В чем суть прогресса?

Михаил Анохин
Прогресс освобождает внутреннюю энергию человека от сковывающих её традиций. Освобожденная энергия, ни чем не сдерживаемая, ни куда не направляемая хлещет из такого свободного человека, преображая живую природу в рукотворное подобие её.

Прогресс не возможен без разрушения традиционной семьи, без юридически и социально оформленного «атомарного (автономного) человека». Именно из идеи «атомарности» человека проистекают все остальные идеи и в первую очередь – идея «успешного человека».  Что такое «успешный человек»? Это такой человек, который может встроиться, найти себя, свое место в любой политической, социальной, или экономической нише.

У такого человека нет чувства Родины, поскольку это чувство подразумевает принадлежность к некому сообществу людей, объединенных общностью исторической памяти, грядущей судьбы, а любая такая принадлежность ограничивает, сковывает человека, вступает в противоречие с основополагающей идеей – идеей его автономности. 

В традиционном обществе конкурировали крупные социально-политические объединения и последней не разлагаемый на составные части была такая экономическая и социально-политическая структура как семья.  В грядущем обществе в конкуренцию вступит единичный (атомарный) человек. Это будет война все против всех. Сейчас это ласково называют конкуренцией. К этому же относится понятие лидерства.

В традиционном обществе  толерантные отношения складывались, между большими, внутренне замкнутыми системами: племя, род, этнос, народ, семья. Если же не было толерантного отношения, то начинались войны. Внутри же этих систем не было, и не могло быть ни какой толерантности! 

Традиция отсекала любые попытки нововведений даже в области  практических технологий, не говоря уже о морали и нравственности!

Следовательно,  в атомарном обществе, где каждый индивид – суверен, принцип толерантности   становится важнейшей проблемой, так как нравственные стены индивид сам выстраивает вокруг себя по собственному разумению.   

Одним из способов освобождения человека от традиционных норм, является  изменение отношения ребенка к родителям и ученика к учителям. Это утверждение верно и в обратной формулировке, то есть изменение отношения к ребенку со стороны родителей, и к ученику со стороны учителей.

Именно в этих измененных условиях начинают работать «права ребенка» и «права ученика», когда ученик становится «заказчиком», а учитель – исполнителем этого заказа.

Очевидно, что традиционная нравственная парадигма при этом ставится с ног на голову, да и с юридической точки зрения права и обязанности оказываются разорванными, разнесенными по разным сторонам субъектов этих прав. Получается так, что у младенца совершенно нет никаких обязанностей и одни только права, а у взрослых одни обязанности перед ними.

Дико? Да! Но ведь и задача «переходного периода» от традиционной цивилизации к цивилизации «атомарной» требует разрушения традиции. Так что дико – это со стороны традиционалиста, а с точки зрения прогрессиста, очень даже эффективно!

Можно с определенной точностью сказать, что идея прогресса возникла в Европе в 17 веке, хотя  экономические и социальные предпосылки этой идеи вырастали из самой исторической ткани европейской цивилизации, густо замешенной  на  демократии греческих полисов, римском праве и христианстве.

Обоснование этого утверждения требует отдельной разработки, здесь же мы упомянем только принцип естественного права утверждающего, что каждый человек рождается свободным (то есть ответственным за свои поступки) и суверенным.

На самом деле это не так. Человек рождает звереныша, способного стать человеком. Социализация и есть образование человека из этой первоначальной его заготовки – ребенка.

О какой ответственности ребенка, тем более суверенитета можно говорить, если конечно будучи в здравом уме и памяти, а не обкурившись дури?

Между тем новая Эра требует именно такого  перевернутого с ног на голову сознания. Все старое должно быть опрокинуто, оплевано, осмеяно и предано анафеме! Уже сейчас создается новая эстетика и новая этика. Пока еще только в искусстве, но так оно и должно быть, потому, как дух формирует для себя формы.

Искусство и есть поле действия этого духа, Назовем его Новым Вавилоном, или Антихристом, или Прогрессом – не важно как!