Азбука Ахматовой - Казакевич, Кафка, Керн

Юрий Прокуратов
Азбука Ахматовой - Эммануил Казакевич, Франц Кафка, Анна Керн
* * *
Казакевич Эммануил

КАЗАКЕВИЧ  ЭММАНУИЛ ГЕНРИХОВИЧ (1913, Кременчуг - 1962, Москва), писатель. “Весна  на  Одере”, “Синяя  тетрадь” - создан образ  В. И. Ленина  во время его жизни в Разливе.

20 января 54. Во время чаепития разговор зашел о Казакевиче. Оказывается, муж Иры Пуниной прочитал Анне Андреевне вслух тот абзац из «Сердца друга», где о ней. Ну зачем это? Я давно знаю – и молчу. Ничего прямо оскорбительного там нет, но есть насмешливое, ироническое – а время ли сейчас над ней иронизировать? Он там поминает студенток, ярых поклонниц стихов Анны Андреевны Ахматовой. Не совсем понятно также, полагает ли и сам автор, вместе с изображенными им дурочками-студентками, что стихи эти специфически-дамские, что Ахматова не один из великих русских поэтов, а поэтесса, пишущая исключительно на женские темы – ну нечто вроде Шкапской или еще там кого-нибудь?...
– Я же не A. Н. Толстой! Зачем же так почетно? Разумеется, идя по стопам товарища Жданова, он имеет полную возможность ругать меня на все буквы алфавита, но по отчеству-то зачем?...
«Бедняга Казакевич! – подумала я. – Он, наверное, не понял, почему она ушла. Он, наверное, не знает, что когда говоришь о поэте, следует именовать его в соответствии с литературным, а не бытовым именем»
                Л. Чуковская. Записки об Ахматовой

Других  писателей у меня для  вас  нет. (Якобы эти крылатые слова  сказанны именно о Казакевиче.)
                И.  Сталин

5 мая 1955. Казакевич утверждает, что Сурков держится главным образом тем, что при всякой возможности указывает на антисоветскую (будто бы) линию таких писателей, как Казакевич, Н. Чуковский, Гроссман, Всев. Иванов и др.
Казакевич... составил забавную табель о рангах для писателей - или как он говорит, “шкалу” - состоящую, кажется, из 84 (или76) номеров, начиная от “величайший”, “гениальный” и кончая “классовый враг”. Тут есть и “справедливо забытый”  и      “несправедливо забытый”, и  “небезизвестный”, и “интересный” и “выдающийся”, и “видный”, и “крупный”, и как качественное определение - “детский”. Он сказал, что, если разработать эту шкалу, она сильно помогла бы, скажем, работникам Литфонда.
- Предположим, - сказал он - я, Казакевич, прошу пособия 5000 рублей. Рудянский глядит в “шкалу” и видит: “Казакевич -   интересный писатель”, и отвечает: я могу дать вам только 2 тысячи.   
К. Чуковский 

* * *
Кафка Франц

Франц Ка;фка (3 июля 1883 г., Прага—3 июня 1924 г.,  Австрия) немецкоязычный писатель, философ, широко признаваемый как одна из ключевых фигур литературы XX века.

31 октября 59. Пересказала нам весь роман Кафки «Процесс» от начала до конца.
Отозвалась же о романе так:
- Когда читаешь, кажется, словно вас кто-то берет за руку и ведет обратно в ваши дурные сны.
Л. Чуковская. Записки об Ахматовой

Керн Анна

Анна Петровна Керн (11 февраля 1800 г., Орёл - 27 мая 1879 г., Москва)

19 ноября 58. К Керн никакой любви не было. Он был затронут, кокетничал, не более. Ничего возвышенного в письмах Пушкина к Керн я не нахожу. Никакого уважения
Л. Чуковская. Записки об Ахматовой

“Безалаберный! Ты ничего не пишешь мне о 2100 р., мною тебе должных, а пишешь мне о M-me Kern, которую с помощью божией я на днях ***
                Пушкин - С. А. Соболевскому