Йолль

Серхио Альварес
Я живу в высоком замке на холме.. уже давно.. у самого края серых земель.. у самого края, кромки туманов что охватывают время от времени эту грань меж серыми землями и остальным миром, как бы стирая эту грань, эту разницу.. как бы перемешивая то, что было и то, что есть.. поначалу, я думал туманы приходят случайно.. бессистемно, в разное время.. а теперь знаю,что они охватывают мою обитель в дни Йолля.. не знаю откуда пришло это знание, здесь нет календарей и время будто бы застыло.. то ли из воспоминаний то ли еще откуда, просто знаю... туманы приходят в Йолль.. в дни древнего праздника-ритуала самой природы.. он много старше самого человечества.. Я где-то слышал когда-то, что в эти дни возможно все..
Я живу в замке не оттого, что я кокой-то барон, рыцарь или аристократ.. нет... всю жизнь я был простым рабочим..обычным человеком, каких много.. Просто когда я сюда приехал, замок был пуст и стоял далеко от близжайших селений.. на безлюдной границе..а мне только того и было нужно, я был старик, уставший и стремящийся к одиночеству, потерянный и боящийся самого себя..И замок был тоже стар, еще старше меня..замок серого, почти черного камня высоко вздымающий в небо свои острые шпили.. Мне кажется иногда, в часы сумерек у камина, что замок живой и будто бы он следит за мной, разглядывает меня, изучает... Кто здесь жил раньше я не знаю..на стенах висят портреты людей разных эпох..и никого из них я за многие и многие годы разглядывания так и не узнал.. в его библиотеке целая уйма книг, и старые покрытые пылью фолианты и новые книги.. на самых разных языках.. некоторые вовсе писаны рунами, а были и такие, чье письмо и иллюстрации невольно наталкивали на мысль, будто книги эти и не из этого мира вовсе..
Замок огромен, а я облюбовал себе небольшую комнату в нем в высокой башне, сквозь окна которой хорошо видно небо.. и неисчислимое количество ночей я провел созерцая звездное небо, каждый раз видя во все тех же узорах небесных огней что-то новое.. один мой знакомый звездочет говорил, что так оттого, что глядя в звездное небо, всякий прежде всего смотрит в себя, в свою собственную душу..
Дальше моего замка лишь лента реки..а там не живет уже никто..вернее.. существуют, но не живут.. там серые земли.. земли и мир тех, кто ушел.. ушел навсегда..туда нет пути.. и нет пути обратно.. никому не пересечь эту реку.. это знает всякий и порой я задаюсь вопросом, для чего у  поросшего камышом берега сколочен маленький причал с лодкой..
Я слышал легенды, что в дни тумана иногда они приходят оттуда.. они как живые.. разговаривают, спрашивают, пытаются остаться.. но им только нужно объяснить мягко, что они уже умерли.. и когда туман спадет они исчезнут.. и нет смысла им более терзать себя мукой надежды жизни.. они не опасны... А уж в их края никто не торопится..почти..ведь иногда так щемит и рвет душу тоска по ушедшим и по тому, что утеряно.. но никому не пересечь реку.. и не найти причал в густом тумане..
В тот вечер ее не стало.. в самый канун рождества.. Она не страдала..все было быстро.. просто ее огромное, любящее сердце вдруг устало и решило отдохнуть, да так и не забилось вновь..И мы остались словно бы одни..и мир нам показался вдруг огромным, холодным и пустым совсем как мой нынешний замок..И вдвойне больнее было смотреть в охваченные печалью не по возрасту глаза сына, над теплым, нежным счастьем трепетной любви рая трех любящих сердец, вдруг зло пошутили боги... в самый канун рождества..когда мы хотели наряжать елку.. Когда мы прощались с ней, я вдруг ненадолго потерял его из виду, погруженный в совсем не праздничные размышления.. а когда нашел, то увидел, что он в сторонке ото всех говорит с каким-то сгорбленным стариком в старом плаще и старомодной шляпе с широкими, скрывающими тенью лицо полями..заметив мое приближение, старик ушел, что-то сказав напоследок сыну ушел по аллее, растворившись в мороси дождя пополам со снегом и карканье ворон усевшихся на ветвях..
-Мы ее еще увидим, папа! сказал он мне тогда..-Еще увидим! сегодня йолль..в дни йолля возможно все.. нам нужен только огонек.. только небольшой огонек во мгле тумана.. так он мне сказал..дедушка так сказал папа!.. отчего ж ты плачешь???
Иногда, в дни тумана, я вижу из окна словно бы какие-то смутные тени, что бродят в нем..я поначалу думал, что это те.. с той стороны, все верят, что еще живы и пытаются покинуть серые земли ища путь в тумане.. но.. уж слишком тени были огромны и какой-то трепет вызывали они в душе, будто где-то там, в глуби, за краем сознания, где все еще таится пещерный примат, я знаю кто они..и откуда.. и.. и я думаю они знают что я здесь.. смотрю сквозь окна на их тени...
Мне никогда не было нужды покидать замок...все что нужно было здесь и казалось запасам этим не будет конца..и... возможно, лучше б я его не покидал никогда.. но..
В деревне меня встретили не так, как я думал... на мои вопросы никто не отвечал, все обходили меня, словно бы не замечая и во взглядах их, бросаемых на меня я ловил искорку сожаления.. сочувствия, какую видит в глазах окружающих тяжело больной.. я околачивался так, ничего не понимая, пока какая-то старая полуслепая бабка не подошла ко мне и не заговорила со мной сама..
-Оставь нас, не терзай себя.. все уже давно ушло..все прошло..нет уже ничего что было тебе дорого, нет никого, кто бы еще помнил тебя и чье бы сердце хоть чуть-чуть билось для тебя..многие годы уже миновали..не тронув тебя, не заметив.. когда ты прошел здесь в тот замок, который никто никогда не строил, я еще была совсем сопливой девчонкой..а ты уже был стариком..-оставь нас..и отпусти себя, не терзайся, не мучь себя надеждой.. жизнь уже не для тебя.. иди в свой серый край.. иди..
И я вернулся.. я попытался сесть в лодку и пересечь реку..ведь там.. но, ничего не вышло..река не пускала меня и берег серых земель не приближался, как бы я не старался.. и когда я вернулся в свой замок, то будто бы он сам глухо бросил мне в затылок-Ты меньше чем жив и больше чем мертв..
В тот вечер пришел туман.. я сидел в своей башне и смотрел сквозь ее окна в потолке на звезды.. которые всегда словно бы их приближали и в этих окнах они всегда были видны.. даже несмотря на ненастье на улицу.. и впервые я тогда заметил, что звезды словно бы другие...иные созвездия..коих не было никогда в этом мире.. И что-то толкнуло меня.. выйти на улицу..в туман..наверное я хотел попасть туда.. к ним.. чтобы это ни значило..  И там... в тумане ждала меня знакомая фигура укутанная в плащ и широкополой шляпе..
-Сегодня йолль.. сегодня возможно все.. бери факел и иди сквозь туман.. не бойся тех, кто блуждает во мгле.. это старые.. древние..боги..они не причинят вреда, они здесь потому что сегодня йолль..древний праздник самой природы..сегодня возможно все.. бери факел и иди к лодке..плыви к ним, а наутро ты вернешься обратно..и будешь в замке на перекрестке до следующего йолля и тогда ты вновь возьмешь факел и будешь огоньком во мгле..паромщик..хозяин замка на перекрестке..
И я взял факел и пошел..сегодня йолль, сегодня все возможно..