Страх Божий. 2 глава. Душа и дух

Игорь Доронин
     Но что есть дух?

     Задолго до рождения Чарльза Дарвина, святой Антоний Великий дал свое, не связующееся с современным естествознанием определение четырёх видов живых существ:
     - «одни из них бессмертны и воодушевлены каковы ангелы: «словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» (Пс.32:6);
     - другие имеют ум, душу и дыхание, каковы люди;
     - иные имеют дыхание и душу каковы животные;
     - а иные имеют только жизнь каковы растения. Жизнь в растениях держится и без души, и без дыхания, и без ума и бессмертия».

     «В основе всего нашего бытия лежит принцип троичных отношений: Бог – Троица, а мы - во образ и подобие Его: дух, душа, тело» (архиепископ Алексий Фролов).

     Первое же упоминание трехчастности человека, принадлежит апостолу Павлу: «ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес.5:23).

     «Так как человек состоит из всякого вида душ - души физической, чувственной и разумной, то апостол словом «дух» обозначил разумную часть; «душа» - чувственную, «тело» - физическую жизнь в нас» (святитель Григорий Нисский).

     Священным Писанием так изображается сотворение человека: «и создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7).

     «Весь человек наименован живою душею, потому что, по соединении души с телом, он сделался единым существом, состоящим из души и тела, но существом, в котором полное преобладание имеет душа» (святитель Игнатий Брянчанинов).

     Меж тем, будучи заключена в теле, душа не ютится как это порой принято считать, в каком-то определенном месте – сердце или мозге, – но «имеет свой вид, который подобен виду человека в его теле, то есть душа имеет и главу, и перси, и руки, и ноги, и очи, и уши, словом, все члены, как и тело; душа облечена в тело, как в одежду, а члены ее облечены в соответствующие члены тела» (святой Макарий Великий).
    
     «Душа вездесуща в теле, как Бог в мире» (святитель Григорий Богослов).
    
     «Душа проникает все тело и всю кровь» (преподобный Иоанн Кронштадтский).

     «Душа человека получает свой вид от её теснейшего общения с телом, и выглядит подобно телу человека: её наружный вид есть образ и вид внешнего человека в его теле» (Авва Евагрий Понтийский).

     Но что в мельчайших деталях повторяет конфигурацию физического тела?
 
     Капилляры, составляющие самую протяженную и разветвленную сеть системы кровообращения, без которой была бы невозможна сама жизнь.

     Следовательно, можно предположить, что душа не собственно кровеносная сеть и не бегущая по ней кровь, питающая каждую клетку организма, а некое нематериальное (энергетическое) тонкое тело (субстанция) в крови, постоянно контактирующее со всеми этими клетками (Лев.17:10-14).

     «Если же душа или Ангел называются бесплотными, то лишь потому, что они не имеют грубой, видимой всеми «нашей» плоти» (святитель Игнатий Брянчанинов).

     По исследованию святителя Луки Крымского:
     «душу можно понимать, как совокупность органических и чувственных восприятий, следов воспоминаний, мыслей, чувств и волевых актов, но без обязательного участия в этом комплексе высших проявлений духа, не свойственных животным и некоторым людям», про которых сказано «это люди… душевные, не имеющие духа» (Иуд.1:19).

     «Господь, распростёрший небо и основавший землю, образовал дух человека внутри его» (Зах.12:1).

     «Рожденное от Духа есть дух» (Ин.3:6).

     «Нужно понимать, что тело и душа человека созданы одновременно, вместе, - и в сие самое мгновение вдунут (как вдунут - это необъяснимо) Богоподобный дух, так что человек сразу явился во всем своем величии и совершен по душе и телу» (святитель Иоанн Дамаскин).

     «Духу Господню в тварях принадлежит оживотворение их со времени их творения» (преподобный Иоанн Кронштадский).

     «Дух человеческий есть дыхание Духа Божиего, и уже поэтому он бессмертен, как все бестелесные, ангельские духи» (святитель Лука Крымский).

     «Естество души человеческой в отличие от естества Ангельского имеет дух животворящий, и своей деятельностью оживотворяет соединенное с ним земное тело» (святитель Григорий Богослов).

     «Дух, или словесная сила, есть высшая способность души человеческой, которою она отличается от души животных, называемых по неимению этой способности бессловесными» (святитель Игнатий Брянчанинов).

     «Дух содержит чувство Божества — совесть и ничем неудовлетворимость. Он есть та сила, которая вдохнута в лицо человека при сотворении.

     Душа - низшая сила, или часть той силы, назначенная на ведение дел земной жизни. Она такого же чина, как и душа животных, но возвышена, ради сочетания с нею духа.

     Дух из Бога, сочетавшись с душою животных, возвел ее на степень души человеческой» (святитель Феофан Затворник).

     «Все люди, как и Ангелы Божии, - дыхания Божии, оттого-то Ангелы и называются духами, или, что тоже, дыханиями Божества, а человеческие духи - душами, потому что они произошли от дыхания божественного и дышат Богом. Святым Духом, сказано, «всяка душа живится и чистотою возвышается» (преподобный Иоанн Кронштадский).

     «В Библии, особенно же в псалмах, слово душа часто употребляется в общепринятом смысле, то есть как совокупность всей деятельности душевной и духовной.
     Но мы и говорим, что при жизни дух и душа человека соединены в единую сущность, которую можно назвать просто душой» (святитель Лука Крымский).

     «Душа, поелику соединена с телом, естественно, вследствие сего соединения, а не произвольно, сообщает телу силу жизненную» (святой Василий Великий).

     Именно это сопряжение души и тела, в Священном Писании называется словом «плоть», «подразумевающем единство тела и души, как материальной сути живого организма» (Екатерина Истомина).

     «Душа в теле, в душе ум, в уме слово, коими созерцаемый и прославляемый Бог обессмертивает душу, даруя ей нетление и наслаждение вечное» (святой Антоний Великий).

     «Душа есть существо доброе по естеству» (святитель Игнатий Брянчанинов), и по толкованиям святых угодников, душа по природе своей бесстрастна, а ее движение в мятущихся страстями противоестественно.

     «Чистота души есть первоначальное дарование естества нашего, а страсти суть нечто придаточное, и в них виновна сама душа» (преподобный Исаак Сирин).

     Ибо «при создании души такой сотворил ее Бог, что и в естество ее не было вложено порока, напротив того, сотворил ее по образу добродетели Духа, вложил в нее законы добродетелей, рассудительность, ведение, благоразумие, веру, любовь и прочие добродетели по образу Духа» (святой Макарий Великий).

     Оттого и «тело первого человека было в совершенном согласии с душою, а душа находилась в совершенном согласии с духом, то есть с силою словества - этим высшим достоинством души человеческой.
     Душа первозданного по преимуществу была живою, как движимая, просвещаемая и управляемая Святым Духом» (святитель Игнатий Брянчанинов).

     «Когда же слышишь в Писании о страстях душевных и телесных, да будет тебе известно, что говорится сие относительно к причинам страстей» (преподобный Исаак Сирин).

     Поскольку «существует некая скрытая нечистота и некая преизобилующая тьма страсти, которая через преступление Адама проникла во все человечество; и она помрачает и оскверняет и тело, и душу.

     Лукавый князь тьмы еще в начале поработил человека и всю душу его облек грехом, все ее существо и всю ее осквернил, всю ее поработил, не оставил в ней свободной от своей власти ни одну ее часть, ни мысли, ни разум, ни тело.

     Вся душа пострадала от страсти порока и греха, ибо лукавый всю душу облек в свое зло, то есть в грех» (святой Макарий Великий).

     «Грех, измышленный диаволом, исказил и обезобразил душу, раздвоил ее неестественно, обратил ее мысли и привязанность и любовь к твари вместо Творца, отвратил от любви к Своему Первоначалу, Первообразу, Первоживоту, привлек к первоначальнику зла и тьмы - диаволу, насеял в ней ложные суетные помышления, страстные суетные стремления и чувства, пристрастия к тварям, отвратил ее очи от нетления и обратил к тлению, от неба к земле, от рая к месту изгнания» (преподобный Иоанн Кронштадтский).

     «При согрешении праотцев смерть немедленно поразила душу;
немедленно отступил от души Святой Дух, составляющий Собою истинную жизнь души и тела;
немедленно вступило в душу зло, составляющее собою истинную смерть души и тела» (святитель Игнатий Брянчанинов).

     «Подобно тому, как тело тогда умирает, когда его душа оставляет без своей силы, так и душа тогда умирает, когда Дух Святой оставляет ее без Своей силы» (святитель Иоанн Златоуст).

     «На эту смерть указывал и Бог заповедью, данною в раю, когда говорил: «а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:17).

     Тогда умерла душа Адамова, разлучившись преслушанием от Бога; телом же он прожил от того времени до девятисот тридцати лет» (святитель Григорий Палама).

     «Когда ты слышишь: «смерть души», не подумай, что душа умирает подобно телу. Нет, она бессмертна. Смерть души есть грех и вечное мучение.

     Поэтому Христос и говорит: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28).

     Погибшее остается только в удалении от лица Того, Кто погубил» (святитель Иоанн Златоуст).

     «Смерть бывает «троякая»: телесная, духовная и вечная.

     Телесная смерть состоит в разлучении души от тела.
     Эта смерть - общая всем, праведным и грешным, и неминуема, как видим. Об этой смерти говорит Божие Слово: «человекам положено однажды умереть» (Евр.9:27).

     Вторая смерть - вечная, которой осужденные грешники вечно будут умирать, но никогда не смогут умереть; пожелают обратиться в ничто из-за жестокого и нестерпимого мучения, но не смогут.

     Об этой смерти говорит Христос: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Апок.21:8).

     Третья смерть - душевная, которой мертвы все, не верующие во Христа, истинную Жизнь и Источник Жизни.
     Также и христиане, исповедующие Бога и Христа, Сына Божия, но живущие беззаконно, мертвы этой смертью» (святитель Тихон Задонский).

     «Душевная смерть - это тяжкий, смертный грех, за который человек будет вечно мучиться в аду.

     Почему же тяжкий грех является смертью для души?
     А потому что он отнимает у души Бога, которым только она и может жить, ибо как жизнью тела является душа, так и жизнью души является Бог, и как тело без души мертво, так и душа без Бога тоже мертва.

     Грешный человек ходит, будучи живым по телу, но душа его, не имеющая Бога - своей жизни, мертва.

     Потому-то святой Каллист, патриарх Цареградский, и говорит:
«многие в живом теле имеют мертвую душу, погребенную как бы во гробе».

     Гробом является тело, а мертвецом - душа. Гроб ходит, а душа в нем бездыханна, то есть безбожна, ибо не имеет в себе Бога.

     Таким образом, живое тело носит в себе мёртвую душу» (святитель Димитрий Ростовский).

     Приведенные тексты из духовных наставлений столпов христианства, приоткрывают смысл изречения Иисуса Христа одному из своих учеников, прежде чем идти за Ним, пожелавшему похоронить отца: «иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф. 8:22).

     Хотя при появлении на свет «всякий человек получает и имеет дыхание Духа Святого, никто не рождается от духа сатаны» (святой Лука Крымский), а «дыхание Вседержителя дает ему разумение» (Иов.;32:8), по истине, от Адама до апостолов, приявших Святого Духа от Господа, дохристианское человечество, в подавляющем большинстве своем, - за исключением избранников Божиих, на которых по Его благоволению почивал Дух Господень (Ис.11:2-3), - жило с душами, закосневшими вследствие подавления их духа безудержным натиском плотских страстей.

     «Противоестественное господство плоти над духом выражается, между прочим, в том, что дух, как будто погребен в плоти, связан плотью» (преподобный Иоанн Кронштадтский).

     Дела же плоти известны,
     «они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал.5:18-21).

     «Ничто так не стесняет духа, как безумное вожделение, сластолюбие, пьянство и всякое зло, происходящее отсюда» (святитель Иоанн Златоуст).

     «В самом деле, мы часто живем так, как будто нет в нас духа, и высшая степень человеческого развращения обнаруживается тем, что дух совсем подавляется и человек становится как бы одной плотью» (преподобный Иоанн Кронштадтский).

     «Начало греха есть похоть, через которую погибает умная душа» (святой Антоний Великий).

     «Мертвящая сила греха состоит в отпадении человека от Бога. Грешник «отчужден от жизни Божией» (Еф.4:18) и «живет как бы без Бога» (Еф.2:12).

     «Богообщение, вещи Божественные и духовные составляют естественную пищу нашего духа, или как бы его стихию.

     Отпадши оттуда, он принужден теперь быть не в естественном себе месте и умирать, как без пищи и без воздуха.

     В отъятии и как бы убитии сил душевных и телесных, грех назван ядом: и точно, он есть яд.

     Как ржа съедает железо, так он съедает душу и тело.
     Он отнимает у ума живость, сообразительность, быстроту; у воли - крепость и стойкость; у сердца - вкус и такт» (святитель Димитрий Ростовский).

     «Когда душа оскверняется грехом, тогда Бог отвращается от нее, или лучше – сама душа отделяет себя от Бога, и лукавые демоны, вошедши в помысел, внушают душе неподобные дела: прелюбодеяния, убийства, хищения и подобные сим демонские злые деяния» (святой Антоний Великий).

     Когда с кем такое происходит, то его дух «томится, и крушится как пленник в узах, находящийся в услужении у варваров - страстей похотных. Сам он не удовлетворяется, и страсти делает не удовлетворимыми, сообщая им безграничный разлив.

     От чего животные потребности у животных все в своей мере, а у человека, когда он предается чувственности, чувственные потребности предела и меры не имеют?

     Эту безмерность сообщает им дух, попавшийся в плен к ним, а дух сею безмерностью чает затушить свою жажду Бесконечного, по образу Коего создан, и в Коем едином благо его» (святитель Феофан Затворник).

     «Источник изливает чистую воду, но на дне его лежит тина. Если возмутит кто тину, весь источник делается мутным.

     Душа, когда бывает возмущена, срастворяется с пороком.
     И сатана чем-то одним делается с душою, оба духа во время блуда или убийства составляют что-то одно» (святой Макарий Великий), тогда как «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор.6:17).

     «Дух Божий и дух сатаны действуют повсюду и на все живое» (святитель Лука Крымский).

     Но если плод Духа Божиего есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5:22-23), то дело духа лукавого - погубление души ненасытной безудержностью плотоугодия.

     «Безрассудная душа, по естеству бессмертная и госпожа тела, становится рабой тела из-за чувственных удовольствий, не разумея, что услаждение тела - пагуба душе.
     Но впадая в нечувствие и объюродевши, заботливо печется она о сем услаждении тела» (святой Антоний Великий).

     И как добру всегда и во всем противодействует зло, так и «плоть и дух всего чаще враждуют между собою и противоборствуют друг другу; и как тело бывает в добром состоянии, когда болезнует душа, так душа цветет и простирает взоры горе, когда желание удовольствий утихает и увядает вместе с телом» (святитель Григорий Богослов).

     «Плоть противится духу, то есть всякой добродетели, чтобы мы не то делали, что хотим, ради Бога и спасения души и ради блага ближних» (преподобный Иоанн Кронштадский).

     «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает.
     Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал.6:7-8).

     «И душа тому принадлежит, с кем в общении и единении она своими хотениями.
     Поэтому или, имея в себе Божий свет и в нем живя и украшаясь всякими добродетелями, причастна она свету упокоения, или, имея в себе греховную тьму, подлежит осуждению» (святой Макарий Великий).

     «В зависимости от того, какую жизнь ведёт человек, душа его бывает или светла, или одета мраком» (Авва Евагрий Понтийский).

     «Помни, - вразумляет нас преподобный Иоанн Кронштадский - что всяким грехом, всякой страстью и пристрастием к чему-либо земному, всяким неудовольствием и враждой на ближнего из-за чего-либо плотского оскорбляется Всесвятый Дух, Дух мира, любви, Дух, влекущий нас от земного к горнему, от видимого к невидимому, от тленного к нетленному, от временного к вечному, от греха к святыне, от порока к добродетели.

     Различай в себе Духа Животворящего и духа мертвящего, убивающего твою душу.

     Когда в душе твоей мысли добрые – тебе благо, легко, когда на сердце спокойствие и радость, тогда в тебе дух благой, Дух Святой, а когда в тебе недобрые помыслы или недобрые сердечные движения, тогда – худо, тяжело, когда ты внутренне смущен, тогда в тебе дух злой, дух лукавый.

     Когда в нас дух лукавый, тогда при сердечной тесноте и смущении мы обыкновенно чувствуем трудность дойти сердцем до Господа, потому что злой дух связывает душу и не допускает ее возвышаться к Богу.

     Дух лукавый есть дух сомнения, неверия, страстей, тесноты, скорби, смущения, а Дух благой есть Дух несомненной веры, Дух добродетелей, Дух свободы духовной и широты, Дух мира и радости.

     По этим признакам знай, когда в тебе Дух Божий и когда дух злой, и как можно чаще возвышайся благодарным сердцем к Всесвятому Духу, оживотворяющему и освящающему тебя, и всеми силами беги сомнения, неверия и страстей, с которыми вползает в нашу душу духовный змий, тать и убийца наших душ».

     «Все знакомые со Священным Писанием знают, как многочисленны и в Ветхом, и в Новом Завете тексты о диаволе и духах нечистых и о злом влиянии их на дух человеческий.

     А святой апостол Иоанн Богослов в своем первом послании (1Ин.4:2-8) прямо говорит о духе антихриста.

     Влияние этого духа, враждебного Духу Божию, на сердца человеческие огромно. Откуда же родился дух сатаны?

     Гордость - антитеза смирения,
     злоба и ненависть антитеза любви,
     богохульство - антитеза любви к Богу,
     самолюбие и корыстолюбие - антитеза любви к людям.

     Отрицательное возникает при потере положительного и неуклонно развивается.
     Тьма возникает при потере света, холод - при потере тепла, неподвижность и застой при потере движения.

     Дух сатаны родился при потере любви к Богу.

     Люди, сродные по духу сатане, воспринимают дух его, неуклонно развиваются в нем.

     Об этом образно говорит святой апостол Павел: «Для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?» (2Кор.2:16).

     Люди, по духу сродные Богу Любви, воспринимают Духа Святого и неуклонно совершенствуются в добре и любви» (святитель Лука Крымский).

     «Слава Господу и Его милосердию: Он так много возлюбил нас, что дал нам Духа Святаго, Который учит нас всему доброму и дает силу побеждать грех» (преподобный Силуан Афонский).

     «И почиет на нем Дух Господень, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия» (Ис.11:2).

     «В стяжании этого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божьего» (преподобный Серафим Саровский).

     И так как в человеке «не духовное прежде (изначально), а душевное, потом духовное» (1Кор.15:46), то «духовность есть высшее достижение человеческой души» (святитель Лука Крымский).

     «Дух могущественнее плоти и если будем духом побеждать плотские вожделения, то с Божией помощью преуспеем в победе и над страстями, потому что Бог не дал власти природным желаниям тела побеждать дух человека, стремящийся к нему» (инок Никодим).

     «Живя более духом, чем телом, мы побеждаем слабость тела силою духа» (священномученик Киприан Карфагенский).

     Потому и призывает нас Господь: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф.26:41).

     Как учит святитель Феофан Затворник:
     «созданный по образу и подобию Божию, человек по самой природе своей некоторым образом Божеского рода.

     Будучи же рода Божия, он не может не искать общения с Богом, не только как со своим началом и Первообразом, но и как с верховным благом.

     Потому-то сердце наше и бывает довольно только тогда, когда обладает Богом и бывает обладаемо Богом.

     Ничто, кроме Бога, не успокаивает его. Соломон много знал, многим обладал и многим наслаждался, но все это наконец должен был признать «суетою и томлением духа» (Еккл.1:17).

     Один покой для человека - в Боге.

     «Кто мне на небе? И с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек»(Пс.72:25-26)».

     «Когда человек начинает наконец понимать, что он не тело, которым он видит и которым живет на земле, а бессмертная душа, сотворенная по образу и подобию Божию, и тело его есть только временная одежда души, тогда начинает искать Бога Отца, создателя своего.

     И насколько в искании своем он приближается к Богу, настолько и Бог приближается к нему дарованиями Своими» (инок Никодим).

     «Не знаете ли, - вопрошает нас апостол Павел, - что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?

     Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:19-20).

     «Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела» (1Кор.6:13).

     «Очень ошибаются, - разъясняет апостола святитель Игнатий Брянчанинов - ошибаются в погибель свою те, которые признают плотские пожелания неотъемлемыми свойствами тела человеческого, а удовлетворение их естественною необходимостию.

     Нет! Человеческое тело низошло к телам скотов и зверей по причине грехопадения.
     Естественны плотские пожелания естеству падшему, как свойства недуга - недугу; они противоестественны естеству человеческому в том состоянии, в котором оно было создано.

     Иначе: зачем бы и воскресать телам человеческим для блаженной вечности, в которой имеют место одни наслаждения духовные?

     Хотя и тела наши суть храм Божий, но по преимуществу составляют собою храм Божий наша словесная сила, наш дух, наши ум и сердце. Под именем сердца разумеются все ощущения духа.

     Когда ум и сердце соделаются обителию Бога, а они-то первоначально и делаются Его обителию, тогда естественно делаются Его обителию и душа и тело, как вполне зависящие от ума и сердца».