16 Кошмары во сне и наяву

Леонор Пинейру
На следующий день Эдуардо вновь рассказывал о том, как заблудился в лесу. Теперь это произошло в его ночном кошмаре, в котором с необычайной точностью повторилось все, что прежде он пережил наяву.

– Нет причин для беспокойства, – успокаивал его брат Бартоломеу. – Сны пусты, они ничего не значат.

С тех пор Эдуардо больше никому не рассказывал о своих снах, хотя каждую ночь он блуждал по тропическому лесу, теряясь в кошмарах.

Он просыпался в холодном поту и широко раскрытыми глазами вглядывался во мрак, тяжело дыша, как человек, долго убегавший от своих преследователей. Брат Эдуардо молился, но его душа была так далека от Бога , что молитва не приносила ему ни облегчения, ни успокоения.

Неделю спустя кошмарные видения стали преследовать Эдуардо не только ночью, но и днем. Всякий раз, когда он подходил к лесу, где-то в глубине чащи, черной, как ночное небо, ему виделись два ярких зеленых огонька. Он смотрел на них, и его охватывал несказанный ужас.

Вскоре он решил не приближаться к лесу, а еще спустя некоторое время – перестал выходить из дома, если на то не было особой надобности. Когда он подходил к окну и смотрел вдаль, ему казалось, что деревья движутся не него зеленой толпой.

– Теперь я – загнанный зверь. Теперь я в западне, – думал он.

Желая обезопаситься, Эдуардо завесил окна плотной тканью, сквозь которую ничего не было видно. Однако это не спасло его от страхов, терзавших его изнутри.

Брат Бартоломеу, обеспокоенный тем, что Эдуардо уже несколько дней подряд не появлялся в церкви Святой Анны , где оба служили, решил его проведать.

Сидя за столом, Эдуардо раскрыл книгу, надеясь, что чтение принесет ему желанный покой. Однако, как только он взглянул на страницу, слова стали распадаться у него перед глазами на отдельные буквы, а те превращались в корни и лианы, готовые схватить его и утянуть в чащу. В ужасе он захлопнул книгу и замер, глядя на пламя горевшей на столе свечи.

Услышав стук в дверь, он резко встал. Насторожившийся Герцог поднялся с пола и последовал к двери вместе с хозяином.

– Кто там? – спросил Эдуардо.

– Это я, брат Бартоломеу.
Приоткрыв дверь, Эдуардо бросил быстрый взгляд на своего друга.

– Входи…

Был день, но комнату Эдуардо окутывал плотный сумрак. Лишь часть стола была освещена единственной свечой, плакавшей воском.

– С тобой все в порядке? – спросил Бартоломеу. 

– Да, то есть, нет, – нервно ответил Эдуардо.      

– Тебе нужна помощь?

– Нет…Он преследует меня.

– Кто?

– Нечистый…

Крайне встревоженный душевным состоянием товарища, Бартоломеу обратился за помощью к падре Жозе да Мадалене. Конечно, глава миссии не сразу принял брата Бартоломеу. Только в середине июля брат получил у него аудиенцию. За все это время лучше Эдуардо не стало.

Выслушав брата Бартоломеу, падре Жозе да Мадалена сказал:

– Судя по вашим словам, брат Эдуардо нуждается в помощи. Будет лучше направить его в Беленский монастырь. Там наши братья исцелят его и спасут его сбившуюся с пути душу.

«Здесь нам одержимые ни к чему. Особенно теперь, когда за каждым нашим шагом следит премногоуважаемый губернатор», – подумал Жозе да Мадалена .
После короткой паузы он продолжил:

– Мы не можем допустить, чтобы наш брат отправился в Белен в сопровождении одних только индейцев. Они не сумеют оказать ему духовной поддержки, которая ему необходима. По этой причине нужно, чтобы его сопровождал кто-то из братьев.

– Несомненно, падре.

– Я рад, что вы так хорошо меня понимаете, брат Бартоломеу. Насколько мне известно, вы с братом Эдуардо всегда очень ладили. Мне представляется наиболее разумным, что вместе с ним в Белен направитесь вы.
Бартоломеу побледнел. Он не был намерен покидать Мариуа, тем более теперь – в начале сезона сбора и заготовки тропических пряностей .

– Падре, я очень благодарен вам за доверие ко мне, однако вынужден сказать, что есть одно обстоятельство, которое препятствует мне выполнить ваше распоряжение.

– Какое обстоятельство? – спросил глава миссии несколько недовольно. Он не привык слышать возражения от подчиненных.

– Если и брат Эдуардо, и я отправимся в Белен, в церкви Святой Анны останется только один священник.

– Да, это не очень хорошо. Но, должно быть, другого выбора нет. Сегодня вы сами сказали мне, что дело срочное, и что оно не терпит отлагательств.

– Падре, позвольте мне назвать имя одно человека, который сможет сопроводить брата Эдуардо вместо меня.

– Я вас слушаю.

– Брат Педру, кармелит-мирянин. Дает дополнительные уроки некоторым ученикам в церковной школе.

Если бы Бартоломеу высказывал все, о чем думал, он бы добавил:
«Не соблюдает существующих в Мариуа негласных правил, вмешивается в чужие дела, задает слишком много вопросов, всегда встает на сторону индейцев, которых считает равными нам».
Однако монах озвучивал далеко не все свои мысли, поэтому ограничился тем, что уже было упомянуто.

В сущности, падре Жозе да Мадалене было неважно, кто будет сопровождать брата Эдуардо в Белен. Поэтому он, не желая напрасно тратить время, принял предложение Бартоломеу и распорядился, что в столицу штата Гран-Пара и Мараньян направится брат Педру.