипки. То, что в сельских домах нет скрипок, это ничего не значит. Думаю, у вас тоже их раз-два и обчелся.

- Нет, инструмент распространенный.

- Давай вместе сыграем: я – на мандолине, ты – на скрипке.

- Лично я не играю. А по селам и городам скрипок много!

Мы вышли на воздух, на берег широкого озера. Как раз там невдалеке, на другом берегу, купались наши парни и один армянин из бригады. Ребята плескались, окатывая друг друга водой. Что-то гостю не понравилось, и он применил против деревенского парня хук справа. А ударил он самого задиристого юношу нашего села. Сдача была бы неминуемой, но армянин бросился вплавь к противоположному берегу, на котором они все разделись.

В погоню поплыли сразу несколько человек, однако армянин изначально вырвался вперед, и догнать его на воде не представлялась возможным. Но впереди ведь был берег! Там бы его и настигли юноши. И доподлинно известно, что его ожидало.

За всем этим внимательно наблюдал участковый милиционер, подъехавший на мотоцикле с коляской к одежде купальщиков. Как только армянин ступил на берег, он велел ему взять одежду, посадил в коляску и увез, как говорится, в неизвестном направлении.

  Мы напряженно ожидали развязки. А тут вмешалась власть. Даже я возмутился, не вслух, правда. Мой приятель армянин широко улыбался. Немного поразмыслив, я решил, что милиционер поступил мудро. Он увез зачинщика драки с берега, где могла произойти потасовка.  А отпустил его там, где была остальная бригада, строго наказав вести себя прилично.