Доброта

Владимир Булюкин
Эссе по одноимённому стихотворению
 Александра Михайлюка

      Проживая свою единственную и неповторимую жизнь на этой грешной, окаянной, унылой земле, с особой отчётливостью начинаю понимать, что злобой, постоянной и неизбывной злобой, отравлено буквально всё, к чему не прикасается «венец творения», существо, именуемое - человек. Человек, понимаемый не в смысле его Божественного предназначения во вселенной, а именно в смысле фразы «Человек это звучит гордо». Это конкретное состояние дьявольского обольщения, которому подвергся он в грехопадении, состояние превозношения себя, неумения и, самое главное, нехотения быть благодарным – это и есть постоянный источник яда в нём, источник омертвения, растления всего, к чему бы он не проявил своего внимания.
     Не обошло это состояние отравления всего и вся и самого главного понятия, или, скорее всего, ощущения на земле – любви! Во что же превратилось она, попав в распоряжение человека. Любовь в его руках стала страшным орудием  метафизического самоубиения себя самого.
     Беря на вооружение так называемые «любовные чувства», человек в своём падшем состоянии даёт простор для возникновения и развития в себе трёх едва ли не самых опасных недугов  – эгоизма, жестокости и глупости, что равнозначно – отречению от Бога, от своей души и служению золотому тельцу.  Думаю, что любой человек, попадая в ситуацию «любовной эйфории», наблюдал в себе это ощущение неуклонного и невозвратного падения в бездну.
     Что же делать в этом тупике? Есть ли выход? Да! Есть другое состояние, другое направление движения человеческого духа, куда бесовская свора (а это именно она действует в человеке, не способном сопротивляться своим «любовным порывам») не может даже подступиться. И это, конечно, Доброта!
     Доброта всегда окутана Поэзией, как непроницаемым панцырем от проникновения тёмных сил. В своём поэтическом обличии доброта обладает колоссальной боевой силой, вооружая душу волей к спасению. Она же – главная питательная среда для насыщения совести внутри человека. А где совесть просыпается, там уже бесы не в силах строить свои козни. Ведь в виде совести в нём начинает жить и действовать сам Господь.
     Не любовь нужна, а доброта
     Вместе с нежной ласковой зарёю.
     Главное совсем не красота,
     А гроза над грешною землёю.

     А что нам делать теперь со словами Достоевского « Красота спасёт мир». Думается, красота красоте рознь.  Не воодушевленная, не одухотворённая красота ведёт неизбежно и неумолимо к краху, распаду личности, сумасшествию, разложению и вечной погибели. Это априори так, и не иначе.
     К красоте совершенно необходима доброта. Но это не некая «приправа» к красоте, а её проявление, её обозначение в этом мире. Она (доброта) видоизменяет, приспосабливает красоту к обретению себя в окружающей действительности, придаёт ей заряд огромного вулканического напряжения, способного вызывать грозу, громы и молнии, становясь её неотъемлемой частью.  Это можно назвать красотой разрушения греха. Она проявляется во всей полноте, например, в библейском сюжете сожжения Содома и Гоморры, в угрозе погибели Ниневии, в изгнании Христом торговцев из храма.
      Красота, отмеченная добротой, хорошо видна и в родительской любви. Ведь отличительная черта этой любви в отсутствии изысков, назидательности, то есть проще говоря, в бесконечной простоте.
      О, святая простота. В ней всё! Как говорится, "Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного" (Амвросий Оптинский).  И уже это глобальное, всеохватывающее слово Любовь, в Божественном свете простоты, с удивительной силой расцветает в материнских чувствах, в ощущении близкого счастья, в абсолютной реальности неземной Красоты.
     Главное – простая доброта,
     Что зовём любовью материнской.
     И небес весенних чистота.
     Счастье есть и это счастье близко.
 
     И оно не просто близко. Оно реальнее всех реальностей этого мира. Собственно, без ощущения счастья, его фундаментальности, основе основ нашего бытия, нет и самой жизни. Без опоры, без рычага в виде счастья бессилен человек, теряется сам смысл его деятельности и все его институты и формы проживания на земле идут прахом. Семья становится адом, дети и внуки – злодеями, государство – злейшим врагом, весь мир – преисподней.
      В переводе на библейский язык - счастье, думается, это и есть то Царство Небесное, которое, по словам Христа, «внутри вас есть». А тут уже недалеко до раскрытия понятия «призвание». Каково же оно, призвание человека на земле? В этом слове слышится призыв к преодолению себя, к обретению единомышленников, к готовности страдать за них как за себя. То есть счастье на земле становится синонимом слова «быть», быть призванным для братства, дружбы, любви к другому человеку. 
     Добрым быть, страдая за других –
     Вот твоё призвание земное.
     Доброта и есть твой главный стих,
     В жизни это самое святое!

     Доброта – вот ключ к тайне жизни на земле, ключ к пониманию любви к Родине ( сама Россия в этом диком, обезумевшем мире, - страна всеобъемлющей , бездонной доброты), ключ, открывающий суть любви Божией к человеку, выраженной в особых путях спасения его через покров Богородицы, через звёздные лучи святых Божиих, источающие нескончаемый поток Небесной любви на нас, грешных! Сам Христос Спаситель становится для нас символом и живым воплощением Доброты!
     Доброта освящает путь человека к Богу и делает зримой взаимообразную любовь Бога к человеку!
     Пребывая в доброте мы образуем одно целое с Богом Любовью, мы становимся Его продолжением в этой жизни и в вечности, изливаясь в Его бесконечной, всеобъемлющей любви!!!