Неведомое. Глава IV

Александр Халуторных
(продолжение. Предыдущая глава III - http://www.proza.ru/2020/01/01/1293)

(Начало. Глава I - http://www.proza.ru/2020/01/01/1248)

       Мелиховский вызвался проводить троицу за ворота, и уже возле экипажа сказал: - Одну минутку, господа! Полагаю, что в этом деле не все так просто, как это представляется нашему начальству… Лично у меня есть большие сомнения, что двое упившихся до невменяемости пьяных могли совершить подобное зверство.

        Я сам жил в отрочестве у демидовского дяди-егеря по смерти родителей два года. Хорошо знал батюшку Серафима и его супругу,  семью владельцев усадьбы и местных жителей. С предполагаемыми убийцами: конюхами Харитоном Мазиным и Демьяном Сиротиным был знаком и даже приятельствовал… Товарищи мои, наставники в сельских радостях – рыбалке и охоте. В ночное с ними часто хаживал. С ними медовухи и крепкого самогогону опробовать приходилось не раз… В их вину совершенно не верю. Не те люди, чтобы вершить такое… В другое время я сам бы взялся за это дело, но мое присутствие необходимо в Воздвиженском, где все еще весьма беспокойная обстановка.
        Мне почему-то представляется… Да что там, я совершенно уверен, что истоки этого злодеяния находятся где угодно, только не в баклаге с брагой  двух пьяных мужиков!

        - Вот как? У вас есть основания для такого  мнения, Павел Прокофьевич?

        - Именно так, Нил Карпович! Весь мой опыт гласит, что подобные преступления не делают под влиянием хмельных паров… Хотя, по зрелому размышлению, предполагаю, что такое злодейство не под силу и здравому рассудку…

        Полагаю, что с положением дел с преступностью в Воловиковской волости, вы, Нил Карпович, пока не знакомы… Видимо, господин исправник пока не счел нужным  посвящать вас в эти вопросы… Но я думаю, что вам было бы не лишне знать хотя бы некоторые особенности местной криминальной обстановки…

       Начнем с того, что в Решетникове за мостом через Волгу сошел с рельсов железнодорожный состав, в хвост которого были прицеплены два вагона с арестантами, которых везли в Тверь для суда над ними… Если вы, Зосим Петрович, помните – это история давняя. Случилась она еще прошлой осенью…

       - Конечно, господин надворный советник! Это дело наделало много шума и до сих пор, кажется окончательно не раскрыто?

       - Совершенно верно! Так вот - крушение поезда, скорее всего, было специально подстроено некими злоумышленниками. Тогда паровая машина и семь первых вагонов слетели с насыпи, а вот на последние два вагона, оставшихся на рельсах, был совершен разбойный налет. Злодеи побили охрану и освободили арестантов. Часть уголовников ушла с нападавшими, а остальные разбежались по окрестностям. БОльшую часть бежавших за прошедшее с тех пор время отловили, уже осудили и отправили по этапу. Но двадцать три лиходея исчезли, и никто не знает, куда они подевались.. Впрочем, с тех самых пор в Воловиковской волости орудует большая шайка разбойников, отличающаяся особой дерзостью и какой-то поистине звериной жестокостью.   Вполне возможно, что костяк ее как раз и составляют сбежавшие уголовники.

       С того времени, как открылась навигация на Волге, неизвестная банда регулярно грабит речные суда. А случившееся прошлым апрелем ограбление пассажирского парохода «Пеликан», нанятого золотопромышленником Столетовым для своего сына, сочетавшегося законным браком с девицей Крашенинниковой, выходит за рамки обычного разбоя. 

       На другой день после венчания в церкви и основательной свадебной гулянки в поместье Столетова молодые и приглашенные гости (а это все крупные промышленники и купцы – народ, как вы понимаете, далеко не бедный) прибыли на пароход, чтобы совершить речное путешествие по Волге до самой Астрахани. Не успели пройти и трех верст вниз по течению, как на их на воде встретило скопление празднично украшенных лодок с ряжеными, музыкой и цыганами. Все решили, что так задумано организаторами путешествия и остановили судно.  Веселье закончилось, едва люди с лодок забрались на палубу «Пеликана». Пассажиров жестоко избили и начисто ограбили. Не погнушались обобрать и цыган, которые приехали с налетчиками. Двоих пассажиров, оказавших сопротивление злодеи, немедленно прибили до смерти.  Как потом подсчитали со слов потерпевших добыча разбойников составила около двухсот тысяч рублей наличности и до полумиллиона стоили драгоценности, содранные с дам без всякой жалости.
   
       Предполагают, что костяк этой банды и составляют беглые арестанты с того поезда. Вот только никаких следов шайки найти пока не удалось. Где скрываются разбойники не известно до сих пор. Не исключено, что злодеи обитают на Змеиных болотах. Правда, это только догадки. Места там глухие и темные, я бы сказал, даже мрачные… У окрестных жителей пользуются дурной славой. Там в окрестностях до сих пор происходят некие загадочные происшествия, которые никто не может внятно объяснить...

        Впрочем, все местное население отличает склонность к фантазиям, даже пристрастию к всякого рода суевериям и чуть ли не языческим  верованиям древних времен…

         Рекомендую вам по прибытии на место обратиться к учителю местной народной школы Прозоровскому. Он много чего интересного вам расскажет. Сей достойный муж всю жизнь собирает материалы о необычных явлениях, устные легенды и преданья, сведения об истории окрестных поселений и волостном дворянстве, в том числе и хозяевах поместья.

        Кстати, нынешняя семейка князей Гагариных – угасающая ветвь той самой  знаменитой фамилии.  Этот старинный род дал России множество достойных людей, оставшихся в истории...

       А вот среди местных помещиков  были и жестокие крепостники-самодуры, и сумасшедшие, прославившиеся кровавыми преступлениями… Впрочем, не только были… Об одном из соседей Гагариных – графе Луконине давно ходят самые зловещие слухи. Местные жители ненавидят и боятся его. Человек он самого дикого и необузданного нрава. Живет в своей усадьбе отшельником в окружении своих подозрительных слуг, больше похожих на разбойников. Поговаривают, что это он со своими молодцами бесчинствует в окрестностях. В позапрошлом годе в середине зимы губернатор по многочисленным жалобам притесняемого населения отправил к Луконину своего личного порученца в сопровождении нескольких чиновников с заданием разобраться на месте по существу происходящего там… Так все пропали по дороге. Утопли, переправлялись через Волгу  по уже наезженному санному пути. Под их возками проломился лед. Погиб и сам высокий чин, и двое его спутников, и все их слуги (шестеро числом)… Спасся только их проводник – дворовый человек графа Луконина…

        - Вы еще здесь, господа? – исправник Благонравов с непокрытой головой и дымящейся сигарой в руке стоял за воротами и сердито смотрел на них сквозь прутья решетки.

        - Уже едем, Сергей Мефодьевич!

        - Не теряйте времени на пустые разговоры, господа! Время дорого! В голосе исправника слышалось нечто большее, чем простое недовольство нерадивыми подчиненными.

        Селятин и Верещагин торопливо вскочили в повозку, доктор тряхнул вожжами: - Н-но! 
 
       Мелиховский долго смотрел им вслед.

       - Переживаете, господин надворный советник? – попыхивающий сигарой исправник Благонравов остановился рядом с ним.

        - Беспокоюсь, Сергей Мефодьевич! Новый следователь – совсем мальчишка еще, а мы его посылаем в этот кошмар! Не ровен час – сломает голову сосунок...

         - Сосунок сей, смею заметить, публично отлупил германского посланника графа фон Дитерихса! Так сказать, демонстративно устроил громкий международный скандал. Поступок неслыханный! Чревато серьезными осложнениями в и так непростых отношениях между германским Рейхом и Россией. Князь Бисмарк прислал с личным курьером официальную ноту, в коей выразил свое возмущение сим прискорбным инцидентом.

        - Н-да!.. Я слышал об этом... Но подробностей не знаю. Что же вынудило молодого человека нарушить дипломатический этикет подобным образом?

        - Смеяться будете, Павел Прокофьевич! Но я вам все-таки расскажу... Граф был не в духе, опаздывал в оперу и бесцеремонно толкнул пожилую торговку цветами, которая оказалась у него на пути на площади перед театром. Бабуля упала в лужу, а оказавшийся рядом Селятин поспешил на помощь женщине и потребовал, чтобы фон Дитерихс извинился за неловкость.  Тот, разумеется, отказался и сказал несколько не слишком любезных слов в отношении уже самого господина коллежского асессора. Наш нынешний коллега вспыхнул, машинально дал германцу пощечину и легкомысленно отвернулся, чтобы помочь пожилой, так сказать, даме... Пруссак в яростном ослеплении безрассудно  обломал о его спину свою трость. Ну, а юноша... Кстати, кому понравится, когда на тебе пробуют, прочность такого изделия?.. М-да!.. Словом, месье Селятин набил сначала морду германскому посланнику и отправил того в лужу. Вот так!

        - Прошу прощения, что значит – сначала? Потом еще кому-то досталось?

        - Вот именно! На помощь фон Дитерихсу поспешили его лакей и кучер. Слуга  графа… (между прочим, детина - в сажень ростом и здоровый, словно африканский буйвол!) намеревался, по всей видимости, просто прибить Селятина... Однако, с лакеем тут вышло неловко - он сам получил по сусалам от мальчишки и растянулся в луже рядом с хозяином. А затем настал черед и кучера (тоже, кстати, изрядный верзила). Орясина сей неосмотрительно замыслил воспользоваться кнутом и даже вытянул господина Селятина вдоль спины… Кучер закономерно и пострадал больше всех… Словом, всех троих наш пострел отправил в ту самую лужу, где прежде искупалась торговка цветами.

        - Лихо!.. Однако, странно! Нил Карпович совсем не производит впечатления былинного богатыря. Довольно обычного телосложения и роста среднего...

        - Ну, да!  Симпатичный молодой человек, и выражение лица у него всегда безмятежное, даже слегка блаженное. Таким людям на базаре глуповатые торговцы всегда стараются подсунуть порченый товар... Потом императору доложили, что некий могучий злодей избил сразу трех немцев. Государь приказал найти громилу и доставить во дворец. Рассказывают, что он был весьма удивлен, когда увидел вместо злобного великана культурного воспитанного юношу,  румяного и стеснительного... Вместо жестокого разноса Государь его мягко пожурил и велел начинать карьеру в провинции, видимо, наш Селятин царю понравился!
 
        - Ого! Теперь понятно, почему молодого человека не сослали в тмутаракань, а просто  спровадили из столицы и спрятали в наших пасторалях!

        - Ну, ко всему прочему, Нил Карпович оказался любимым племянником любимого егермейстера* Государя... Пересидит невзгоды - потом снова вернется в столицу, всего и делов-то!.. Если...

        - Что значит «если», Сергей Мефодьевич?

        - Если не будет заниматься самодеятельностью, а выполнит только то, что ему говорят! Его задача – забрать арестованных из Демидовской холодной, оформить надлежащие бумаги и сдать злодеев в клинскую тюрьму. Все!

        - А дальше?

        - А дальше мы выбьем из них признание и дело будет закрыто... Убийцы пойдут на эшафот или, если повезет, на каторгу. Меня в скором времени ожидает приличный пенсион, вы – сядете в мое кресло, а господин Селятин будет несколько лет пережидать неприятности сначала следователем, а потом и начальником уездного уголовного сыска...

        - Сдается мне, что Мазин и Сиротин – невиновны...

        - Ну и что? Эх, Павел Прокофьевич! Дорогой мой человек! Идет большая игра, я не знаю всех ее тонкостей, но сдается мне, что на кону не только мое и ваше благополучие…

        Вы же офицер, вы были на войне! Мне ли вам объяснять, что часть  бойцов, которых посылают в бой, непременно получит ранения или даже будет убита. Это их функция. Без жертв никогда не обходится!. Война – та же шахматная партия, в которой всегда выигрывает один из королей. Существуют комбинации, в которых предусмотрено жертвовать многими фишками. При этом нужно ходить по правилам – так принято. Никто не смотрит, сколько побито фигур – важен только результат!

        - Страшная логика, Сергей Мефодьевич...

        - Разумеется, Павел Прокофьевич! Хочу добавить – и абсолютно бесчеловечная, но единственно правильная, если игра идет по-крупному! В случае проигрыша потери будут неизмеримо больше и гораздо страшнее, чем гибель нескольких безвестных пешек!

(продолжение следует. Глава V -http://proza.ru/2020/01/03/644)