29. Дух и материя

Сергей Михальчук
Богословская Антропология

Бытие как духовное явление.

Дух и материя.

Проблема взаимоотношения и взаимодействие «нематериального» и «материального» в «сознании», в нынешнее время, на современном уровне исследования работы «мозга», уже выходит на уровень «непосредственного моделирования психики», в самых разнообразных социопсихологических экспериментальных методиках. Поэтому, неимоверно возрастает роль учитывания духовнонравственного» или пневматологического фактора в подобном «моделировании», ибо речь идёт не только об «этической», но и о «духовной» (осознаваемой), и «бытийной» (онтологической) ответственности подобных исследователей в их исследованиях. А, меж тем, на смену прежним, религиозным, канонам, ограничениям и ориентирам исследовательского интереса «мышления», учитывающих, каким-то образом, этот «пневмологический» фактор, не приходит ничего нового, имеющего авторитетный статус, для современного исследовательского «сознания».
«Пневмология сознания», таким образом, остаётся невостребованной и оттесняется на обочину «мейнстрима» психологии и социологии - основного и главного русла «исследовательских интересов сознания» в данных областях развития «мысли».
***
Зафиксированная история исследовательского интереса «сознания» к самому себе, в контексте развития человеческой цивилизации, насчитывает две тысячи с лишним лет. Именно столько времени понадобилось «сознанию» человека для того, чтобы связать всё множество процессов и движений, которые кто-то называет «душой», а кто-то - «духом», с тем, что наука называет «мозгом». Необходимо отметить, что на этом пути, в особенности в его начале, мы находим большое число религиозных, в том числе христианских, мифотворческих и натурфилософских прозрений. Именно они привлекали всё большее и большее внимание человека к его голове, среди всех остальных «частей и составов человеческого тела», связывая именно с головой и «мозгом» всё самое главное и значительное в жизни человека, в особенности его «этические и эстетические воззрения» и «мифотворческие идеи созерцания окружающего мира».
Исследуя состав и структуру «тканей и вещества живой материи», исследователи установили, что «мозг» - это целая «нервно-мозговая система», охватывающая отнюдь не только голову человека, но и всё его тело. Всвязи с чем совершенно новое понимание приобрело древнее поверье, связывающее «душу» человека с его кровью. Теперь человеческое сознание ассоциировалось с этой самой «нервно-мозговая тканью», состоящей из многих миллиардов нервных клеток - нейронов. Эти самые нейроны, вырастая в нейрофизиологическом контакте друг с другом, доставляют «нервные сигналы» во все чести тела человека, обеспечивая, одновременно, «обратную связь» - получение «центральной нервной системой нейрофизиологической информации» от всех частей тела человека, с помощью «эффекторных нейронов», идущих ко всем тканям и органам человеческого тела. Эти «нейроинформационные сети», являются «нейрофизиологической основой, средой и носителем чувственной иерархии человеческого сознания», служа рецепторами «органов чувств» и их каналами связи со «спинным и головным отделами мозга» - центром «нервной системы». Они образуют сложнейшую «информационную сеть» с неисчислимым множеством «информационных связей».
Надо ли удивляться тому, что подобная «информационная суперсистема», образом и подобием которой могут служить современные суперкомпьютеры и «модели искусственного интелекта», оказалась обладающей некими удивительными способностями, уже не только «нейрофизиологической (материальной) природы», но «психологической (нематериальной) природы» и «пневмологической (духовной) природы», наподобие того, как в современных моделях «суперсистем искусственного интелекта» планируется обнаружение некоторых уже открытых физикой, кибернетикой и биофизикой «квантовых эффектов обмена и обработки информации».