Рима

Марат Шайхутдинов
Рима родилась в августе 1941. Отцу дали возможность выписать маму с роддома , затем догонять товарищей на занятиях конных разведчиков в Алкино.
 Рима была обьектом забот всех членов семьи от начала до конца войны в деревне Муллино, в избушке с печкой и казанчиком для приготовления пищи. Вода в колодце через семь домов, туалет - помойное ведро.
 После победы родителям отца вздумалось написать письмо с приглашением в Гарейкино, чтобы мы переехали жить на родину отца , теперь заживём...
 Прожили в Гарейкино до весны 1946 года. Люба видит, что в этой глуши нет не каких перспектив для учёбы детям и нет рабочих мест. выехала в Октябрьский. и мама последовала за ней со всем скарбом и четырьмя детьми.   
  От Гарейкино до АША 12 км, через Старое Шалашово  со всеми пожитками Мама , Роза, я , Ринат и Рима добрались пешком, к вечеру. ночевали у сердобольных русских, несколько ночей пока не достали билеты на пригородный поезд   до Уфы. Нужно купить билеты до Туймазы. В кассовом зале сплошной гул за билетами. Нашлись сердобольные мужчина и женщина пожалели нас и решили купить нам билеты. Это были последние деньги которые у нас были. Конечно их след простыл, милиционер только улыбнулся когда мама сказала "свалчлар"...На поезд не попали но нам сильно повезло. Возвращался с командировки Туймазинский  рабочий вагон путейцев. Работники станции и милиционер уговорили их и они услышав ситуацию на ходу подобрали нас  в вагон со слесарными столами и сверлильным станком. " Зарежет , Зарежет" кричала женщина показывая на нашу отставшую  Риму, шагающую перед надвигающимся по соседним рельсам паровозом.. Я оцепенел , но Роза, молодец, побежала навстречу свистящему паровозу, подхватила сестрёнку , а тут соскочил путеец с вагона и побросал  нас всех прямо на пол двигающегося вагона
 Я всю ночь ехал стоя, держась за сверлильный станок. Я не помню как мы добрались до Муллино. Наш домик заняли хозяева, и мы временно поселились у Гайша -апа. В одной комнате спали  11 человек. Я ходил в школу № 1 в первый класс "К"и закончил последнюю четверть с неплохими отметками. Люба работала дежурным электриком на городской дизель электростанции . Мы голодали. Но Риме доставалось облизывать деревянную чашку из которой хозяева ели овсяную кашу.. Хозяин вернулся с фронта живой но без ноги. Работал в какой - то конторе извозчиком, он получал овёс для лошади. без карточки. Из этой точёной и3 цельного ствола дерева, чашки перепадало и нам квартирантам. Весна сорок седьмого для меня лично был смертельный год.  Я и Ринат  - ходячие скелеты. Нервные . у меня не было сил встать  пописать, лежал на голом полу . Но вот появилась съедобная трава. Каждый день мы уходили из дома с соседскими мальчишками на речку. Корни камыша были как мука. Щавель, дикий чеснок, борщовка...В памяти более десятка названий съедобных трав. Ноги как спички  живот большой -  облик ребят того времени. У Римы гноились глаза веки слиплись , она двигалась держась за кого- нибудь из нас. Когда мы переехали в город она пошла учиться в ту же школу, где учился я.
 
Неплохо рисовала, сохранились карандашные наброски портретов подруг. Приходили подруги к нам домой , оживлённо обсуждали те или иные события. Школу закончила , когда я был в армии.

 Закончила 10 классов у моих учителей. Активистка , участвовала в художественной самодеятельности, рисовала  , мастер смены в обувной фабрике, умерла в двадцать лет от лейкемии. Играли музыканты  до самого Заитово.