Мой маленький гном

Александр Сивухин
Мой маленький гном

* * *
Восточная Германия. Полк связи группы советских войск. Я нахожусь на срочной военной службе в должности командира отделения мастерской связи.
За забором нашей воинской части - немцы. Среди них есть друзья, с которыми я тренирую свой немецкий язык, а заодно покупаю у них шнапс. В итоге, за почти хорошее поведение, и не столь большое количество выговоров, мне под конец второго года службы, присвоили звание старшего сержанта, и наградили отпуском на Родину, сроком на десять суток, не считая дороги.
- Ну, что, романтик, доигрался! - Это начальник штаба меня так ласково называл за мои похождения за территорию части. - Ни за что бы тебя не отпустил, шалопай, если бы не твоя умная башка.
Это он припомнил случай, когда я за одну ночь сумел отремонтировать блок уплотнения телефонной связи с подвижной станции, оказавшейся нужной позарез на тот момент.
- Ладно, поезжай! Бог с тобой... Смотри там, сильно не гуляй!

* * *
За три дня поездами и автобусом мне удалось из Германии, через Польшу, Брест, Москву, Нижний Новгород (тогда город Горький) добраться до Пучежа, родного дома, родной матушки Волги. Получилось это как раз в канун Нового Года.

Просидев один день за родительским столом, на второй отправился поздороваться со знакомыми с детства местами и обозреть достопримечательности нашего городка, районного центра, а заодно, надеялся встретить кого-то из друзей. Оделся в свою военную, парадную форму и отправился гулять по заснеженному городу.

Как ни странно, впервые, а такого никогда еще не бывало, никого из друзей не встретил. Зато, вдруг вижу, навстречу идет симпатичная девушка, в которой мне показалось что-то знакомое. В ней я узнал одноклассницу, с которой не виделись уже лет пять-шесть, с того момента, как я поступил учиться в техникум.
Обрадовались друг другу, разговорились, обменялись новостями, вспомнили свою школу, своих друзей.
 
Только школа, это школа. Тогда мы были все на равных. Сейчас же кое-что поменялось, и я смотрел на нее уже, как на девушку, как на некое чудо природы мне явно незнакомое. 
Четыре года, проведенные в техникуме, плюс два года службы в армии настолько отдалили меня от своих одноклассников, что порою я даже не сразу узнавал их при встрече.

Некоторые мои друзья женились, да и девочки из нашего класса выросли, кое-кто  выскочил замуж, все поразъехались кто-куда. Я все еще искал спутницу жизни, каким-то странным способом, который заключался в том, что с зазнобой, в которую был влюблен еще в техникуме, не мог не только объясниться, а даже просто поговорить с ней нормально. Не находил слов, а лишь глядел издалека и вздыхал украдкой, как это бывает в первый раз.
 
Выяснилось, что моя одноклассница, которую я встретил, сейчас училась в институте, на экономиста, и приехала домой на зимние каникулы, и тоже никого из подруг не нашла. Так мы с ней оказались одни из своего класса в опустевшем городе. Я предложил ей вместе отметить Новый Год. Как-никак, а все-таки компания.

Она пришла вечером ко мне домой. Принесла бутылку водки, яблоки, еще что-то. В то время считалось вполне нормальным, если в гости идут запросто, по-соседски, с таким гостинцем, тем более, что пока мы с ней учились в школе, она часто бывала у нас дома и знала наши традиции и порядки. О шампанском тогда и не помышляли. Мои родители тоже ее хорошо помнили, поэтому с радостью приняли, и мы отметили Новый Год, сидя у нас дома за общим столом.

Потом, когда родители пошли отдыхать, мы остались с одноклассницей наедине в моей комнате. Сидели, пили чай, ели яблоки, болтали ни о чем, я пел для нее под гитару  песни, свои любимые, которые выучил еще до армии. Она такие песни никогда и не слышала.
Часа в три ночи пошел ее провожать. Я ей сразу сказал, что в Горьком у меня есть девушка на примете, которую я называл про себя – Ненаглядная, и надеялся в будущем покорить ее сердце. Одноклассница как-то не придала этому значения. Девушка, мол, далеко, а я рядом. Мало ли у кого могут быть девушки. Сейчас ты только мой, и больше ничей.

Весь свой отпуск, десять дней, я, так получилось, провел с ней. Не скажу, что я влюблен был в нее. Скорее всего, воспринимал, как друга. Но, тем не менее, это была моя первая девушка! Новый для меня, загадочный мир общения между парнем и девушкой притягивал и интриговал чрезвычайно. Ее, между прочим, тоже.

Мы быстро нашли общий язык, подружились, и начали гулять и встречаться. Каждый день могли приходить друг к другу запросто домой, в зависимости от того, как договоримся, и куда решим пойти, или, как провести время.
 
Она  учила меня целоваться. Я вообще был профан в этом деле. Она откуда-то уже знала все тонкости. Обладала кроме того и другими талантами. В частности - любила обливаться холодной водой. Так ее отец приучил. Это был еще тот мужик. Пучежский "Порфирий Иванов". Зимой по городу без шапки, в одной рубашке ходил. Я его со школы помнил. Все смотрели на него выпучив глаза. Впрочем, речь не о нем.

Я называл Одноклассницу: «Мой маленький гном», - персонажем из песенки Юрия Кукина. Душа моя оттаивала, когда я находился с ней.
Мы ходили в кино, на танцы, гуляли по городу, катались на лыжах по замерзшей Волге, ходили на каток. Она приводила меня к себе домой. Записывала мои песни. Ей, почему-то, был интересен мой мир, мои увлечения. А я наконец-то встретил человека, которому мог бы подарить самого себя.

Смех-то смехом, но! Мысли мои постоянно были с той! Ненаглядной!.. Где-то в глубине души постоянно звенел маленький колокольчик, который напоминал о ней.
Все, что накопилось в моей душе, я должен бы дарить другой девушке, но поскольку, ее не было, всю свою нежность, мечты, увлечения, я отдавал однокласснице, с которой меня свела судьба в предновогодний вечер, и которая спасла меня от одиночества.  Дарить самого себя – тоже радость. Но радость во стократ сильнее, когда даришь себя любимому человеку.

Одноклассница проводила меня на автобус, когда мой отпуск окончился. Я пообещал писать ей. Но понял, что она никогда, не станет для меня большим, чем просто друг. И, может быть, зря дал ей какой-то повод надеяться. 

* * *
Окрыленный своими первыми успехами в общении с противоположным полом, раскусив, что ничего страшного в этом нет (благодаря однокласснице), выйдя из автобуса в Горьком, я пошел искать свою Ненаглядную. Адрес знал, и на удивление удачно застал ее дома. Весь день, до отправления поезда на Москву, мы прогуляли с ней по городу. Когда я спросил ее, можно ли мне писать ей письма, она согласилась отвечать на них. Ура! Начало есть!.. Я радовался, как ребенок, получивший новогодний подарок. Восторгу моему, казалось, не было предела... Все происходящее в тот момент выглядело чистой монетой, и будущее казалось светлым и  счастливым. Я еще не знал, что меня ждет впереди.

* * *
Доехав до своей части и продолжив службу, по вечерам в красном уголке, как это делали все солдаты,  сочинял письма двум девушкам. Однокласснице и Ненаглядной. Но это были совсем разные письма! Разные и совершенно противоположные по смыслу и содержанию, как мои письма, так и их ответы. Словно кто-то специально перепутал моих адресатов.
В письмах к Однокласснице, с моей стороны, ничего не было о наших отношениях, мечтах, планах. Я просто писал о своей армейской жизни: стрельбах, марш-бросках, караулах, нарядах, авралах по ремонту аппаратуры и другой армейской белиберде; посылал ей песни и стихи, которые мне самому нравились.
Как резко отличались ее письма от моих! В них было столько слов надежды и ожидания, что мне становилось не по себе. Все, о чем писала Одноклассница: о своих лекциях, о своих буднях, о зиме, весне, только, что распускающихся почках, о восходах и закатах, о каждом новом зарождающемся дне,  у нее вызывало восторг и восхищение.
Она смотрела на мир моими глазами. Словно я был с ней. Постоянно мелькали фразы: «Ты бы видел; я знаю, тебе бы понравилось; я подумала о тебе; как было бы здорово, если бы ты был рядом…». Каждое письмо она подписывала: «Твой Маленький гном». Так в шутку, если вы помните, я называл ее когда-то. Это слово – «твой, твоя», вызывало во мне бурю разнообразных чувств – от умиления до ужаса.

Совсем противоположный характер носила переписка с Ненаглядной. Мои страстные письма к ней никак на нее не действовали. Наша переписка скорее напоминала собой своеобразную схватку двух диких животных, имитирующих ритуальные игры. Именно схватку. В ее письмах сквозила все та же пренебрежительная усмешка, которая появилась с того момента, еще в техникуме, когда она заметила, что я бегаю за ней. Раза два, правда, мне удалось вывести ее из равнодушно-спокойного тона, упомянув в письме несколько моментов из ее биографии. Подумаешь, – «летописец»!.. В другой раз привел слова из шуточной  песенки: «Не задирай носа», которые она, видимо, приняла на свой счет. Видели бы вы ее возмущение! Но на этом все мои успехи и заканчивались. В остальных ее письмах чувствовалось полнейшее безразличие и равнодушие.

Такое раздвоение ситуации продолжалось полгода, пока я дослуживал оставшийся срок в армии. А потом, в реальной жизни на гражданке, получилось так, что я потерял и ту и другую девушку.

Ненаглядная, после объяснения с ней, дала мне окончательный «от ворот – поворот», а с Одноклассницей я встретился лишь два месяца спустя.
За эти два месяца успел провалиться на экзаменах при поступлении в институт, зато сумел  устроиться на работу по специальности на узел связи в своем городе - Пучеже.

* * *
Однако, от комедии перейдем к мелодраме. Был август месяц. И вот однажды встречаю Одноклассницу, ту с которой провел зимой армейский отпуск. Она уже окончила третий курс института и через несколько дней собиралась вернуться для продолжения учебы.
За полгода, пока мы не виделись, одноклассница сказочно изменилась. Из простой обычной девчонки превратилась в красивую, элегантную и стройную девушку. Я глазам своим не мог поверить. Изменилось все: фигура, одежда, прическа, взгляд. Облик ее излучал непередаваемое обаяние и очарование.
Волосы цвета спелого колоса красиво собраны на затылке оригинальной, тщательно подобранной соответственно вкусам и замыслам владелицы, заколкой. Синего цвета глаза, распахнутые навстречу солнцу, отражающие всю глубину загадочной души. Легкий брючный костюм под цвет глаз, маленькие туфельки, грация молодой пантеры удивительным образом  гармонировали со всем ее существом. Улыбка, разве что сравнимая со свежим ранним утром, дарящая полет и вдохновение. И в то же время такая знакомая, и… незнакомая.   
В этот раз все закончилось быстро и печально.
- Здравствуй! Как долго тебя не было! Ты не представляешь, как я рада тебя видеть. Почему ты не ответил на мое последнее письмо?
- Извини, не было времени и настроения для писем.
- А я все время думала о тебе и ждала, когда вновь увижу.
- Зачем я тебе?
- Не знаю, просто хочется видеть тебя.
 Мы гуляли по вечернему, летнему Пучежу. На Волге любовались беспредельной гладью в лучах заходящего солнца. Разговаривали как обычно: обо всем и ни о чем. Только  чувствую, что я уже другой человек. Если зимой мне было с ней интересно, то сейчас все исчезло. Никаких эмоций.
Видимо, пройдя сквозь какие-то духовные испытания: армейская служба, письма и неудача с Ненаглядной, неудача с поступлением в  ВУЗ, я, в какой-то степени отбросив прошлое, сам изменился. Очередной, только что проделанный шаг, породил новую  жизнь!
Она спросила, когда мы снова увидимся?
На этот раз, у меня, как-то сами собой, вырвались слова, которые я тоже двумя месяцами раньше получил в ответ от Ненаглядной в похожей ситуации. Жестоко?  Да! Но, честно. По-другому быть не могло: «Давай не будем больше встречаться…»
Но, если я стойко перенес удар, и даже на прощание попросил у Ненаглядной прислать фотографию, то одноклассница не удержалась от слез. Конечно, мне жалко было ее, но что поделаешь?
- Сашка, не бросай меня! Я умру без тебя!..
Я обнял ее:
- Прости, но сердцу не прикажешь, я люблю другую…
- Но она же тебя бросила… Она же не любит тебя!..
Я молчал.
Она немного успокоилась, потом сказала:
- Спасибо тебе за все. Не обижайся…  Спасибо, что ты есть… и, прощай!
Ну, почему так бывает? Несовпадение душ. Она нашла во мне то, что искала. Я в ней не нашел. Но, скорее всего, все так произошло из-за того, что мое сердце уже было… занято. Занято другой девушкой, той - Ненаглядной, которая отвергла меня, так же, как я отверг сейчас Одноклассницу. Вот такой загадочный треугольник. И как такое могло получиться? Кто во всем виноват? Я, наверное. Зачем я тогда зимой, перед Новым Годом остановил на заснеженной улице Одноклассницу? Возможно, все могло потом произойти по-другому? А может, свыше так надо было разыграть комедию, и зачем?..

* * *
Прошло пять лет. На пятом курсе я женился вообще уже совсем на другой девушке, которая мне была подарена судьбой. По крайней мере, так считаю и до сих пор. Золотая серединка. Но об этом я молчу и никому не рассказываю. Ненаглядная за это время бросила институт с третьего курса и по контракту с военным ансамблем песни и танца уехала в Чехословакию. Ее игра со мной закончилась вничью. Любовь даже краешком крыла не коснулась ее. Сама виновата. Зачем надо было так с плеча рубить? Да и я тоже хорош, - развернулся тогда и ушел. Однако, года три спустя, когда мы снова начали писать друг другу, понял, что шанс все же был... Надо, просто, лучше знать тонкую женскую натуру и правила ритуальных игр. Если она сначала сказала - нет, это может означать в дальнейшем  совсем другой смысл...

* * *
Да, так вот, однажды, уже после моей женитьбы, после окончания института, в который мне все же удалось поступить, после рождения первого ребенка, перед самым отправлением за тысячу километров от родных мест, по месту распределения, в город Великие Луки,  на улице, идя по Пучежу, опять же совершенно случайно, я снова столкнулся со своей Одноклассницей.
- Привет!
- Привет!
- Как дела?
- Все нормально, закончил институт, женился, уже дочка родилась.
- Ты женился на девушке своей мечты!?..
- Нет, на другой.
- Ой, Сашка! Какой же ты дурак! Если тебе было все равно на ком жениться, почему не позвал меня! Я же любила тебя! Ждала...
- Прости, так получилось. Судьба играет человеком... А ты как?
- Работаю... Начальником планового отдела. Не замужем... Тебе и вправду интересно?
- Да, нет, это я так, просто спросил...
- Ладно, удачи тебе! Совет вам, да любовь!..
- И тебе удачи! Пока!
- Пока!
Снова в душе драма, горечь и чувство какой-то досады и сожаления за свои разбитые мечты, и чувство вины за разбитые тобою мечты другого человека. Только сейчас до меня дошло, что все эти пять лет она ждала меня, ждала, когда я позову ее. Точно так же, как ждал я, позовет ли меня моя девушка...

***
Прошло еще несколько лет.
Однажды, будучи в отпуске, я приехал навестить родителей и попал на открытие торгового комплекса «Арт-центр» в Пучеже.
И что же вы думаете? Снова встречаю на этом мероприятии, кого? Правильно!
Да, это была она… Моя Одноклассница! Я заглянул в ее синие глаза. И в одно мгновение  узнал о ней все!

В первый момент взгляд ее вспыхнул прежним светом, какой был раньше, но потом снова стал спокойный и удовлетворенный. Ребенок, которого она держала за руку, что-то оживленно ей объяснял, продолжал увлекать ее к прилавку с игрушками. Они быстро прошли мимо меня. Она торопилась, следуя за своим сыном, лишь, обернувшись, издалека приветливо помахала мне рукой. Я рад был, что у нее все хорошо сложилось. А когда понял это, вздохнул облегченно. Может все же существует во взаимоотношениях между парнем и девушкой такое понятие, как дружба? Только вряд ли... Или все, или ничего!


 

https://www.stihi.ru/2010/08/22/1861