Урусовы - 1

Альтаф Гюльахмедов
Урусовы
Урак Урусов
Ураз - Мухаммед хан


***

Прим.
О фамилии Урусов сказано что это русская фамилия с родоначальником татарином  касимовским ханом Ураком отомстившим Лжедмитрию Второму за убийство своего соплеменника чингизида Ураз-Мухаммеда.

И корень фамилии в слове Урус, то есть ‘’русский’’.

Если это в переводе с татарского то ‘’русский’’ звучит как ‘’урыс’’

Как-то все не совсем гладко.

Вероятная версия для татарина корень фамилии ‘’ураз’’ – ‘’Уразовы’’ в дальнейшем трансформировавшееся в Урусовы.

Версии трансформации возможны даже среди этносов отличающихся легендарным педантизмом и аккуратностью.

В списке военнопленных татар записан некто татарин Шейхельсман на поверку оказавшийся Шейхульсламом.


***

Компиляции

Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.




Список фамилий татар Речи Посполитой

***

Сайт
 TATARZY POLSCY
…,
Улановичи
,
Ураковы
,
Урусовы
 ,…

http://who-is-who.by/wp-content/uploads/2017/05/----.pdf




Список фамилий татар Речи Посполитой

***

…Узбеев, Уланов, Уланович, Ураков, Урусов, Уцехов

https://vk.com/topic-163461381_37474926






Димитрий - Лжедмитрий II

***

Лжедмитрий II (убит в 1610 г.).

Самозванец, настоящее имя и происхождение неизвестно.

Открыто объявил себя «чудом спасшимся» царем Дмитрием в июле 1607 г. в г. Стародубе-Северском.

В начале 1608 г. его войска были усилены польскими наемниками гетмана Романа Ружинского и двинулись на Москву, разбив армию кн. Д. И. Шуйского под Болховым (в мае 1608 г.). для блокады столицы обосновался в Тушинском лагере.

Власть в лагере принадлежала большей частью гетманам Ружинскому и Яну Сапеге, которые контролировали всю деятельность «царика».

После ряда поражений от войск царя Василия бежал из Тушина в Калугу, где основал новую ставку. Летом 1610 г. вновь безуспешно пытался захватить в Москву.

Став крайне мнительным, казнил многих своих сторонников, в том числе служилого касимовского царя – выходца из рода Чингисхана, который со своим «двором» состоял на русской службе и последовательно держал сторону самозванца.

За бесчестное пролитие крови чингизида касимовские татары убили Лжедмитрия II на охоте (11.12.1610).

Его смерть развязала руки противникам польской власти в Кремле и позволила созвать ополчение для освобождения Москвы.

По месту своего пребывания последовательно прозывался «Стародубским, тушинским и калужским Вором».





МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА

***

Конрад Буссов

... Димитрий ... в день св. Варфоломея пришел назад в Калугу с большим позором и срамом, но с малым войском - лишь в несколько сотен казаков и романовских татар.

... лишив Димитрия разума и сделав так, что он начал свирепствовать и среди тех немногих татар и казаков, которые были его самыми верными и любимыми воинами, состояли при нем день и ночь, охраняли его, ездили с ним на охоту и на другие потехи, так что ни один немец или поляк не был к нему так близок.

Он приказал тайком бросить в реку Оку и утопить татарского царя Касимовского по той причине, что родной сын этого царя из ненависти ложно донес на него Димитрию, будто бы он намеревается отпасть и уехать в Москву.

Когда об этом жестоком убийстве узнал татарский князь Петр Урусов, он сильно рассердился на Димитрия и на сына утопленного татарского царя, который был источником предательства против собственного отца и не мог отрицать, что явился причиною его смерти.

Этот Урусов решил подкараулить его ночью в Калуге и убить, когда он выйдет от царя и поедет домой.

Но ему повстречался другой знатный татарин, по платью и по внешности очень похожий на того, и он снес ему своей саблей голову.

Димитрий, которому донесли об этом и подали жалобу на князя Петра Урусова, велел бросить его в тюрьму, несмотря на то, что очень его любил (за то, что он очень хорошо знал дороги на Астрахань). Приказал он посадить за приставов еще и 50 других татар и сильно помучить их несколько дней.

Но затем он снова вернул им свою милость, восстановил всех в прежней службе и снова стал доверять им точно так же, как прежде, - брать их с собой на охоту, посылать их в разведку, не только для того, чтобы добывать сведения о королевском войске, но и для того, чтобы всех, какие только попадутся, поляков и польских купцов на больших дорогах, а также польских холопов и слуг во владениях, принадлежавших их господам, хватать и доставлять к нему в Калугу со всем, что у них было.

Службу эту татары несли послушно и старательно (невзирая на то, что они за учиненный им срам и позор таили в сердце сильную ненависть к Димитрию, которую они, однако, искусно скрывали почти два месяца, а потом страшно отомстили ему, о чем будет сказано ниже).

Они часто приводили по 10, 11, 12 поляков, которых хватали в ночное время из постелей в поместьях и также многих купцов с дорогим товаром и всяким добром, которых они встречали на больших дорогах.

Некоторых из этих поляков по приказанию Димитрия лишали жизни тяжким и жестоким способом.

Почти каждое утро находили посреди рынка 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 мертвых поляков, убитых ночью, безжалостно израненных и изрубленных и таким образом замученных до смерти. Они валялись под открытым небом до тех пор, пока их наполовину не пожирали собаки, тогда только их увозили, бросали в яму и зарывали.

Это были большею частью благородные дворяне и значительные люди. Многих из таких захваченных поляков и польских купцов, как только их привозили в Калугу, отводили к реке Оке и сразу бросали живьем в воду и топили.

Поскольку татары показали себя такими преданными при захвате поляков и проявляли усердие на всякой службе и Димитрий поэтому думал, что все они забыли про тюрьму и позор, он стал доверять им еще больше и, едучи на охоту или на прогулку, брал с собой только своего шута Петра Кошелева, отъявленного злодея и кровопийцу, и двоих или троих из своей дворни, но ни одного немца, поляка или русского боярина, а вместо них 20 или 30 татар. Им он доверял свою особу, забыв, что говорится: "Доверься, так и конь твой убежит". Татары эти много раз уезжали и приезжали с ним, были очень старательны и услужливы, пока не дождались удобного времени и случая.

Тогда они дали указание всему своему татарскому войску, чтобы те были в любое время наготове со всем, что у них есть, и как только царь в следующий раз опять поедет на охоту, как можно незаметнее вывели своих близких из Калуги, сами ушли так, чтобы никто из них там не остался, держали путь на Пельну и там дожидались, пока князь Петр Урусов приедет к ним с царской охоты и уведет их из России опять на родину в Татарию.

11 декабря было особенно злополучным и несчастливым днем, особенно для Димитрия. В это утро он поехал в санях на прогулку, взял с собой, по своему прежнему обыкновению, только шута Петра Кошелева, двух слуг и еще татарского князя с 20 другими татарами. Когда остальные татары узнали об этом, они поспешно вышли, одни в одни ворота, другие в другие, вместе со своими женами и детьми, взяв с собой все, что они могли, и собрались в Пельне; было их там свыше 1 000 человек, не считая женщин и детей.

Когда же Димитрий отъехал в поле на расстояние примерно четверти путевой мили от города, открылся тайник, в котором долго была заключена и сокрыта злоба татар на Димитрия.

Татарский князь Петр Урусов зарядил свое ружье двумя пулями, подъехал как только мог ближе к саням Димитрия, стал льстить ему и так смиренно говорить с ним, что Димитрий не мог заподозрить ничего дурного.

Князь же, очень ловко приготовившись к нападению, выстрелил в сидевшего в санях Димитрия, да еще, выхватив саблю, снес ему голову и сказал:

"Я научу тебя, как топить в реке татарских царей и бросать в тюрьму татарских князей, ты ведь только ничтожный, дрянной московит - обманщик и плут, а выдавал себя за истинного наследника страны, и мы преданно служили тебе, вот теперь я и возложил на тебя ту самую наследную корону, которая тебе подобает".

Шут Петр Кошелев и двое слуг не захотели дольше смотреть на эту трагическую коронацию, ускакали, примчались в Калугу и рассказали, какая у них была плохая необычная охота и забава и как царя Димитрия короновал татарский князь.

После того как князь Петр Урусов так ловко надел на Димитрия подобающую ему наследную корону, он отправился с находящимися при нем татарами из России опять в Татарию, свое отечество.

Дорогой они грабили и брали все, что им попадалось. В Калуге стали выстрелами из пушек давать условный знак, чтобы все солдаты, находившиеся снаружи, поняли, что что-то произошло и им нужно спешно собраться в городе. Но когда они сошлись, татары были уже так далеко, что невозможно было догнать их и захватить. Однако небольшое число татар осталось все же в Калуге, скорее всего потому, что им об этом заговоре не было известно, или же у них не было лошадей, на которых можно было бы проделать столь долгий путь. Бедных людей, как зайцев в поле, гоняли из одной улицы в другую, а когда они уже не в силах были больше бежать, рассекали или забивали насмерть саблями или дубинами и бросали, как собак, в одну кучу. Им пришлось расхлебывать то, что заварили другие, хотя они, надо думать, ни слова не знали об этом деле, ибо если бы знали, то подобно другим, наверное, убрались бы куда-нибудь.

После этой травли князья, бояре, казаки и местные жители отправились за город, осмотрели место охоты, нашли своего царя, разрубленного надвое и лежащего в одной только рубашке, положили его обратно в сани и отвезли в кремль к царице. Там его чистенько вымыли, отнесли в зал, приложили голову снова к туловищу, и каждый, кто хотел, мог прийти и посмотреть на него. Через несколько дней он был похоронен по московитскому обряду в кремлевской церкви в Калуге.

Там он лежит и по сей день. Пока мир стоит, потомки в Московитском государстве будут вспоминать его и вечно благодарить татарского князя за то, что он так замечательно надел на него корону и тем положил конец его свирепствованию, ибо из-за него во всей России было много бед, сильных опустошений, убийств и смертей.




Распросные речи двух Романовских татар в Московском стане об убиении в Калуге Лжедмитрия II

***

14 декабря 1610

119 году декабря в 14 день, приехали к Москве из Колуги выходцы Романовские тотаровя Чорныш Екбеев, Ян Гурчеев, а в роспросе сказали: тому ныне четвертой день, выезжал вор из Колуги, во вторник, декабря в 11 день, за острог, гулять на поле к речке Ячейке, а с ним ездили гулять русские люди да Юртовские тотаровя и того ж часу прибежали с поля, в острог, русские люди да Юртовские тотаровя, и учали говорить всем людем вслух: «вор де побежал», а иные говорили, что вора убил Юртовской тотарин. И на то смотря, зазвонили в сплошные колокола; а дворяня и дети боярские, и посадцкие и вся¬кие люди, не поняв тому веры, ездили того воровского тела смотрить, а они Чорныш и Ян ездили с ними ж; и того вора видели они за речкою за Ячейкою, на горке, у креста, лежит убит, голова отсечена прочь, да по правой руке сечен саблею. И увидев казаки, что вор подлинно убит, прибежали в слободу, где стояли Юртовские тотаровя, и лутчих мурз, Алея мурзу Шейдякова, да Сопралея мурзу, да Кара богатыря и иных лутчих мурз казаки побили наголову многих, а дворы их розграбили. И на завтрее того, в середу ввечеру, хотел бежати из острогу Ивашко Зарутцкой, и его изымали миром, а из острогу не упустили. И они розсмотря того вора подлинно, побежали к Москве; а отъехав от Колуги верст с десять, слышали они, что в Колуге выстрелил из пушки одиножды, а тело ворово взяли, а где дели, того не ведают. А как вора убили, и князь Петр Урусов с татары из Колуги побежал вниз по Оке, а того не ведают, куды побежал; а в Колуге осталися князь Григорей Шеховской и все лутчие воровские люди. И назавтрее того, после воровского убивства, в середу, говорил князь Григорей Шеховской миру, чтоб его отпустили из Колуги, с повинною к Москве, и ему не поверили; а кого с повинною хотят к Государю прислать, про то не слыхали, а всрова жена при них была на воровском дворе, а где ныне, про то не ведают. А Царь Касимовский убит тому недели с две; а жена его с детми за приставы. А про Сопегу слышали они, что стоит в Мещевску; а сколко с ним людей и что его у мышление, про то не слыхали.

Акты исторические, собранные Археографической экспедицией. Т. 2. СПб., 1841. № 307





Ураз-Мухаммед

***

Смутное время выявило различные настроения в среде служилых татар.

В условиях общего кризиса единства среди служилых не было - да и быть не могло.

Из-за политической чехарды они оказывались в рядах борющихся друг с другом группировок.

Дамир Хайретдинов, ссылаясь на ряд исторических работ, писал об участии татар в политической борьбе Смутного времени.

Самыми заметными были «служилые татары - из числа арзамасских и казанских - под руководством князя Урусова (в то время еще христианина, выступавшего под именем Петр /Урак («Сокрушающий»)) бин Джан-Арслан, внука бия Ногайской Орды».

В 1578–1590 гг. Урус, ребенком или юношей, был взят в Москву в качестве заложника, крещен здесь и стал князем Петром Арслановичем, участвовал на стороне правительства в подавлении восстания Ивана Болотникова в 1606 - 1607 гг., осаждая Тулу.

После появления самозванцев - Лжедмитрия I и Лжедмитрия II - на их сторону «переходят большинство мишар под руководством касимовского хана Ураз-Мухаммеда» (возможно, из-за нежелания признавать «выскочку» Василия Шуйского») - Фаизов С. Ф. Ислам в Поволжье. VIII–ХХ вв. М., 1999. С. 21.

http://www.idmedina.ru/books/history_culture/?5554




Урак Урусов

***

«Зимой 1608–1609 г. Лжедмитрия II поддержали казанские татары. Личную охрану Самозванца составляли татары, во главе которых стоял вернувшийся в мусульманство ногайский князь Урак (Петр) Урусов.

После бегства Лжедмитрия II в Калугу хан Ураз-Мухаммед со своими людьми находился среди тех ведущих деятелей Тушинского лагеря, которые во главе с митрополитом Филаретом, нареченным здесь патриархом, выехали в феврале 1610 г. к польскому королю Сигизмунду в его ставку под Смоленском с просьбой прислать на царствование в Россию его сына, королевича Владислава.

Лжедмитрий II, «опасаясь измены с его стороны» (вероятно, узнав о его связях с польским троном), приказал схватить Ураз-Мухаммеда и утопить его.

Убийство 22 ноября 1610 г. хана, предводителя касимовского воинства, вызвало среди татар желание мести (Энциклопедический словарь Брокгауза — Ефрона. Т.68. С. 859).

***

11 декабря 1610 г. князь Урак Урусов, возглавлявший охрану «Тушинского Вора» и, очевидно, искавший удобную возможность отомстить, заманил его на охоту и вместе с другими татарами из охраны убил его, после чего бежал в Крым.

Убийство Ураком Лжедмитрия II перевернуло историческую страницу Смутного времени и «объективно оказало огромную услугу российской государственности» (Трепавлов В. В. Ногаи в Башкирии, XV–XVII вв./ Княжеские роды ногайского происхождения. Уфа, б/г. С.51)».

http://www.idmedina.ru/books/history_culture/?5554




Урак

***

Урусов Пётр Арсланович

Пётр Арсланович Урусов (Урак бин Джан-Арслан, тат. Uraq bine Canarslan, Урак бине анарслан; ум. май 1639, Бахчисарай) — татарский мурза, князь, сын Джан-Арслана, внук ногайского бия Уруса.
Убийца Лжедмитрия II.

В 1590-х гг. в Ногайской Орде разразился конфликт между семьями биев Дин-Ахмеда и Уруса.

Дети Джан-Арслана Урак и Зорбек были взяты в Москву как заложники и крещены. Урак под именем Пётр, а его брат Зорбек под именем Александра. В 1594 г. Урак, уже под именем Петра Арслановича, отвечал за винный стол на царском приёме. Например, в 1594 году при приёме послов Священной Римской Империи нарежал вина и разливал их царским гостям во время пира, что показывает большое доверие, которым он пользовался при дворе. Предполагается, что князь Урусов был женат на вдове князя Шуйского Андрей Ивановича.

В начале Смуты Пётр возглавлял конный отряд из казанских и арзамасских татар.

Во время противостояния царя В. И. Шуйского и Лжедмитрия II перешёл вместе с своим товарищем касимовским ханом Ураз-Мухаммедом на сторону второго, тем самым создав крупный отряд из касимовских, романовских и астраханских (юртовских) татар.
1 апреля 1610 года после череды тяжёлых поражений Ураз-Мухаммед и Пётр решили вновь сменить лагерь и посетили польского короля Сигизмунда III Вазу под Смоленском, где были им крайне благосклонно приняты. Поскольку семья Ураз-Мухаммеда оставалась в лагере Лжедмитрия II, он принял решение вернуться к тому с намерением организовать убийство.

Но по свидетельству Конрада Буссова планы его были решительно нарушены родным сыном:

"После неудачной попытки взять Москву летом 1610 года самозванец отступил к Калуге и стал готовиться к новому походу. Но сын Ураз-Мухаммеда донёс Лжедмитрию, что отец собираеться прикончить самозванеца. И Лжедмитрий решил опередить касимовского царя. Во время охоты за Окой он напал на ничего не подозревавшего Ураз-Мухаммеда и убил его. Тело бросил в воду. Чтобы скрыть убийство, Лжедмитрий поскакал к своей свите, крича, что хан намеревался убить его, но он - Лжедмитрий - чудом спасся"

Служилые татары не стали выступать за своего убитого командира, скорее всего он их уже не особо устраивал на тот момент.

Только начальник стражи Лжедмитрия, крещёный татарин Пётр Урусов в глаза сказал самозванецу что это было убийство, за что и был посажен на 6 недель в тюрьму, по выходу из которой - благодаря заступничеству царевны Марии Мнишек, однако, был восстановлен в должности.

11 декабря 1610 г. во время прогулки, воспользовавшись тем, что с Лжедмитрием была татарская стража и лишь несколько бояр, Пётр Урусов отомстил ему — «прискакав к саням на коне, рассек царя саблей, а младший брат его отсек царю руку»[1].

После этого Урак отъехал в Крым. В Крымском ханстве Урак стал советником хана по московским вопросам и организовывал походы на Россию. Породнился с беком крымских ногаев Кантемиром, который начал гражданскую войну в ханстве. В мае 1639 г. хану Бахадыру Гирею удалось заманить Урака в Бахчисарай и казнить.

http://ru.wikipedia.org/wiki/,_

***

Петр (Урак мурза) Урусов

Татары Верхнего и Среднего Поволжья — участники Cмуты начала XVII века
Максум Акчурин, Мулланур Ишеев

…князь, стольник, сын Джан-Арслана, внук ногайского бея Уруса. Оставлен в заложниках в Москве, принял крещение. Был воеводой, в 1607 г. участвовал в походе на г. Тулу [98], затем покинул царя Шуйского: «А пот Кропивною стояли: князь Петр Урусов, … и князь Петр Урусов государю изменил, побежал в Крым с ыными мурзами» [99]. В это время его отец ногайский мурза Янараслан (Джан-Арслан) Урусов, претендовавший на трон Ногайской Орды, вместе с Канаем мурзой Тинбаевым — будущим и последним беем Ногайской Орды, находился в мятежной Астрахани в числе противников московского царя. Уход Петра Урусова в Крым, подтверждают слова ногайца Табича из рода найман: «Янараслановы дети Урак да Зорбек, а у тебя, государя, их звали одного Петрушкою, а другово Олешкою, а прибежали в Азов, а ныне де Петрушка в Крыму, а Олешка прибежал к отцу в Астрохань и ныне живет в Астрохани у твоих государевых изменников» [100].

Каким-то образом оказался в стане Лжедмитрия II.

В декабре 1610 г. отомстил Лжедмитрию II за смерть касимовского хана Ураз-Мухаммеда, выбрав момент, убил самозванца — «прискакав к саням на коне, рассек царя саблей, а младший брат его отсек царю руку» [101].

После этого Урак отъехал в Крым.

Породнился с беком крымских ногаев Кантемиром, который начал гражданскую войну в ханстве.

В мае 1639 г. хану Бахадыру-Гирею удалось заманить Урака в Бахчисарай и казнить [102].

http://www.tatargen.ru/revolt.html